Рейтинг@Mail.ru
аэлита кубок 3

Сотников А. -Стража Свидерборга-23

Адриан разглядывал жареные пирожки, задумчиво почесывая руку. Ноги принесли его на Центральную площадь. Какой-либо цели он не преследовал, просто шел, куда глаза глядят, как и приказал Глава. Адриан никогда не сомневался в целесообразности приказов своего шефа. Именно он его пристроил в стражу, он научил его работать, он раскрывал самые сложные преступления города. Если бы Таци сказал Адриану – прыгни в вулкан, он бы прыгнул. Без всяких мыслей, просто потому, что мысли – это прерогатива шефа. К тому же, сейчас был довольно сложный момент в работе - сенатор рвал и метал, Магистериум сошел с ума, как и часть горожан.
- Эй ты, покупай или проваливай! – Адриана кто-то сильно толкнул в спину. Он огляделся, возвращаясь в реальность, и отошел в сторонку. Площадь бурлила. Торговцы, зеваки, покупатели, разные рабочие, мальчишки-носильщики. Из-за каменных стен домов лениво выглядывало солнце, освещая человеческий муравейник. В небе летали чайки и голуби, время от времени пикируя и выхватывая из рук зазевавшегося что-нибудь вкусное. И гомон. Над всем этим доминировал шум тысячи голосов. Ругань, сплетни, приветствия, крики зазывал и менял, просто разговоры. Может быть, Таци хоть и считал Адриана идиотом, но сам он был о себе мнения получше. Как узнать о происшествиях в городе, о подозреваемых, о неблагонадёжных гражданах и их замыслах? Нужно послушать, о чем говорят люди, узнать сплетни. Зачастую Адриан узнавал о чём-то гораздо раньше самого шефа. Бывало так, что ограбленный еще бежит в штаб-квартиру стражи, а на площадях и рынках Свидерборга уже судачат о том, что у него украли серебряный лир. (Да нет, два! Ой, это был золотой. Не правда, спёрли кошель с золотом. Слышали, говорят у бедняги обнесли дом, вынесли 6 сундуков добра. Один с золотом. Да-да, истинная правда! Я сам видел! А потом ещё и дом подожгли. Это точно банда Лысого Риччи). Адриан навострил уши, и не спеша поплелся за прошедшей мимо парочкой.
- …Зелье обмена душ. Анна говорит, что оно стоит 5 золотых. – Говорила девушка своему кавалеру, держа его под руку. Адриан шел сзади, слушая и разглядывая ее прекрасные ноги и все остальное, скрытое милым желтым сарафаном.
- Анна бестолочь. Ей его никто не продаст. Да и откуда у нее такие деньги? – Буркнул кавалер.
- А вот и нет! Она уже его купила! Правда, пришлось постараться и потратить все сбережения.
- Она просто врет, Кэт. Ты же знаешь её, она та еще врушка. Вспомни ее бриллиантовую диадему от бабушки. Вечно она выдумывает.
- Нет. Не веришь – спроси Хирса Логга.
- Фу, еще я с бандитом буду общаться. И вообще, Кэт, я не хочу, чтоб и ты водила такие знакомства… - Адриан услышал что хотел, и пошел в другую сторону, добавив шаг. Хирс был довольно известным «серым» торговцем, не гнушавшимся «работать» с краденым. Таци стоило об этом узнать.
Адриан, будучи стражником, хорошо чувствовал настроения толпы. В его работе это был вопрос выживания – следует знать, когда пора делать ноги. Сейчас он непроизвольно сменил курс. Тычки локтями и плечами, которые он раздавал, прокладывая путь, стали почти не нужны. Толпа чем-то похожа на море. Если идти по ветру, то твое судно летит под полными парусами, если нет – следует работать вёслами. В толпе есть свои течения, острова, мели и опасные рифы. Вообще большие скопления людей (Адриан не раз это замечал) – словно одно живое существо. Ещё нет криков, все абсолютно спокойно, но люди интуитивно начинают тянуться туда, где что-то произошло. Ведь там можно поглазеть, послушать, а иногда и принять участие в развлечении. Благодаря чутью, стражник оказался почти в центре событий. Какой-то человек с глупой и счастливой улыбкой разглядывал свои руки, время от времени начиная обнимать народ вокруг.
- Есть… Есть… Понимаете? Вы понимаете? – Бормотал он. Подле него уже образовалось пустое место. Кое-кто остановился и с любопытством смотрел на безумца.
- Это чудо! – Заорал во всю глотку тот. – У меня отросли руки!
По толпе прошла волна, и круг наблюдателей резко уплотнился.
- Руки!!! У меня есть руки, люди! – Надрывался безумец. – Мне отрезало их два года назад в порту! А сейчас они снова есть! Это чудо! Боги не оставили меня!
Тут же толпа разделилась на несколько лагерей: часть считала, что с ним произошло и в самом деле чудо: такие находятся всегда, умудряющиеся и в коровьей лепешке разглядеть божий лик и с поклонами этой лепешке молиться. Более здравомыслящая часть посчитала, что он просто безумен. Были и другие версии, одна из которых – зелье обмена. Адриан считал так же. А еще об этом «чуде» тоже должен был узнать Глава Таци.
- Р-разойтись! – Рявкнул он и растолкал толпу, выходя к счастливчику. – Стой на месте, пойдешь со мной!
- Эй, шпик, какого черта ему идти с тобой? – Возмутился кто-то в толпе. Адриан тем временем ухватил мужика за руку, от чего тот блаженно зажмурился.
- Он арестован!
- Это за что это ты его арестовал? – Толпа зашумела, соглашаясь с недовольным голосом. Адриан вдруг ощутил, что его утлое суденышко попало в «глаз бури» в океане. Ни ветерка, паруса обвисли, но вокруг бушует шторм. Того и гляди, под ним разверзнется огромный водоворот, несущий с собой погибель и Адриану и его судну. Хотя, в реальности, судно-то стражнику-калеке никто и не принесет.
- Он, эээ, он вор! – С гораздо меньшей уверенностью сказал Адриан.
- И что же он украл, господин стражник? – В голосе добавилось ехидства.
- Он, эээ, он украл… - Адриан побледнел и выкрикнул: – Он украл эти руки!
Мужик задумчиво посмотрел на Адриана, на свою свободную руку, потом на веселящуюся толпу. После этого он деликатно попытался освободиться от хватки стражника – почуял недоброе.
- Пропустите, именем закона, Глава Стражи со всем разберется! – Крикнул Адриан. – Кто хочет, могут пойти с нами. Если я не прав, мы тут же его отпустим!
Народ зашептался – бить просто так человека, который хоть и стражник, но предлагает компромисс – неудобно. К тому же «рукастому мужику» вроде ничего и не угрожает… Пока люди не пришли ни к какому решению, Адриан завопил, указывая в бок:
- Эй ты, остолоп! У тебя кошелек срезали!
В народе воры занимают почетное второе место после стражи по уровню «любви». Пока все оглядывались, теснились, стражник ловко ввинтился в толпу, таща за собой мужика. Корабль «Ловкий Адриан» без потерь вышел из боя, взял приз и обогнул шторм, а теперь на всех парусах шел в родной порт. Стражник, довольный собой, улыбался.


Комментарии:
  1. Картинка профиля Борис Долинго

    В принципе, данный рассказ я мог и не принять – автор не использует букву «ё» (а в условиях приёма текстов на рассмотрение для нашего журнала указано, что текст должен быть ё-фицирован). Но – я просмотрел это на стадии приёма, поэтому текст прочитал и рецензию выдаю.
    Замечаний грамматического толка – написание сочетаний прямой и косвенной речи. Увы, болезнь у 99,9% авторов (если автору хочется научиться писать это правильно, то пусть напишет мне – пришлю методичку).
    Далее – дефисы вместо тире (кое-где верно – стоят тире, но часто и дефисы вместо них). Мелочь, но, как всегда пишу, это элемент авторской культуры. Из этой же серии отсутствие красных строк (русские литературные произведения пишут с красными строками).
    Есть небольшие «помарки» в виде пропущенных запятых, использования тире вместо двоеточия (между этими двумя знаками пунктуации есть весьма существенная смысловая разница), но можно сказать, что в целом написано вполне грамотно.
    Хуже с другим – с сюжетом. Во многом этот рассказ напоминает два рассказа автора Лии-Розы Выгон, которые рассматривались в этом же августовском блоке: есть неплохое «зерно» некой сюжетной идеи, а самого сюжета, увы нет! Сюжетное зерно данного рассказа таково: в неком вымышленном городе Свиндерборге появляется некто, торгующий интересным наркотиком, ну или, если угодно, зельем. Зелье переносит души между параллельными реальностями. Мага вычисляет стража, а он убегает в иную реальность, выпив своё зелье. Финита.
    Нет, написано неплохо, даже где-то хорошо я бы сказал. Но после прочтения последней строки сразу же возникает вопрос: «Ну и что?» Для чего текст писался? Где тут какой-то неожиданный поворот сюжета, крайне необходимый в малой форме? Получается, перед нами снова некое не проросшее «зерно» сюжетной идеи, зарисовка, не более. Нет, есть издания, которые вполне довольствуются зарисовками – видимо, там так плохо с хорошо простроенными «сюжетными» рассказами. Но «Уральский Следопыт» может себе позволить выбирать.
    Ещё небольшие замечания относительно «картины мира» в рассказе. Весьма неубедительно прописана правовая система города. С одной стороны, стражники вроде бы могу хватать кого угодно с применением силы, а с другой – стражников народ чуть ли на фиг не посылает. Ну не вяжется одно с другим как-то. Местами просто чуть ли не «демократические» законы упоминаются. Однако в социально-экономических формациях типа описываемой такое в принципе нереально (вспомним законы нашего мира века до 20-го – ох как там всё жёстко было).
    Также вызывает сильное сомнение, что в старинном городе (по описанию Свидерборг тянет где-то век на 16-17 нашей земной реальности) кто-то мог бы додуматься до определения «параллельной реальности» – это просто невероятно, но оставим этот (весьма серьёзный на мой взгляд) логический прокол на совести автора. На этой совести в данном случае куда большие огрехи.
    Вот что интересно: сегодня такая ситуация (любопытная сюжетная задумка при сравнительно грамотном литературном языке авторов – и при этом очень слабое развитие этой задумки в законченное произведение) встречается всё чаще. В 2003-2004 годах, когда я начинал в первый раз собирать произведения для отбора в сборник «Аэлита», картина была иной: очень часто имел место крайне малограмотных литературный язык – но при этом произведение было вполне выстроенным именно по показателю целостности и законченности сюжета. Ломаю голову, почему так? Что, за 15 лет авторы стали писать грамотнее, но при этом утратили способность чётко строить сюжет? Первое не может не радовать. Второе – крайне удручает. В чём же дело? Выросло поколение «клипового» мышления, воспитанное на компьютерных играх и рекламных роликах? (Ну так в хороших рекламных роликах и сюжет ведь есть вполне выстроенный!)
    Ладно, эту проблемы тут мы не решим.Посему от всей души желаю автору научиться более глубокой проработке сюжетных идей, чтобы из «зёрен» вырастали законченные сюжетные построения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Рейтинг@Mail.ru