Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

История России. Река Чусовая. Деревня Подволошная

После Динаса и железнодорожного моста Чусовая делает поворот к улице Емлина и течет рядом с ней до устья речки Четаевской Шайтанки. Затем поворачивает на запад к деревне Подволошной.

От устья Шайтанки вверх по правому берегу Чусовой более чем сто пятьдесят лет назад строили барки Шайтанского завода. После ледохода суда спускали на воду. Производилась погрузка металлургической продукции, и барки по Чусовой, Каме и Волге доставляли металл в Европейскую часть России. В XVIII веке Никита Никитич Демидов часть железа продавал в Англию.

Подволошная на пару десятков лет старше Шайтанского завода. Точной даты ее возникновения пока установить не удалось. Но в переписи 1719 года отмечены деревни Подволошная на Шайтанке (5 дворов) и Шайтанская Подволошная (1 двор). На пристань в Уткинскую слободу (ныне село Слобода) металл с Уктусского завода доставляли санным извозом (волоком) по левому берегу Чусовой. За один световой день этот путь пройти не успевали. И посередине волока основали деревню Подволошную для ночевки и отдыха людям и лошадям.

У деревни находились две шахты: Капральская и Елизаветинская. Капральская располагалась на левом берегу Чусовой. Ее первооткрывателями в 1714 г. были Кузьма Сулей и Сергей Бабин. Каково же происхождение топонима? Капральство – это четверть роты. Медную руду возили капральствами с Подволошной на Уктусский завод, позднее в Екатеринбург. Так было и в других местах. «Драгуны целыми капральствами подряжались возить медную руду с Полевского рудника в Екатеринбург, а железо из Екатеринбурга и с протчих заводов на Уткинскую пристань», – сообщает архивный документ. Здесь просматривается двойная казенная выгода: драгуны не сидели без работы и одновременно охраняли груз в пути, но в случае надобности могли выполнять и свои воинские обязанности.

читать далее

Поделиться 

Перейти к верхней панели