Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Откуда есть пошла Российская земля

(Нестор-летописец ,перефразировано)
Пролог

Хорошо жилось историкам СССР. Вот вам Нестор-летописец, вот вам Соловьёв с Ка-рамзиным и вот вам «книга книг» коммунистов – «Краткий курс Истории ВКП(б)» под редакцией «самого товарища Сталина». Всё ясно и понятно! Но в конце ХХ века настали времена пересмотра казалось бы незыблемых постулатов. Под волну пересмотров попала и история народов и территорий, вошедших со временем в состав СССР. Тут же наряду с серьёзными исследованиями посыпались инсинуации, передёргивания, откровенная чушь! В этом очерке попробуем рассмотреть ещё одну версию…

Раздел 1. «Все мы славяне»

Для начала примем версию, что славяне как народ есть никто иные, как прямые потомки киммерийцев-сарматов. Ареал их обитания, как известно, от Дона на Западе до Вислы на Востоке и от Припяти на Севере до северного Причерноморья на Юге.
Этнос формировался в постоянных войнах с агрессивными соседями (одни тавро-скифы и аланы на Юге чего стоили!), требовавших объединенных усилий различных родственных племён, и к концу ІІ -началу IІІвека народ «славяне» состоялся.
Первым же серьёзным испытанием для славян стало нашествие готов в середине IІІвека. Это стало толчком к миграции части славянского населения из междуречья Днепра и Днестра на север за Припять в непроходимые пущи нынешней Беларуси. Следующая миграция – уже под напором гуннов в IV — V веках – на Оку, верховья Волги и к Ладожскому озеру, во владения полудиких угро-финских племён. Более цивилизованные славяне быстро покорили и ассимилировали аборигенов, сформировав через несколько поколений новый этнос, ставший базовым для народа, называемого сегодня «русские».

Раздел 2. «Начало государственности»

Официально считается, что центром притяжения северных славян (кривичей и словенов) и союзных им финских племён чуди и мери был город Новгород-на-Волхове, основанный предположительно в VII веке, а с переносом столицы кн.Рюриком (864г.) стал называться Господин Великий Новгород. Но можно предположить, что городище на Волхове основали переселенцы с юга ещё в конце IV – начале V веков. Основание? Само название Новый Город – раз есть Новый, то значит был и Старый на прежнем месте обитания.
Что касается личности князя Рюрика. «Норманнская теория» русской государственности называет его варягом, а значит шведом-культуртреггером. Но славяне называли варягами всех иностранцев от шведов до арабов! Версия же о том, что Рюрик (Рорег-сокол) был по происхождению балтом-ободритом и зятем князя Гостомысла больше похожа на правду. Ну, и в контексте вышесказанного нельзя не вспомнить о происхождении названия народа «рус» или «русь». «Норманнская теория» приписывает это название некоему мифическому шведскому племени (о котором даже шведские историки ничего не знают!), но забывать о наличии на далёком теперь уже юге реки Рось и одноимённого города, столицы племени полян, нельзя. Да и в арабских источниках V – VІ веков именно поляне именуются «росами» или «русами»! Таким образом, перед тем, как перейти непосредственно к изложению истории России, мы определились с основным:
1.культурной и этнической основой нового, северо-славянского этноса стали переселенцы из междуречья Днепр-Днестр и Северного Причерноморья;
2.центром «кристаллизации» ещё в начале V века стал будущий Новгород-на-Волхове;
3.уже к началу VI века сформировалось некое многонациональное государственное образование, состоящее из славян — кривичей и словенов, из балтов — ободритов и ливов, из финских народностей — чуди и мери и из переселенцев из Скандинавии — свеев и мурманов;
4.заслуги князя Рюрика в «создании» государства русов нет никакой.
Если быть объективным, то со второй половины IXвека история будущей России делает паузу. Начался период славянской Империи под условным названием Киевская Русь, простиравшейся от Белого до Чёрного морей и от Волги и Северного Урала до Балтийского моря и Карпат. Следующей точкой отсчёта определим вторую половину XIIвека.

Раздел 3 «Вторая попытка»

К середине XIIвека империя стала трещать по швам. Усиление и, как следствие, беспрерывная грызня удельных князей, чехарда на великокняжеском престоле, т.е.все признаки приближающегося распада. Прозорливые люди того времени предполагали нечто подобное, а среди упомянутых был сын Великого князя Киевского Юрия Долгорукого князь Вышгородский (но уроженец Суздаля) Андрей. Видя весьма прохладное отношение соотечественников к отцу и предполагая скорое и печальное окончание княжения Юрия Долгорукого, князь Андрей в 1155 году бросил Вышгород (30км от Киева) ради восстановления своих княжеских прав в Ростово-Суздальской земле. Княжение на «малой родине» началось с мягко говоря некрасивого поступка – из Вышгорода князь Андрей вывез (а, по сути, украл) главную православную святыню Руси «Икону Божьей Матери». Поступок князя стал понятен уже через два года, когда в 1157 году, после смерти отца, объявил себя Великим Князем.
«Великим» княжество Андрея назвать было сложно, не помогала даже украденная священная икона, ставшая уже почему-то «Владимирской». Власть его ограничивалась Ростово-Суздальскими землями (после переноса столицы – Владимирское княжество), а соседние Смоленское, Рязанское и крохотное Муромское княжества оставили за собой право «союзников». Великий Новгород и Полоцко-Туровское княжество не одобрили раскола империи и остались полностью независимыми. Южные княжества – Киевское, Черниговское, Переяславское и Галицко-Волынское – остались верными Киевскому престолу.
В течение нескольких последующих лет князь Андрей предпринял попытки силой доказать своё «старшинство». Но единственной его победой было взятие и варварское разграбление Киева (1169), а в войнах с Новгородом (1170) и снова с Киевом (1173) князя постигли полные неудачи. После убийства в 1174 году князя Андрея, так и не ставшего по-настоящему «великим», политическое равновесие на руинах империи установилось на долгие шестьдесят три года.
Таким образом, раскол Империи Русь породил несколько независимых государств, одним из которых была т.н. Владимирская Русь.
До начала XIIвека продолжалась типичная средневековая «идиллия». Локальные войны, частые смены князей, династические браки… Беда пришла из Дешт-Кипчак, из заволжских степей. Малоизвестный на Руси народ «монголы» или «татары», воюя в то время с вековыми врагами русичей половцами-кипчаками, вышли к границам Дикого поля. Перепуганные половцы сумели убедить Великого князя Киевского в необходимости воинского союза против неведомого врага. Владимирцы и новгородцы приняли эту идею с прохладцей, пообещав присоединиться к войскам коалиции в последний момент. Такой момент наступил летом 1223 года, когда на берегах реки Калка в Диком поле сошлись в схватке пришельцы с востока и руско-половецкая объединённая армия. К киевлянам присоединились только полочане и смоляне, помощи от владимирцев и новгородцев союзники так и не дождались. Как известно, бой превратился в побоище, в котором, увы, погиб цвет южноруской воинской аристократии.
И вновь, как в далёком 1155, поступок Владимирского князя вызвал негодование соседей и отторжение «союзников». Почувствовали это владимирцы уже через четырнадцать лет на своей шкуре. В 1237 году монголы разгромили скромные силы русов и Владимирская Русь, как государство, прекратила своё существование ещё на долгие двести пятьдесят лет.

Раздел 4. «Царство Московское»

Ещё во времена сначала монгольской оккупации, а потов во времена вассалитета в составе Золотой Орды, центром бывшей Владимирской Руси становить небольшой городок Москва, расположенный вдали от торговых трактов, а, значит, от пристального интереса монголов. Став столицей одноимённого княжества в 1330 году, Москва – центр сопротивления Золотой Орде и «объединитель руских земель». Особенное в рвение в «объединительстве» московские правители проявили после расторжения вассального договора с Золотой Ордой в 1480 году. Огнём и мечем, а ещё и крестом, сколачивалось сначала Великое княжество Московское, а затем Московское Царство (1547). Победы чередовались с поражениями, союзы с предательствами, проливались реки крови соотечественников-единоверцев, но к концу XVIIвека на политической карте Европы появилась новая империя, протянувшаяся от Западной Сибири до Прибалтики и Днепра со столицей в Москве. Татары и волжские финны, балты-ливонцы и украинцы, грузины и армяне, и прочая и прочая и прочая.
Но это была уже не Россия…

Вместо эпилога. «Что дальше?»

Для начала определимся с терминами: «Россия» или «Росия»; русские или русичи? Название «Россия» прочно ассоциируется с понятием «империя». И населяли эту империю «русские», т.е. конгломерат племён и народов, и только в том числе – славян.
То, что сегодня называется Российская Федерация есть ничто иное, как всё та же империя, многоукладная и многонациональная. И будущее у этой империи такое же, как и у её предшественниц – империи Киевская Русь, Московского Царства / Российской империи, СССР. Увы, это непреложная историческая закономерность.
Но ведь есть ещё и «Росия» населённая «русичи»? Она, Росия, значительно меньше – без Северного Кавказа и Поволжья, без Алтая и Забайкалья, без Восточной Пруссии (Калининградской области) и Восточной Сибири… Она, Росия, будет населена преимущественно людьми со славянскими корнями, одной культуры и одной веры, одного менталитета. А это значит, что Росия не будет угрожать соседям, но не даст спуску никакому агрессору! А это значит, что Росия будет великой (большой и доброй), а не Великой (агрессивной и жадной). Быть может именно это и есть искомый РУСКИЙ ПУТЬ?

Поделиться 

Публикации на тему

Перейти к верхней панели