Рейтинг@Mail.ru
аэлита кубок 3

Харев П.- Чуждый разум-6

Произведение поступило в редакцию журнала "Уральский следопыт" .   Работа получила предварительную оценку редактора раздела фантастики АЭЛИТА Бориса Долинго  и выложена в блок "в отдел фантастики АЭЛИТА" с рецензией.  По заявке автора текст произведения будет удален, но останется название, имя автора и рецензия

----------------------------------------------------------------------------------------

Ракета неумолимо неслась к земле. Яркая точка высоко в вечернем небе. Что-то сработало не так. Вход в атмосферу был выполнен под неправильным углом. Оторвавшийся кусок термоизоляции пробил обшивку. Начался перегрев. Корпус раскалился до красна. Произошёл взрыв, и ракета начала разваливаться на части, её закрутило, и она камнем ринулась вниз, навстречу поверхности чужой планеты. Шестьдесят тысяч метров. Тридцать. Десять. Наконец сработал посадочный парашют, но было уже слишком поздно. Он лишь слегка замедлил падение ракеты, и она рухнула на землю, превратившись в груду искорёженного металла.

Элг не сразу понял, что пробудило его ото сна. Он будто бы почувствовал какой-то толчок, но ощущение было слишком смутным, чтобы можно было сказать наверняка, чем оно было вызвано. Элг вышел из оцепенения и пошевелился. Он спал так долго, что для окончательного пробуждения ему потребовалось несколько мгновений, в течение которых шло быстрое восстановление повреждённых за время сна синапсов. По мере того как он приходил в себя, он всё явственнее ощущал необычное и довольно сильное возмущение пси-поля, причиной которого были мозговые волны, исходившие от некой, вероятно, разумной формы жизни. Сфокусировавшись на их источнике, Элг вскоре начал воспринимать передаваемые волнами мыслеобразы. Он увидел с большой высоты привычный пейзаж собственного мира: горы, бесплодные равнины и высохшие русла рек, заключённые в небольшой круг и вращающиеся с бешеной скоростью. Одновременно он услышал громкий высокий звук и почувствовал неописуемый ужас, который испытывало одинокое существо, находившееся в кабине летательного аппарата, прибывшего на его планету с далёкой звезды. Земля быстро приближалась, и когда она полностью заслонила собой маленькое смотровое отверстие в стенке кабины, звук оборвался и всё погрузилось во тьму.

Пилот лежал без сознания среди обломков. Кровь струйкой вытекала из раны на его голове. Порой он на короткое время приходил в себя, но не мог пошевелиться и лишь тихо стонал, и вскоре снова впадал в беспамятство. В этот миг в его угасающем сознании проносились видения, связанные с оставленным им далёким домом. До чего же странным казался Элгу этот мир, полный ярких красок, диковинных звуков и нескладных двуногих существ! Некоторые из существ сопровождали видения пилота почти всё время. Они ассоциировались в его сознании со словами «жена», «мать», «отец». Эти понятия были Элгу незнакомы. По-видимому, существа «мать» и «отец» имели непосредственное отношение к сотворению пилота, и Элг сопоставил их с силами, создавшими его самого.


Комментарии:
  1. Картинка профиля Борис Долинго

    Суть рассказа в том, что земной звездолёт терпит аварию на далёкой планете, где в спячке пребывает некое существо «Элг» (рискну предположить, что автор вывел некую производную от термина «эрг»). Этот Элг проникает в разум умирающего земного астронавта и видит там, в частности, детские воспоминания о Новом годе, Рождестве, ёлке и Деде Морозе. Также Элг настолько всемогущ, что определил координаты Земли и отправился туда. Причём Элг настолько всемогущ, что легко мгновенно перемещается по Вселенной (странно, что же он валялся в спячке на своей планете неизвестно сколько лет?) На Земле Элг окунулся в мысли землян, устал от их ужасающего количества и решил вернуться. Но он захотел показать своё дружелюбие и, ориентируясь на воспоминания умершего астронавта, накидал всем перед Рождеством поджарки в чулки у камина (а что, разве все земляне вешают чулки у каминов?!?!): людям, кто вёл себя плохо, – какие-то чёрные камни, а хорошим – всё, что те хотели хотели. И плохиши сидели с обиженными лицами, а хорошие люди смеялись от счастья. Конец рассказа.
    Прошу прощения, но по сюжету и по самой сюжетной идее я никак не могу назвать рассказ «оригинальным», поскольку в чём состоит тут оригинальность описанного инопланетного «Деда Мороза», не понятно. Опять же, не ясно, а в чём смысл названия «Чуждый разум»? Если Элг так хорошо понял, что требуется землянам, то какой же он чуждый?!
    При этом, хотя рассказ и заявлен как «юмористическая фантастика», а такая заявка всегда априори оправдывает многие возможные несуразности в обоснованности «научно-технической» логики и т.п. элементов реалистичности, но всему есть свои пределы, и часто даже «юмористичность» (а тут ещё и не вполне ясно – в чём же юмор?!) не даёт оправдания многим ляпам.
    Например, первое же предложение «Ракета неумолимо неслась к земле» вызывает, прошу прощения за штамп, явный когнитивный диссонанс. Во-первых, использовать для звездолёта слово «ракета» – ужасный анахронизм минимум столетней давности. Во-вторых, фраза «к земле» как бы говорит о том, что ракета падает на Землю – а у нас речь о далёкой планете. Да, фигурально можно сказать и тут «к земле», но это явно не есть «гуд» для ПЕРВОГО предложения в рассказе, поскольку с первых же слов дезориентирует читателя: речь ведь о дальнем космосе, а по этой фразе начинаешь полагать, что совсем не о дальнем. Да и литературно сочетание «неумолимо неслась» в данном случае плохое – предлагаю автору подумать самому, почему).
    Далее, мы имеем звездолёт, а описывается, что экстренное торможение выполняется парашютной системой… Ой, ну ужасно же такое описывать по всем техническим соображениям даже для «юморного» рассказа!
    Далее, описывается, что ракета (в смысле – звездолёт) врезалась в поверхность планеты и превратилась «в груду искорёженного металла». Ни взрыва топлива (как минимум, ядерного – ничего, да?). И при этом – «Пилот лежал без сознания среди обломков. Кровь струйкой вытекала из раны на его голове. Порой он на короткое время приходил в себя, но не мог пошевелиться и лишь тихо стонал, и вскоре снова впадал в беспамятство…» Любой мало-мальски грамотный в техническом отношении читатель грустно усмехнётся, читая подобное. Ребята! Ну нельзя же (даже в тексте, который вы считает «юмористическим») писать столь опереточно-карикатурные вещи.
    Умоляю: перечитывайте написанное и задумывайтесь над тем, что пишите. Сравнивайте написанное хотя бы с текстами таких писателей, как братья Стругацкие, Станислав Лем, Роберт Шекли или с текстами того же Сергея Лукьяненко для того, чтобы развивать такой инструмент, как самокритика. Либо начнёте писать лучше, либо поймёте, что, возможно, лучше переключиться на иной вид искусства

Добавить комментарий для Борис Долинго Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Рейтинг@Mail.ru