Рейтинг@Mail.ru
аэлита кубок 3

Харев П.- Чуждый разум-6

Произведение поступило в редакцию журнала "Уральский следопыт" .   Работа получила предварительную оценку редактора раздела фантастики АЭЛИТА Бориса Долинго  и выложена в блок "в отдел фантастики АЭЛИТА" с рецензией.  По заявке автора текст произведения будет удален, но останется название, имя автора и рецензия

----------------------------------------------------------------------------------------

Ракета неумолимо неслась к земле. Яркая точка высоко в вечернем небе. Что-то сработало не так. Вход в атмосферу был выполнен под неправильным углом. Оторвавшийся кусок термоизоляции пробил обшивку. Начался перегрев. Корпус раскалился до красна. Произошёл взрыв, и ракета начала разваливаться на части, её закрутило, и она камнем ринулась вниз, навстречу поверхности чужой планеты. Шестьдесят тысяч метров. Тридцать. Десять. Наконец сработал посадочный парашют, но было уже слишком поздно. Он лишь слегка замедлил падение ракеты, и она рухнула на землю, превратившись в груду искорёженного металла.

Элг не сразу понял, что пробудило его ото сна. Он будто бы почувствовал какой-то толчок, но ощущение было слишком смутным, чтобы можно было сказать наверняка, чем оно было вызвано. Элг вышел из оцепенения и пошевелился. Он спал так долго, что для окончательного пробуждения ему потребовалось несколько мгновений, в течение которых шло быстрое восстановление повреждённых за время сна синапсов. По мере того как он приходил в себя, он всё явственнее ощущал необычное и довольно сильное возмущение пси-поля, причиной которого были мозговые волны, исходившие от некой, вероятно, разумной формы жизни. Сфокусировавшись на их источнике, Элг вскоре начал воспринимать передаваемые волнами мыслеобразы. Он увидел с большой высоты привычный пейзаж собственного мира: горы, бесплодные равнины и высохшие русла рек, заключённые в небольшой круг и вращающиеся с бешеной скоростью. Одновременно он услышал громкий высокий звук и почувствовал неописуемый ужас, который испытывало одинокое существо, находившееся в кабине летательного аппарата, прибывшего на его планету с далёкой звезды. Земля быстро приближалась, и когда она полностью заслонила собой маленькое смотровое отверстие в стенке кабины, звук оборвался и всё погрузилось во тьму.

Пилот лежал без сознания среди обломков. Кровь струйкой вытекала из раны на его голове. Порой он на короткое время приходил в себя, но не мог пошевелиться и лишь тихо стонал, и вскоре снова впадал в беспамятство. В этот миг в его угасающем сознании проносились видения, связанные с оставленным им далёким домом. До чего же странным казался Элгу этот мир, полный ярких красок, диковинных звуков и нескладных двуногих существ! Некоторые из существ сопровождали видения пилота почти всё время. Они ассоциировались в его сознании со словами «жена», «мать», «отец». Эти понятия были Элгу незнакомы. По-видимому, существа «мать» и «отец» имели непосредственное отношение к сотворению пилота, и Элг сопоставил их с силами, создавшими его самого.


Комментарии:
  1. Картинка профиля Борис Долинго

    Суть рассказа в том, что земной звездолёт терпит аварию на далёкой планете, где в спячке пребывает некое существо «Элг» (рискну предположить, что автор вывел некую производную от термина «эрг»). Этот Элг проникает в разум умирающего земного астронавта и видит там, в частности, детские воспоминания о Новом годе, Рождестве, ёлке и Деде Морозе. Также Элг настолько всемогущ, что определил координаты Земли и отправился туда. Причём Элг настолько всемогущ, что легко мгновенно перемещается по Вселенной (странно, что же он валялся в спячке на своей планете неизвестно сколько лет?) На Земле Элг окунулся в мысли землян, устал от их ужасающего количества и решил вернуться. Но он захотел показать своё дружелюбие и, ориентируясь на воспоминания умершего астронавта, накидал всем перед Рождеством поджарки в чулки у камина (а что, разве все земляне вешают чулки у каминов?!?!): людям, кто вёл себя плохо, – какие-то чёрные камни, а хорошим – всё, что те хотели хотели. И плохиши сидели с обиженными лицами, а хорошие люди смеялись от счастья. Конец рассказа.
    Прошу прощения, но по сюжету и по самой сюжетной идее я никак не могу назвать рассказ «оригинальным», поскольку в чём состоит тут оригинальность описанного инопланетного «Деда Мороза», не понятно. Опять же, не ясно, а в чём смысл названия «Чуждый разум»? Если Элг так хорошо понял, что требуется землянам, то какой же он чуждый?!
    При этом, хотя рассказ и заявлен как «юмористическая фантастика», а такая заявка всегда априори оправдывает многие возможные несуразности в обоснованности «научно-технической» логики и т.п. элементов реалистичности, но всему есть свои пределы, и часто даже «юмористичность» (а тут ещё и не вполне ясно – в чём же юмор?!) не даёт оправдания многим ляпам.
    Например, первое же предложение «Ракета неумолимо неслась к земле» вызывает, прошу прощения за штамп, явный когнитивный диссонанс. Во-первых, использовать для звездолёта слово «ракета» – ужасный анахронизм минимум столетней давности. Во-вторых, фраза «к земле» как бы говорит о том, что ракета падает на Землю – а у нас речь о далёкой планете. Да, фигурально можно сказать и тут «к земле», но это явно не есть «гуд» для ПЕРВОГО предложения в рассказе, поскольку с первых же слов дезориентирует читателя: речь ведь о дальнем космосе, а по этой фразе начинаешь полагать, что совсем не о дальнем. Да и литературно сочетание «неумолимо неслась» в данном случае плохое – предлагаю автору подумать самому, почему).
    Далее, мы имеем звездолёт, а описывается, что экстренное торможение выполняется парашютной системой… Ой, ну ужасно же такое описывать по всем техническим соображениям даже для «юморного» рассказа!
    Далее, описывается, что ракета (в смысле – звездолёт) врезалась в поверхность планеты и превратилась «в груду искорёженного металла». Ни взрыва топлива (как минимум, ядерного – ничего, да?). И при этом – «Пилот лежал без сознания среди обломков. Кровь струйкой вытекала из раны на его голове. Порой он на короткое время приходил в себя, но не мог пошевелиться и лишь тихо стонал, и вскоре снова впадал в беспамятство…» Любой мало-мальски грамотный в техническом отношении читатель грустно усмехнётся, читая подобное. Ребята! Ну нельзя же (даже в тексте, который вы считает «юмористическим») писать столь опереточно-карикатурные вещи.
    Умоляю: перечитывайте написанное и задумывайтесь над тем, что пишите. Сравнивайте написанное хотя бы с текстами таких писателей, как братья Стругацкие, Станислав Лем, Роберт Шекли или с текстами того же Сергея Лукьяненко для того, чтобы развивать такой инструмент, как самокритика. Либо начнёте писать лучше, либо поймёте, что, возможно, лучше переключиться на иной вид искусства

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Рейтинг@Mail.ru