Рейтинг@Mail.ru

ОСНОВАНИЕ НОВОПЫШМИНСКОЙ СЛОБОДЫ (Хронология, посе

Новопышминская слобода, старейшее административно-территориальное образование в верхнем течении Пышмы, не обделена вниманием историков и краеведов. В XIX веке Шишонко и Дмитриев представили читателю некоторые древние акты, относящихся к обстоятельствам её заселения. В наше время различные аспекты истории слободы рассматривали такие исследователи, как Мосин, Коновалов Ю.В. Их выводы и умозаключения научны, базируются на архивных документах.
На основе собственных длительных изысканий, журналист и краевед Афанасьев написал историю Сухоложья, приемника Новопышминской слободы. Это интересная, обстоятельная, профессиональная работа. Она опубликована в издании «Сухоложье.Неизвестные страницы» (Сухой Лог:2004), а также в сборнике «Врачующий пояс Рифея: культурно-исторические очерки». Екатеринбург («Сократ»,2004).
Земляки должны быть благодарны этому, недавно ушедшему от нас, писателю. Он представил историю края как целостную, основанную на документально подтверждённых фактах.
При таком углубленном изучении и подробном изложении темы, остались ли ещё вопросы? Остались. Много. Причём – существенные. Они присутствуют и в публикациях перечисленных выше уважаемых авторов. Это – хронология появления и исчезновения населённых пунктов на территории слободы, места их расположения, межевые грани. Зачастую, автор отвечает на одни вопросы, но ставят другие, уже нашедшие своё решение в работах иных исследователей.
Проблема, на мой взгляд, в том, что имеющиеся в разных публикациях достоверные сведения плохо консолидированы. В настоящей работе автор, используя доступные источники, пытается обозначить существенные вопросы истории Новопышминской слободы, показать степень их «решённости» и обосновать это.
1. О времени основания поселения Невьянского Богоявленского монастыря на Пышме.
Известно, что «пионером» освоения земель в верховьях Пышмы выступил Невьянский Спасо-Богоявленский монастырь. В 7165 г. (1657 -1658 гг. от Р.Х.) царским указом обитель получила право владеть землями по Пышме. Отвод был не конкретный и давал возможность широчайшего выбора. Это и хорошо, и плохо. Если межи не закреплены документом, значит выбранную территорию нужно «застолбить» на местности, обозначить присутствие собственника (если даже не хватает ресурсов на освоение) да и приглядывать за ней. Исходя от этого, можно было бы согласиться с мнением Мосина А.Г. [6, с.471], который относит основание монастырской деревни к 7165 г., т.е. к году получения данной на земли.
Однако, внутреннее убеждение к делу не подошьёшь. Учтем и тот факт, что в переписи Верхотурского уезда 1659 года Пышминская заимка не названа. Пока первые документированные упоминания о этом поселении Невьянского монастыря относятся к 1662 году, к событиям Первого Башкирского бунта. Вот эти свидетельства:
Стряпчий Туринского острога Трегубов был извещён 23 августа 1662 г. Мурзой Выходцевым, приказчиком Чюбаровской слободы: «Невьянского монастыря строитель Давид-старец побил в походе воровских татар человек с 200…». Из дальнейшей переписки становится понятной причина активности боевитого монаха. Этим же летом Трегубов получил известие от приказчика Невьянской слободы князя Семёна Пелымского о нападении воровских людей на Мурзинскую слободу, Монастырскую деревню, что на Пышме, деревню Глинку и село Покровское. [9, с.678-679] Тот же Выходцев – Трегубову: « И в нынешнем во 170 году, августа в разные числа, изменники /…/ Павловы пустыни, и на Утке реке слободы, и Катайский острог, и Далматов монастырь, и на Пышме новую Ощепкову слободу, и Салухи Пястелеву слободу и Невьянского монастыря на Пышме реке воевали, людей побили и скот отогнали и дворы выжгли…».[9, с.685] В тот же год, С.Пелымский – Трегубову: «Да писал ко мне с Ирбити Моисей Литвинов, а к нему де писал с Белые Слуды Федор Каменский: прибежали де к нему Федору в Белослуцкую слободу выходцы русские люди, Невьянского монастыря крестьяне с верх Пышмы Кирилко Федоров да Олешка Матвеев, а сказывают де, приехали де к ним в деревню Калмытцкие воинские люди, и деревню де их повоевали, и дворы выжгли и людей посекли и скот побили…».[9, с. 687] По крайней мере, один из спасшихся крестьян в 1659 г. был учтен переписью в монастырском селе Покровском, как бобыль. «Двор. А в нем живет бобыль Олешка Матфеев сын Чердынец, женат. А детей у него нет. <…> А живет он за манастырем со 154-го году» [4].
Таким образом, временной интервал, в пределах которого образовалась заимка НБМ на Пышме, находится между 1657 и 1662 гг. Но, учитывая, что перепись 1659 г. не «увидела» это поселение, в указанном диапазоне период 1659 – 1662 гг. является более вероятным.
Следует обратить внимание и на указание Шишонко В. Перечисляя события 1660 г. он пишет: «Основана слобода Новопышминская». Сразу хочется отбросить информацию, как заведомо ошибочную. Но может быть речь идёт о первом поселении на территории будущей Новопышминской слободы, о той самой монастырской деревне? Год этот (1660) находится в середине вероятностного интервала. Автор даёт и ссылку – «Дополнен. к Акт. Историч. т. IV№ 84». [9. с.639]


Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Рейтинг@Mail.ru