Рейтинг@Mail.ru
аэлита кубок 3

Сотников А. -Стража Свидерборга-23

Началось все с того, что Мэрилл Галант сошел с ума. Обычный сборщик податей, жил не бедно, но и не богато. Характер имел спокойный, злачные заведения не посещал, с опасными людьми дружбы не водил. Вообще по выходным он редко показывался из дому. Многие завидовали тому, что у него такая стабильная и спокойная жизнь, о которой можно только мечтать. Было ему на тот момент 27 лет, холост. Как-то утром, вместо того, чтобы пойти на работу, зайти в кофейню по пути и традиционно там выпить чашечку-другую кофе, Мэрилл выскочил на улицу в трусах и начал орать, что он – это не он. В кофейню он все-таки попал, но обычного дружелюбия у персонала не вызвал. Свидерборгцы вообще довольно нервные люди. На неожиданное и непонятное они реагируют агрессией, и уж потом разбираются, что же произошло. Так и Мэрилл сначала угодил в палаты врачевателей будучи изрядно избитым, потом в темницу стражи, будучи подлеченным до того уровня когда горожанин уже не может удрать от своих долгов за черту небытия, и уж потом он попал в лечебницу. Везде он орал, что он – это не он, и выпрашивал сладкое. Стража привыкла к такому – само собой, что тот, кто разнес половину кафе, будет отрицать свою причастность. В лечебнице так тем более реагировать на подобное иначе, чем ухмылкой считалось дурным тоном. Ну, а в палатах врачевателей Галант не вопил. Честно признаться, он там еле хрипел - так его отделали. На этом его судьба и решилась бы: какое-то время злые языки посмаковали его безумие, а после и вовсе сдали б эту историю в архивы памяти. Но на следующий день по его стопам пошел еще один человек. После – еще двое. На третий их было уже около семи. А на четвертый в Магистериум посыпались жалобы из Параллельных пространств.

- На улицы поступила новая дурь! – Орал, брызгая слюной, сенатор Фагл. – И вы узнаете об этом от меня?! ТАЦИ, ВЫ НЕКОМПЕТЕНТНЫ, КАК ЦАПЛЯ! - Это было неделей ранее, но Таци и сейчас поежился, вспоминая неприятную беседу. Ему не нравилось, когда на него орут, и называют непонятными словами. А в том, что сенатор его оскорблял, он не сомневался.
- Ладно. Введите меня в курс. – Фагл успокоился и сел за свой стол. Огромный, из какого-то ценного дерева, вскрытый шикарным лаком. Таци любовно его погладил, окинув алчущим взглядом. У него самого была чуть ли не конторка, с бесчисленными следами от грязных кружек, чернил и стопкой желтых бумаг высотой в 5 локтей.
- Первое появление зафиксировано три дня назад, некто Мэрилл Галант был первым, кто попробовал новое зелье. С тех пор двенадцать человек… Больше всего рискуют на него напороться те, кто живет бедно и имеет проблемы. (Тут сенатор выгнул бровь, безмолвно спрашивая, уж не упрекает ли он, глава стражи Таци, его, достопочтимого сенатора в том, что такие категории граждан существуют). Таци кашлянул, и перевёл взгляд на стол. – Суть зелья проста:  тот, кто устал от жизненных тягот, кому надоело жалкое существование, кто считает, что мог бы достичь большего, но – увы. Кто болен, или потерял любимых. Все несогласные и недовольные. Все. Все имеют шанс – стоит лишь принять зелье.
- Таци, вы его что, рекламируете? – Фагл хлопнул ладонью по столу.
- Эээ… Так вот, при приёме зелья происходит обмен душ с тем же человеком, но из параллельной реальности. А там он вполне может быть богат, здоров, могут быть живы… - Стражник поймал недовольный взгляд и стушевался. – В общем, спрос у зелья есть. Проблема в  том, что мы не можем найти распространителя, а те люди, которых выдернули из их миров, крайне недовольны тем, что оказались в Свидерборге… Нищими, больными и так далее… Свидетели из них никакие – они ничего не знают. Только что были там, а теперь тут. И все хотят сладкого, это, похоже, побочное действие зелья. Раз нет свидетелей, поймать создателя становится почти невозможно.
- Что вы предпринимаете?
- Мы ищем.
- Успехи?
- Отсутствуют.
После этого сенатор снова зашелся криком.


Комментарии:
  1. Картинка профиля Борис Долинго

    В принципе, данный рассказ я мог и не принять – автор не использует букву «ё» (а в условиях приёма текстов на рассмотрение для нашего журнала указано, что текст должен быть ё-фицирован). Но – я просмотрел это на стадии приёма, поэтому текст прочитал и рецензию выдаю.
    Замечаний грамматического толка – написание сочетаний прямой и косвенной речи. Увы, болезнь у 99,9% авторов (если автору хочется научиться писать это правильно, то пусть напишет мне – пришлю методичку).
    Далее – дефисы вместо тире (кое-где верно – стоят тире, но часто и дефисы вместо них). Мелочь, но, как всегда пишу, это элемент авторской культуры. Из этой же серии отсутствие красных строк (русские литературные произведения пишут с красными строками).
    Есть небольшие «помарки» в виде пропущенных запятых, использования тире вместо двоеточия (между этими двумя знаками пунктуации есть весьма существенная смысловая разница), но можно сказать, что в целом написано вполне грамотно.
    Хуже с другим – с сюжетом. Во многом этот рассказ напоминает два рассказа автора Лии-Розы Выгон, которые рассматривались в этом же августовском блоке: есть неплохое «зерно» некой сюжетной идеи, а самого сюжета, увы нет! Сюжетное зерно данного рассказа таково: в неком вымышленном городе Свиндерборге появляется некто, торгующий интересным наркотиком, ну или, если угодно, зельем. Зелье переносит души между параллельными реальностями. Мага вычисляет стража, а он убегает в иную реальность, выпив своё зелье. Финита.
    Нет, написано неплохо, даже где-то хорошо я бы сказал. Но после прочтения последней строки сразу же возникает вопрос: «Ну и что?» Для чего текст писался? Где тут какой-то неожиданный поворот сюжета, крайне необходимый в малой форме? Получается, перед нами снова некое не проросшее «зерно» сюжетной идеи, зарисовка, не более. Нет, есть издания, которые вполне довольствуются зарисовками – видимо, там так плохо с хорошо простроенными «сюжетными» рассказами. Но «Уральский Следопыт» может себе позволить выбирать.
    Ещё небольшие замечания относительно «картины мира» в рассказе. Весьма неубедительно прописана правовая система города. С одной стороны, стражники вроде бы могу хватать кого угодно с применением силы, а с другой – стражников народ чуть ли на фиг не посылает. Ну не вяжется одно с другим как-то. Местами просто чуть ли не «демократические» законы упоминаются. Однако в социально-экономических формациях типа описываемой такое в принципе нереально (вспомним законы нашего мира века до 20-го – ох как там всё жёстко было).
    Также вызывает сильное сомнение, что в старинном городе (по описанию Свидерборг тянет где-то век на 16-17 нашей земной реальности) кто-то мог бы додуматься до определения «параллельной реальности» – это просто невероятно, но оставим этот (весьма серьёзный на мой взгляд) логический прокол на совести автора. На этой совести в данном случае куда большие огрехи.
    Вот что интересно: сегодня такая ситуация (любопытная сюжетная задумка при сравнительно грамотном литературном языке авторов – и при этом очень слабое развитие этой задумки в законченное произведение) встречается всё чаще. В 2003-2004 годах, когда я начинал в первый раз собирать произведения для отбора в сборник «Аэлита», картина была иной: очень часто имел место крайне малограмотных литературный язык – но при этом произведение было вполне выстроенным именно по показателю целостности и законченности сюжета. Ломаю голову, почему так? Что, за 15 лет авторы стали писать грамотнее, но при этом утратили способность чётко строить сюжет? Первое не может не радовать. Второе – крайне удручает. В чём же дело? Выросло поколение «клипового» мышления, воспитанное на компьютерных играх и рекламных роликах? (Ну так в хороших рекламных роликах и сюжет ведь есть вполне выстроенный!)
    Ладно, эту проблемы тут мы не решим.Посему от всей души желаю автору научиться более глубокой проработке сюжетных идей, чтобы из «зёрен» вырастали законченные сюжетные построения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Рейтинг@Mail.ru