Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Я ехал в Латвию с конкретной целью — ознакомиться с материалами для экспозиции создаваемого на Алтае музея Николая Рериха. В Художественном музее Латвийской ССР в Риге увидел зал с картинами Николая Константиновича. Давно знакомые по репродукциям полотна полыхнули необычно ярким, поистине космического звучания голубым пламенем. Никакое, даже лучшее воспроизведение не может сравниться по впечатлению с оригиналами. Долго стоял перед известными Картинами «Брамапутра», «На вершинах», «Сострадание», «Охота», «Путь»… У сотрудников музея удалось выяснить, что знамя Мира Латвийского общества Рериха находится в музее истории Риги и мореходства, что могу познакомиться со вдовой и дочерью Рихарда Яковлевича Рудзитиса, бывшего, председателя этого общества.
Среди зданий современной застройки, на окраине Риги, нахожу обычный панельный пятиэтажный дом. Но квартира, открывшаяся моему взору, была совершенно необычной. Скорее она напоминала музей. Вдова Рудзитиса Элла Рейнгольдовна и старшая дочь Гунта Рихардовна стали моими гидами в путешествии в историю связей Рериха и Рудзитиса, Индии и Латвии, Индии и Советской России…
Первое, что привлекло мое внимание, это крупный горный пейзаж, весь в синих красках. На переднем плане — сидящий в позе лотоса человек. А за ним — бескрайние горные просторы.
— Это «Карма-Дордже», картина Святослава Рериха,— поясняет Элла Рейнгольдовна,— здесь он написал своего друга, тибетца. Рядом этюд Николая Рериха «Утро в горах», оригинал. На обороте дарственная надпись: «Рихарду. Яковлевичу. И. Рерих».
Гунта Рихардовна неторопливо ведет рассказ…
Рихард Рудзитис родился здесь же, на Рижском взморье. Девятилетним мальчиком он «издает журнал», страницы которого заполняет своими стихами, рассказами, сам иллюстрирует страницы. С двенадцати лет начал писать дневник и продолжал вести его всю жизнь.
Позже изучал медицину в Тартуском университете, затем перешел на филологический факультет. Изучал языки, понимал, что они — Путь к сокровищам мыслей других народов. Рихард Яковлевич владел немецким, французским, английским, осваивал санскрит. Понятны были ему древние языки — греческий, латынь.
Рихарду было двадцать три года, когда он обратился с письмом к , Рабиндранату Тагору, находящемуся проездом в Вене. Это это письмо — крик отчаяния.  Проблемы добра и зла, красоты и безобразного, контрасты окружающей действительности,—Рудзитис отчаянно искал разрешения этих жгучих вопросов. Вскоре пришел ответ. 17 июня 1921 года знаменитый поэт Индии написал латышскому юноше:
«Все, что я способен сделать; для Вас вдали,— это написать эти немногие слова в надежде, что Ваши духовные устремления в конце концов победят все внутренние и внешние трудности. Излишне напоминать, что поиски истины требуют преодоления препятствий — большие изваяния .создаются не из воска, а из камня, человек — художник в жизни…» .
Между Тагором и Рудзитисом завязался эпистолярный диалог. Гунта Рихардовна показывает мне индийский, журнал «Дэш» за 1981 год, где опубликована статья о переписке Рихарда Яковлевича с Рабиндранатом Тагором.
У Рудзитиса множество переводов. Он стремился из мирового поэтического наследия дать читателям то, что было родственно его основной идее. Тут Данте и Петрарка, Микеланджело, индийские и бенгальские поэты, древняя лирика Китая и Персии, сонеты Шекспира, Байрон, Шелли и Шиллер, болгарские, литовские, скандинавские поэты, Некрасов, Полонский, Блок… Он перевел 133 стихотворения Тагора, пять его пьес, рассказы, философские труды. Совместно с поэтессой Мирдзой Кемпе перевел сборник стихов американского поэта Уолта Уитмена. И, конечно же, переводил стихи и прозу Николая Рериха.
Встретиться Рериху и Рудзитису не довелось, но их взгляды, их душевный склад борцов за мир, за культуру были так близки, что они успешно работали как многолетние сотрудники, разъехавшиеся в экспедиции.
— А как конкретно завязалось их сотрудничество? — веду я разговор ближе к интересующей меня теме.
Элла Рейнгольдовна охотно поясняет. Секретарь Рериха Владимир Шибаев был рижанином. После отъезда Рерихов в Центрально-Азиатскую экспедицию, в 1925 году он на несколько лет возвращается из Индии в Ригу. Здесь состоялось его знакомство с врачом и общественным деятелей Феликсом Денисовичем Лукиным. И уже в 1928 году под руководством Феликса Лукина в Риге создалось Латвийское общество, Рериха. В начале это был просто кружок единомышленников. Официальное оформление общества состоялось в 1930 году. Рудзитис сразу ощутил созвучность начинаний Рериха своим убеждениям. В те годы общества Рериха возникали стихийно в разных странах—велико было желание прогрессивных сил поднять голос против нарастающей волны фашизма и реакции, за мир, за культуру, за просвещение. Общества Рериха выступали и за признание достижений Советского Союза.
Рерих первый написал Рудзитису. Рихард Яковлевич с самого начала был активнейшим членом общества, и об этом сообщал Рерихак Феликс Лукин. «Невидимый друг» — так обратился Рерод к Рудзитису в первом письме от 4 мая 1932 года. А потом переписка стала регулярной. С 1936 года Рудзитис становится председателем общества.
В условиях жесткой цензуры общество не раз меняло свое название, но неизменно следовало избранным курсом. Связи с Рерихом крепли.
Рудзитис и его соратники добились принятия Латвией Пакта Рериха. 23 апреля 1937 года был подписан общий меморандум Пакта и потом, в том же году, на конференции министров иностранных дел Латвии, Литвы, Эстонии в Каунасе состоялось подписание Пакта всеми тремя государствами.
В тех условиях очень сложно было вести борьбу за мир, за сближение народов. Но в Риге 10 октября 1937 года  был проведен конгресс обществ Рериха прибалтийских стран.
Гунта Рихардовна показывает прекрасно изданную книгу материалов, поздравлений, тезисов конгресса, фотографию делегатов. В центре зала узнаю Знамя мира. Я видел это белое полотнище со скромной золотистой бахромой по краям, на белом фоне круг насыщенно-малинового цвета и в нем три соприкасающихся меж собой диска — Знамя мира Николая Рериха. . .
Рижское общество было среди самых успешных и любимых Рерихами, Вот что Николай Константинович писал Рудзитису:
«…И так преуспевайте во всех областях… Из Риги всегда идут добрые вести —это так было, так будет. Будьте сильными, будьте самыми замечательными деятелями Вашей милой сердцу страны».
Одному из своих корреспондентов Рерих писал:
«По совести говоря, деятельность Латвийского общества должна в каждом культурном человеке вызывать искреннее одобрение. Если вспомним, какое количество книг издано, при этом почти все по-русски, за год председательствования Рихарда Рудзитиса, то нельзя не приветствовать эту усиленную светлую работу. А сколько полезных докладов сделано, а теперь расширен музей и намечается широкая программа на будущее…»
Общественная деятельность не мешала литературной работе Рудзитиса. Он много писал. В 1935 году выходит его сборник очерков «Мыслители и борцы» о Данте, Шелли, Байроне, Ромене Роллане, Поруке, Райнисе, Чюрленисе. В том же году он публикует монографию «Николай Рерих — водитель культуры». Это очень серьезное проникновение в биографию, творчество, культурную деятельность Рериха. Вот каким был отзыв об этой книге жены Рериха Елены Ивановны:
«На днях получили чудесные главы Вашего труда о Николае Константиновиче на русском языке, а затем подошла и сама книга. Сердечное Вам спасибо за это прекрасное приношение. Прочла с большой радостью, которая возрастала по мере чтения…»
Рудзитис внес большой вклад и в издание крупной монографии-альбома на русском и английском языках. Теперь эту монографию называют «рижской». Она вышла в издательстве общества в 1939 году. Многократно отсылались оттиски репродукций для корректуры художнику в Индию.
В то время наладить такой «почтовый мост» было трудно. Рерих жил в британской колонии, где господствовали колониальные законы, чиновники и цензоры. Известпо, что к аресту экспедиции Рериха в Тибете, гибели его каравана и пяти его спутников причастны британские «представители» на Востоке. И в 1930 году, после посещения Англии и Франции, его опять не пускали в Индию: ведь он встречался с Чичериным и Луначарским в 1926 году, работал на советском Алтае, в Новосибирске, в Бурятии, сердцем и умом принимал новый общественный строй России, и сам был русским. В своих книгах он прямо говорил, что народы мира непреодолимо тянутся к магниту идей ленинизма. Не хотели колонизаторы такого Рериха в своей Индии! Но, как мы знаем, это им не удалось. Николай Рерих и вся его семья не только жили в Индии, по и стали близкими друзьями вождя освобождения Индии Джавахарлала Неру.
50-летие творческой деятельности Николая Рериха широко отмечала советская пресса, всюду проходили выставки. Тогда все услышали слова Рериха из письма Рудзитису:
«Расцвет России есть залог благоденствия и мира всего мира. Гибель России есть гибель всего мира. Россия станет оплотом истинного мира».
…Наступила вторая мировая война. Осенью 1939 года между Латвией и Советским Союзом был заключен пакт о взаимопомощи, согласно которому- предусматривалось размещение в портах Лиепая и Вентспилс небольшого числа советских воинских частей.
Рудзитис прекрасно сознавал важность момента. Сколько решимости, сколько духовной силы в его скупых строчках того времени. .
«Теперь, когда должны оформиться наши отношения с Родиной Николая Рериха, мы выступаем в открытую со сборником статей, частично посвященного ей… В этой. книге мы открыто подтверждаем свои симпатии к русскому пароду, и многим националистам мы будем колючкой в глазу. О размещении русского войска наша пресса не упоминает почти ни слова, умалчивает… Так что мы первые ласточки». «Договор с Россией не только необходимость, но и Щит! Кто же не понимает планетарной миссии России!»
Николай Рерих умер 13 декабря 1947 года в Кулу, в Индии, когда собирался на Родину, когда и картины были уже упакованы. Рерихи предпринимали попытки вернуться в Советский Союз и раньше — перед Великой Отечественной войной через Латвию. Сколько ясных, недвусмысленных слов об этом было в письмах Рихарду Яковлевичу, Гаральду Лукину.
Рерихи так хотели быть вместе со своей Родиной в годы тяжелых испытаний… Ведь когда война началась, сыновья Рериха — Юрий и Святослав — через советское посольство просили зачислить их добровольцами в Красную Армию… .
Рудзитис все же встретился с Рерихами; 8 августа 1957 года вернулся в Советский Союз Юрий Рерих. Их встреча в Мос&ве была волнующей, радостной. Затем они виделись часто…
А каким событием была выставка Николая Рериха в Москве, привезенная из Индии в дар Советскому Союзу! Она открылась 12 апреля 1958 года. Это уже не 46 картин из собрания Латвийского общества, а свыше 400 полотен! Кстати, некоторые рижские картины тоже участвовали в этой выставке.



Перейти к верхней панели