Рейтинг@Mail.ru
аэлита кубок 3

Странник Д.-Попутчики-15

Любопытство попутчиков было разбужено, так что предложение единогласно поддержали. Эвон испытывала облегчение, что разговор ушёл от кусающего чудовища. Мысли о кровоточащих ранах вызывали у неё тошноту.

— Герой моей истории — не дух и не экзотическая тварь, а обычный интергалактический гражданин, как вы и я. Ну, в целом, далеко не самый ординарный, а редкостный умница, гений, изобретатель. Наверное, он сумел бы решить многие проблемы, занимающие современных учёных, но это не представляло для него ни малейшего интереса. Он предпочитал развлекаться, а представление о забавах у него было весьма своеобразное. Одной из них стал прибор, генерирующий что-то вроде кармана времени. Так, например, он мог снова и снова повторять один и тот же промежуток времени, будь то час, день или неделя. Вопросами этики гений не заморачивался, потому ловил в этот карман первых попавшихся и ставил над ними свои эксперименты. Научная ценность которых, следует заметить, оказалась весьма и весьма сомнительной. Этот парень, не выдавая своей роли в происходящем, подначивал и провоцировал невольных участников эксперимента к всё более легкомысленным и рискованным действиям. Это не так сложно, как кажется. Стоило запертым убедиться, что каждый день начинается заново, стирая все последствия сделанного часами раньше, они готовы были совершать преступления, разной степени тяжести, мучить и убивать друг друга, даже самих себя. Кому-то требовалось много циклов, чтобы переступить свои внутренние барьеры, а кто-то сбрасывал оковы представлений о нормах на удивление быстро. Пугающе, не правда ли? Некоторые совершали чудовищные поступки из любопытства, а кто-то — от отчаяния. И, конечно, нашлись и такие, которые всегда хотели совершить нечто подобное, но опасались наказания...

Организатор "веселья" наслаждался зрелищем, документировал и систематизировал свои наблюдения. Потом, когда считал, что повеселился вдоволь, отключал карман времени, оставляя криминологам неразрешимую загадку в виде нескольких холодных тел. Не всегда целых...

— Безумный злодей-гений. Сюжет для второсортного комикса, — высокомерно прогремел каменный треног. Ник развёл руками:

— В придуманных историях у злодеев есть добрые и справедливые противники, обладающие необычными талантами, способными противостоять злодею... В данном же случае о таковом не слышали. Да и сам злодей довольно таки неоднозначный, вам не кажется? Он создаёт условия, в котором каждый может показать как свою лучшую, так и наитемнейшую сторону. Его ли вина, что в каждом существе скрыты (само-)разрушительные силы?

В отсеке наступила тишина. Каждый размышлял о том, чтобы сделал он, если бы оказался заперт в бесконечность длинной в один день. Никто не был готов признаться самому себе, что, возможно, сумел бы... Аквамар мотнул головой так энергично, что звякнули чешуйки.

— Ну и разговор у нас сложился, кошмары гарантированы, — неуклюже пошутил он и смущённо забулькал.

— Раз уж каждый рассказал историю, то теперь ваша очередь, — отрезал Грым, указывая каменным пальцем на Эвон.

Она не стала ломаться и кивнула, внутренне уже готовая к такому повороту беседы. Что же, у неё в запасе тоже имелась история с претензией на кошмарный сон.

— Жила-была самка, умная и прекрасная, по крайней мере по критериям её расы...

Гуманоид тихо фыркнул, выражая своё отношение к историям про принцесс, как он мысленно моментально окрестил героиню рассказа. Грым пророкотал разочарованно:

— Сказка...

И только Оуай прикрыл ряд глаз, готовый дать этому, обещавшему стать мирным, рассказу шанс убаюкать себя.

Эвон это нисколько не обескуражило, мерно продолжила она повествование:


Комментарии:
  1. Картинка профиля Борис Долинго

    О грамматических моментах в текстах данного автора я уже писал – не буду повторяться (достаточно посмотреть другие рецензии).
    О данном рассказе. Попытка построения сюжета (т.н. ксеносюжет – т.е., с присутствием персонажей-инопланетян) безусловно говорит о попытках автора строить достаточно оригинальные сюжеты. Получилось ли это здесь? На мой взгляд, к сожалению, нет.
    Прежде всего, сам по себе тип сюжета – разговоры в транспорте – весьма банален, но не это главное. И банальный по типажу сюжет всегда можно насытить оригинальными решениями. Здесь этого не получилось: уровень разговора попутчиков – весьма штампованные страшилки. Добро бы это в конце концов выливалось в какую-то оригинальную и забавную развязку, но этого тоже нет: в концовке просто выясняется, что страшилки на самом деле были реальными рассказами (каждый рассказчик, как оказалось, сам главный герой страшилки). В конце концов, один из персонажей (как совершенно прозрачно намекает автор), убьёт всех остальных именно так, как рассказывал в своей страшилке. Финита ля комедия. И возникает вопрос: ну и что?
    Рассказ, тем не менее, мог бы смотреться оригинально, если бы, скажем, автор сумел убедительно показать психологию и поведение инопланетян. Показ такой психологии – большой талант, и мало кому удаётся (на мой взгляд, один из лучших ксенофантастов в этом смысле – Алан Дин Фостер). Автору это точно не удалось: за всеми каменными, водянистыми или осьминогоподобными персонажами видны обычные люди, словно просто набросившие на себя маскарадные костюмы инопланетян – психология и поведение у них обычные, человеческие.
    Если говорить о «логике» отдельных моментов, то идея о кусачем невидимке, который оказывается банальным (пусть и инопланетным) хамелеоном, не выдерживает критики по своей «мистичности», поскольку ну никак не верится, что эту зверушку невозможно было обнаружить только потому, что она меняла свой цвет под фон, на котором находилась. Я понимаю, если бы такой «хамелеон», мог прятаться, скажем, в параллельном пространстве, а затем оттуда выпрыгивать – ещё куда ни шло. Ну а так г-н Станиславский точно бы сказал: «Не верю!», и я с ним соглашусь.
    Увы, рассказ не подойдёт (хотя в нём есть намёк на некий «потенциал»)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Рейтинг@Mail.ru