Рейтинг@Mail.ru
аэлита кубок 3

Алаев А. – Форель – 61

Утро было туманным. Над поверхностью озера стелился пар. Татьяна и Патрик стояли по колено в воде, низко опустив удочки. Глядя на легко барахтающийся поплавок, она посматривала на Патрика, стараясь нащупать нейтральную тему для разговора, но не такую банальную как погода или игра «Сиэттл Саундерс».[4]

- А антропологи занимаются изучением сасквача[5]? – спросила она его, как можно мягче улыбнувшись.

Он засмеялся.

- Бывает, что изучают, но я не из их числа. Куда чаще этим занимаются криптозоологи, а не антропологи.

Прочитав недопонимание на лице Татьяны, он добавил.

- Криптозоологи ищут существ, чьё существование не общепризнано. Несси например.

Она понимающе кивнула. Про Несси в Шотландии и про Огопого в Британской Колумбии она читала в детстве. Патрик нравился ей всё больше. В его голосе не сквозили нотки раздражения или того превосходства, что Татьяна, бывало, остро ощущала в диалогах с людьми, более образованными, чем она. Да, она была риэлтором и не разбиралась во многих вещах, не имеющих отношения к торговле недвижимостью. Но это не означало, что ей было неинтересно об этом знать; Татьяна была любознательной женщиной, хотя это и не бросалось в глаза.

- Я, бывает, тоже занимаюсь вопросами существ, которых не существует. Неандертальцами, например...

Патрик спокойно и подробно рассказывал ей о том, что между современными людьми (кроманьонцы, так он их называл) и их двоюродными сородичами, тупиковой эволюционной ветвью неандертальцев, существовала серьёзная разница, но было и много общего. Например, среди неандертальцев были рыжеволосые и что они, так же, как и мы, могли ощущать горький вкус. При этом объем головного мозга у них был намного больше, чем у кроманьонцев; это могло означать, что потенциально они были куда умнее, чем мы. Но никто не знает был ли у них язык для общения в том же смысле, что и у нас. И что скорее всего у них не было одомашненных собак.

- А почему это у них собак не было? – удивлённо спросила Татьяна, искренне заинтригованная рассказом Патрика.

- Я как раз изучаю эту тему. Мне кажется, что всё дело в белках глаз.

Патрик рассказал о том, что у всех современных человекообразных обезьян белков на глазах нет и поэтому зрачок сливается по цвету с окружающей расцветкой глаза. А у человека есть. Это и было важнейшим фактором приручения собак когда-то в глубокой древности – из-за белков на глазах кроманьонца, собака понимала куда смотрит хозяин и, соответственно, подстраивала своё поведение под это. Судя по всему, у неандертальцев белков не было. Патрик ждал генетического подтверждения своей гипотезы. Но ожидание это могло затянуться на десятилетия – генетический материал неандертальцев был крайне редкой археологической находкой.


Комментарии:
  1. Картинка профиля Борис Долинго

    Двоякое чувство по этому произведению – длинному рассказу или очень короткой повести. Ну, будем считать всё-таки – рассказ. Кстати, то что у автора представлено как «синопсис», на деле является «аннотацией» (синопсисы пишутся совершенно иначе).
    В общем и целом, это хорошо сделанное в ЛИТЕРАТУРНОМ отношении повествование, написанное хорошим ярким языком, хотя и с некоторыми попадающимися огрехами в литературном плане (особенно в плане стилистики). Но, надо отдать должное, чтов целомграмматических, синтаксических, стилистических и т.п. ошибок в тексте мало. Особенно с учётом, что автор, как я понял, особо в России и не жил. Все бы коренные россияне так писали в этом смысле!
    А вот по сюжету получилось как бы… ни о чём, поскольку чёткой «картины мира» не предложено (а то, что описано, спорно и неубедительно смотрится), и вообще какой-то чётко проработанной «базисной идеи», увы, нет. Ну, нашла женщина какое-то кольцо (точнее, ей его старуха-индианка подбросила), надела его – и оказалась в параллельном мире, куда шаманы некого индейского племени отправляли одиноких людей из нашего мира в качестве «гастарбайтеров» (почти рабов, поскольку веками, якобы, этим кормились). О том, почему только это племя владело такой особой «технологией» – нет ни слова. Героиня вместе с такой же товаркой по несчастью снова (уже в параллельном мире) встречает эту же старуху, которая помогает им выбраться и то ли специально, то ли по недостатку умения отсылает их во времена кроманьонцев. Конец рассказа. Почему сама старуха может перемещаться в пространстве и времени с высокой точность – тоже ни слова.
    Оттого и выглядит зарисовкой. Во многом напоминает по сюжетной идее старую советскую фантастику годов 1930-50, увы, в наиболее слабых в отношении сюжетного построения вариантах, когда авторы описывали какое явление и столкновение героев с этим явлением, накручивали кучу «таинственностей», часто весьма со слабой «логикой», но никакого конкретного объяснения феномену не давали. Ну, типа, столкнулись герои с чем-то – и не более того. Такие произведения обычно заканчивались возгласами героев типа «Это явно были следы посадки звездолёта пришельцев! Мы точно не одиноки во Вселенной». Тут получилось, повторяю, литературно намного качественнее, но в плане «сюжетного построения всё очень похоже – зарисовка, в которой ещё и логические «ляпы» имеют место. Наиболее серьёзные логические ляпы имеют место в построении «картины параллельного мира» произведения, да и в отдельных сюжетных эпизодах, увы, они тоже встречаются (перечислять их не стану, поскольку такие описания с примерами и разбором требуют отдельной уже развёрнутой рецензии).
    Возможно, в отношении недоработки «базовой идеи» в нашем конкретном случае дело в том, что тема сама по себе взята увлекательная (путешествие между параллельными мирами, да ещё и во времени!), и, к тому же, весьма ёмкая по всем параметрам задумки – тут, на мой взгляд, роман следовало бы писать, в котором и раскрывать более детально всё «фантастичности», их «логику» и т.п..И хотя сама сюжетная базовая идея (возможность каким-то образом перемещаться между параллельными мирами и временами) совершенно не нова, но она даёт автору настолько много векторов для развития сюжета, что конечно же тянет на роман. А «малая форма» для таких «крупных» базовых идей, конечно же проходит только в «юморных произведениях», а вот в «серьёзных» всё получается,как правило, очень куце. А у данного автора, как мне кажется, роман получился бы, поскольку художественно писать он умеет. Осталось точнее продумывать «логику».
    Но вот отдавать этому произведению в имеющемся его виде две трети объёма раздела фантастики в нашем журнале (размер рассказа – 61 т.зн.) как-то не хочется. Материал «сырой» именно в плане «логики» на мой взгляд

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Рейтинг@Mail.ru