Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

«Якорная щель» — так называется одна из остановок по Северо-Кавказской железной дороге в 50 километрах от Сочи. Но редко кто знает, что это название связано с Уралом. В Приморском сквере города-курорта установлены старинный якорь и пушка на цементном лафете.
Надпись, высеченная на стержне якоря, гласит:
«Делан при Воткинском заводе 1719 года месяца июля 23 дня».
Долог был путь якоря от Урала до Черного моря. Этот якорь, в числе другой уральской продукции, сплавляли на баржах по Каме и Волге до села Переволоки. Там перегружали на суда с мелкой осадкой и тянули бечевой по притоку Волги — реке Медведице. После ледостава везли на специальных большегрузных санях по зимнему первопутку до притока Дона — речки Иловли. На протяжении 50 верст перешейка (где проходит теперь Волго-Донской канал) сменялось несколько воловьих упряжек. И немудрено — весил якорь 180 пудов.
Когда открылась навигация на Дону, якорь доставили в первый русский порт на юге — Азов, где уралец получил постоянную прописку, став неотъемлемой частью одного из судов Азовской флотилии.
Наконец, боткинский якорь попал на двадцатидвухпушечный военный корвет «Пендераклия» (корабль назван был так в честь победы русского флота над турецким близ местечка Пендерекли в Малой Азии).
Корвет «Пендераклия» участвовал в десантных операциях 1837—1838 гг. в составе Черноморской флотилии под командованием знаменитого мореплавателя адмирала М. П. Лазарева. Именно в эти годы под его руководством были основаны на Кавказском побережье первые русские форты: Вельяминовский (Туапсе), Лазаревский, Головинский и форт Александрия (теперь— Сочи).
В 1840 году жестокий шторм разметал старые парусники Черноморской флотилии. Затонул в районе мыса Вардане и корвет «Пендераклия». Почти полвека он лежал на морском дне. Когда начались подводные поиски золота, бывшего на английском пароходе «Черный принц», водолазы сняли с «Пендераклии» медные части и подняли на берег якорь. Долго оставался боткинский уроженец на пустынном морском берегу, дав название этой долине «Якорная щель».
В 1904 году задумали доставить якорь в Сочи. Это оказалось не под силу транспортной технике того времени. Пришлось делить его пополам и переправлять головную часть морским путем. Отрубленная головка якоря весила около двух тонн. Лишь в 1912 году ее выволокли канатами на берег и установили около здания Пушкинской библиотеки, прислонив к постаменту, на который водружена была небольшая пушка, обращенная жерлом к морю. Таков краткий «послужной список» боткинского якоря. А теперь немного о памятнике в целом.
История пушки также не совсем обычная. Отлитая из уральского металла на Порховских заводах, она полвека прослужила на Черноморском флоте.
Во время Крымской войны по приказу командования Наватинское укрепление (теперь район Сочинского морского порта) »было временно оставлено русскими войсками.
Уходя, героический гарнизон крепости взорвал все фортификационные сооружения. Вторую половину XIX века пушка валялась, покрытая ржавчиной, в долине реки Сочи.
Накануне 75-летия со дня основания форта отставной адмирал Л. Ф. Долинский отыскал изъеденную коррозией пушку, выкопал десяток ядер и на свои средства смонтировал из этих образцов старого оружия вместе с якорем оригинальную группу — памятник в виде усеченной пирамиды с лафетом наверху.
На мемориальной чугунной доске читаем:
В память победы доблестных войск в войне с Турцией в 1828-29 гг.
Таким образом, этот своеобразный обелиск победы, прославляющий русское оружие, вместе с тем служит и памятником безвестным уральским умельцам.
Размеры якоря весьма внушительны: «размах крыльев» —364 сантиметра, длина каждого «крыла» от острого края до среза 106 сантиметров, ширина — 91 сантиметр, диаметр стержня на месте среза 30 сантиметров.



Перейти к верхней панели