Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

«Уральскому следопыту» 70 лет. Звезда этого историко-приключенческого журнала взошла в апреле 1935 года, когда закатилась недолго горевшая на литературном небосклоне звёздочка «Всемирного следопыта»

«Виновником» появления «Следопыта» на Урале стал талантливый и неугомонный организатор научно-популярной и приключенческой российской периодики Владимир Алексеевич Попов-Штарк. В Москве у издателя-патриарха И.Д. Сытина он был душой таких журналов, как «Всемирный следопыт», «Вокруг света», «Мирок», «Всемирный турист»… И когда в начале 30-х годов почти все они «приказали долго жить», их эстафету подхватили уральские литераторы-приключенцы, задумав издание «журнала занимательного краеведения «Уральский следопыт» — по образу и подобию «Всемирного следопыта». Из Москвы на Урал, в Свердловск, был приглашен «заведовать редакцией» легкий на подъем Владимир Алексеевич Попов.

Тогда, в 35-м, век «Уральского следопыта» оказался недолгим: начиная с апреля, вышло только девять номеров журнала. Приключенческие, научно-фантастические, занимательные жанры в нашей стране негромко, но настойчиво признавались врагами литературы. Не будь этого, не было бы и столь длительного — 23-летнего — перерыва в бытовании «Уральского следопыта» — журнала занимательного краеведения, научной фантастики и приключений.

Но крону в любом случае нельзя отрывать от корней без ущерба для всего дерева — можно легко лишиться питательной среды… «Уральский следопыт» возродившийся, как сказочная птица Феникс в 1958 году, был плоть от плоти «Уральского следопыта» 1935 года: тот же формат и дизайн, те же жанры, тот же приключенческо-поисковый норов. Эстафету приключенцев и краеведов 35-го — Владимира Попова, Михаила Зуева-Ордынца, Анатолия Климова, Вильгельма Вогау и других подхватили организаторы, авторы, художники «Следопыта» рождения 1958 года: Вадим Очеретин, Юрий Курочкин, Спартак Киприн

Биография старейшего российского историко-фантастического журнала, насильно прерванная в 1935-м, была триумфально продолжена в 58-м.

Первым главным редактором возрождённого «Следопыта» стал известный прозаик, ветеран Уральского добровольческого танкового корпуса Вадим Кузьмич Очеретин. Затем, начиная с 1961-го, журнал возглавляли писатели Владимир Николаевич Шустов и Иван Иванович Акулов, Впоследствии лауреат Государственной премии. А с 1971-ого и вплоть до начала очередной российской пертурбации, т.е. более двадцати лет, главным редактором «Следопыта» был замечательный организатор печати Станислав Федорович Мешавкин. Поклониться этим людям в первую голову — наш долг, ибо судьба российских журналов в неизбывно единодержавной стране всегда ой как сильно зависела от личности, воли, характера главных редакторов!

В эту пору — в 70-80-е годы прошлого века— «Уральский следопыт» праздновал свой расцвет. Здесь сложился сильный творческий коллектив авторов и редакторов, подчас они воплощались и в одном лице.

Тираж «Следопыта» достиг немыслимой по сегодняшним меркам цифры— 500 000 экземпляров. И это при том, что подписка на журнал была ограничена. Не было в СССР уголка — поселка, деревни, полустанка, куда не проникал бы этот этот вездесущий мальчик с ледорубом. А коли так, то «Следопыт» был больше чем журнал — он являл собой уральско-следопытский образ жизни. Достаточно сказать, что он долгие годы был законодателем мод в отечественной фантастике, а его приз «Аэлита» до сих пор не потеряла престижа. И не случайно за именем Владислава Крапивина (я не ошибусь, если скажу, что все его произведения приходили тогда к читателю сначала со страниц «Следопыта»), Юрия Курочкина, Виталия Воловича, Юрия Липатникова, Виталия Бугрова, Юрия Борисихина и еще многих, кого вырастил журнал и кто принес журналу славу, — за этими именами стоит незаемное миропонимание и бескомпромиссная нравственная позиция.

аэлита

Время рыночного беспредела, конечно же не баловало «Уральский следопыт». Минувшее десятилетие стало для него суровым испытанием на прочность, были годы, когда пламя свечи «Уральского следопыта» едва теплилось на ветру.  Ему на помощь пришли неравнодушные люди, возглавляющие крупные коллективы. Уже многолетним другом журнала стал Заслуженный врач России С. И. Спектр. В самые трудные годы «Следопыту» протянул руку помощи Уральский мебельный центр(Т. П. Насырова). Цветными вкладками и улучшенной полиграфией журнал обязан строительной компании «Химтехстрой» (А. А. Девятых).  Несколько лет назад началось и продолжается творческое содружество журнала с Госпиталем ветеранов войн.

Несмотря ни на что, журнал не изменил себе, он по-прежнему стоит на трех китах: истории, научной фантастике и приключениях; «портфели» отделов вынужденно безгонорарного издания не пустуют, а поредевшие его подписчики по-прежнему живут во всех городах России.

Одним словом, жив Курилка!

 

Вернуться в Содержание журнала

 



Перейти к верхней панели