Рейтинг@Mail.ru
аэлита кубок 3

Сотников А. -Стража Свидерборга-23

Все прошло идеально, и Таци сиял, поглядывая на хмурого сенатора. После долгих уговоров Логг продал-таки Адриану зелье. Таци тут же ворвался в его лавку и взял в оборот, заставив сказать, кто его поставляет. Пришлось, конечно, поугрожать казнью, тюрьмой, конфискацией имущества и сенатором Фаглом. Что-то из этого оказалось довольно веским поводом, чтоб с потрохами сдать Леонта Подиу, мага, пару лет назад с треском вылетевшего из Магистериума. Поговаривали, что за опыты на животных, хотя в Свидерборге могут приписать и некромантию с последующим каннибализмом. Дело было за малым – схватить мага.

При всей кажущейся несостоятельности стражи, кое-что они могут, стоит это признать. Не каждый раз они хватают и бьют невиновных. Иногда эти ребята бьют кого надо, а что более впечатляет, они могут бить даже магов. Магистериум поставляет страже жутко дорогие и редкие амулеты Отрицания. Надень такой – и никакая магия тебе не страшна. Ну, кроме зелий, кислот, ядов и прочих штук, которые существенно укорачивают жизнь стражника, порой и до нескольких секунд. Стоя в грязном переулке недалеко от жилья Леонта, Таци в полголоса раздавал команды:
- Окружить дом! Никаких арбалетов! Амулеты обездвиживания и только: он нужен Магистериуму живым!
- Этот гадёныш заработал целый сундук золота на продаже этой дряни. Ничего в доме не брать, все пойдёт под отчёт и на компенсацию ущерба пострадавшим, ясно? – Подал голос сенатор. Стражники уныло кивнули – никакого веселья и прибытка не обещалось. День догорал, солнце гладило крыши и шпили Свидерборга, прощаясь на долгие 12 часов. Площади и рынки опустели, на лавках закрылись ставни. Старик с парнишкой тоже ушли ужинать, доведя счет до 19-15. Город начинал засыпать, лишь ветер гонял по улицам мусор, пахло едой и химикатами Мыловарни. Человек в плаще с капюшоном, постучал в дверь мага. Ставни дома были закрыты, не пропуская изнутри свет. Каменные стены кое-где поросли мхом. Царила тишина, как и положено, когда в дом мага в сумерках стучится человек в плаще. План Таци разыгрывался как по нотам. Сейчас маг должен был приоткрыть дверь, оглядеть гостя, бросить взгляд по сторонам… Но, увы, не все всегда идет по плану. Дверь никто не открыл - ее пришлось долго ломать. Стража ворвалась в дом и окружила мага. Тот вовсе не пытался оказывать сопротивления, или прятать золото, кругляши которого мерцали по всем углам комнаты. Нет. Он просто стоял, разглядывая пустую бутылочку, а потом произнес, подняв глаза на Таци:
- Очень хочется сладкого…
- ТАЦИ, ВЫ НЕКОМПЕТЕНТНЫ, КАК ЦАПЛЯ! – Раздался вопль сенатора Фагла.
Леонта так и не нашли. Хитрый маг, отправившийся в путешествие по параллельным «себе», исчез навсегда. Через неделю анти-зелье все же было создано, и все пострадавшие вернулись к себе, кроме того, самого первого, который поменялся с ежом, но это слухи. Хотя отголоски его зелья нет-нет, а до сих пор тревожат Свидерборг – всегда найдется тот, кому понравится идея стать совсем другим без лишних хлопот. Всего-то делов: выпил зелье и вот ты уже в параллельности, где не наделал ошибок, богат и вообще.
Таци не сместили, но лишили жалованья за месяц. Адриану повезло - он не показывался на глаза Главе неделю, пока тот не пропился и не отошёл от краха надежд, поэтому наказан не был. Сенатор сорвал голос, пока орал на Таци. Лишь стражники были довольны – какое-никакое, а представление они увидели.


Комментарии:
  1. Картинка профиля Борис Долинго

    В принципе, данный рассказ я мог и не принять – автор не использует букву «ё» (а в условиях приёма текстов на рассмотрение для нашего журнала указано, что текст должен быть ё-фицирован). Но – я просмотрел это на стадии приёма, поэтому текст прочитал и рецензию выдаю.
    Замечаний грамматического толка – написание сочетаний прямой и косвенной речи. Увы, болезнь у 99,9% авторов (если автору хочется научиться писать это правильно, то пусть напишет мне – пришлю методичку).
    Далее – дефисы вместо тире (кое-где верно – стоят тире, но часто и дефисы вместо них). Мелочь, но, как всегда пишу, это элемент авторской культуры. Из этой же серии отсутствие красных строк (русские литературные произведения пишут с красными строками).
    Есть небольшие «помарки» в виде пропущенных запятых, использования тире вместо двоеточия (между этими двумя знаками пунктуации есть весьма существенная смысловая разница), но можно сказать, что в целом написано вполне грамотно.
    Хуже с другим – с сюжетом. Во многом этот рассказ напоминает два рассказа автора Лии-Розы Выгон, которые рассматривались в этом же августовском блоке: есть неплохое «зерно» некой сюжетной идеи, а самого сюжета, увы нет! Сюжетное зерно данного рассказа таково: в неком вымышленном городе Свиндерборге появляется некто, торгующий интересным наркотиком, ну или, если угодно, зельем. Зелье переносит души между параллельными реальностями. Мага вычисляет стража, а он убегает в иную реальность, выпив своё зелье. Финита.
    Нет, написано неплохо, даже где-то хорошо я бы сказал. Но после прочтения последней строки сразу же возникает вопрос: «Ну и что?» Для чего текст писался? Где тут какой-то неожиданный поворот сюжета, крайне необходимый в малой форме? Получается, перед нами снова некое не проросшее «зерно» сюжетной идеи, зарисовка, не более. Нет, есть издания, которые вполне довольствуются зарисовками – видимо, там так плохо с хорошо простроенными «сюжетными» рассказами. Но «Уральский Следопыт» может себе позволить выбирать.
    Ещё небольшие замечания относительно «картины мира» в рассказе. Весьма неубедительно прописана правовая система города. С одной стороны, стражники вроде бы могу хватать кого угодно с применением силы, а с другой – стражников народ чуть ли на фиг не посылает. Ну не вяжется одно с другим как-то. Местами просто чуть ли не «демократические» законы упоминаются. Однако в социально-экономических формациях типа описываемой такое в принципе нереально (вспомним законы нашего мира века до 20-го – ох как там всё жёстко было).
    Также вызывает сильное сомнение, что в старинном городе (по описанию Свидерборг тянет где-то век на 16-17 нашей земной реальности) кто-то мог бы додуматься до определения «параллельной реальности» – это просто невероятно, но оставим этот (весьма серьёзный на мой взгляд) логический прокол на совести автора. На этой совести в данном случае куда большие огрехи.
    Вот что интересно: сегодня такая ситуация (любопытная сюжетная задумка при сравнительно грамотном литературном языке авторов – и при этом очень слабое развитие этой задумки в законченное произведение) встречается всё чаще. В 2003-2004 годах, когда я начинал в первый раз собирать произведения для отбора в сборник «Аэлита», картина была иной: очень часто имел место крайне малограмотных литературный язык – но при этом произведение было вполне выстроенным именно по показателю целостности и законченности сюжета. Ломаю голову, почему так? Что, за 15 лет авторы стали писать грамотнее, но при этом утратили способность чётко строить сюжет? Первое не может не радовать. Второе – крайне удручает. В чём же дело? Выросло поколение «клипового» мышления, воспитанное на компьютерных играх и рекламных роликах? (Ну так в хороших рекламных роликах и сюжет ведь есть вполне выстроенный!)
    Ладно, эту проблемы тут мы не решим.Посему от всей души желаю автору научиться более глубокой проработке сюжетных идей, чтобы из «зёрен» вырастали законченные сюжетные построения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Рейтинг@Mail.ru