Рейтинг@Mail.ru
Долинго- критик, Аэлита

Веагур А. – СемьЯ – 10

Человек в постоянном поиске чего-то нового – для создания благоприятной устойчивости среды обитания. Он ошибался, но учился исправлять свои ошибки и не повторять их…

Затем Творец добавил:

– Человек – это не ошибка. Уязвимость человеческой плоти компенсировалось сторицей его духовным развитием. А также уникальностью его культурного наследия. Художники и музыканты. Писатели и поэты. Скульпторы и архитекторы. А ещё танцоры. И фотографы. И спортсмены. И учёные. И врачи. И многие другие. Они побеждали время и улучшали реальность даже в самые тяжёлые для человечества времена. Они задавали планку и вели за собой других, которые вершили Историю. На них зиждился прогресс. О них спотыкались упадок и стагнация. Через их глаза и сенсоры люди смотрели в будущее и воспринимали информацию из Вселенной. Их воля к победе над своими слабостями порою делала невозможное – слепые вели зрячих, глухие писали музыку, немые заставляли к себе прислушиваться. Человек – это не ошибка в экзаменационной работе волею какого-то вируса. Это счастливое стечение обстоятельств.

– А как же гнойники в их обществе? А как же войны, в конце концов?

– Да, среди них есть и недочеловеки. Но люди борются с этими раковыми опухолями и уничтожают их. Да, они воюют друг с другом. Но я верю, что наступит время и…

– Но вашей веры мало, Создатель. Что вы можете ещё предложить?

И тогда Он сказал:

– Тогда я спущусь на Землю и тоже стану человеком. Мой мир имеет право на жизнь, и я знаю: мои дети смогут всё исправить. Если мне суждено оказаться неправым – пусть это станет моей последней ошибкой. Я не буду знать, кто я такой. Я появлюсь на Земле обычным человеком – из утробы какой-то женщины. Меня будет окружать то же самое, что и всех. Как и все, я буду подвергаться опасностям и искушениям. Возможно, я буду любить и буду любим. Возможно, нет. Возможно, меня предадут или стану предателем я. Может быть, я буду калекой. Может быть, меня родят мёртвым. Я не буду застрахован ни от сумы, ни от тюрьмы, ни от одиночества, ни от сумасшествия, ни от чего-либо ещё. Но я появлюсь на свет ровно семь раз – в семье шахтёра или президента, или кого-то другого, может быть, – в канаве, может быть, – внутри дикого племени. Семь раз. Семь моих жизней и смертей. Семь моих «я». А по истечению этого срока Комиссия примет решение, насколько близко подошёл этот мир с людьми к своим предначертанным целям… Примет решение раз и навсегда: быть человеку или не быть.


Комментарии:
  1. Картинка профиля Борис Долинго

    Прекрасно, что автор использует красные строки – это очень правильно. Также автор верно применяет тире, а не дефисы в тексте там, где необходимы именно тире – тоже респект! Но, как часто приходится писать, в художественных текстах не нужно делать увеличенные интервалы между абзацами – это не статьи в Интернете!
    Ещё из чисто «технических» замечаний при наборе текстов прошу автора отметить такой момент: вежливое обращение на «Вы» пишется с заглавной буквы только в текстах официальных писем, но никак не в художественных текстах, тем более, – в прямой речи персонажей всегда только со строчной буквы.
    По сюжету. Классический случай, когда автор берёт предельно заезженный сюжет – «гипотезу» о сотворении мира, но находит нестандартное развитие, казалось бы, окончательно затёртой темы. И, на мой взгляд, получилось очень оригинально – и по рассуждениям о «высокой» сущности человека, задуманной Создателем, и обо всех «вирусных искажениях» базового материала, начиная с языковой «вавилонской» мешанины и заканчивая агрессивностью, алчностью, сексуальными извращениями и т.п. вещами. Даже классический нюанс христианской доктрины с приходом Создателя к людям и отождествлением себя с ними через «святую троицу» обыгран очень оригинально, хотя, казалось бы, момент этот разработан в литературе настолько, что сказать новое слово тут просто нереально. (Кстати, именно этот серьёзный, но весьма «мимолётный» элемент в рассказе, который и сам-то коротенький, вполне мог бы стать базисом для сюжета крупной формы – рекомендую автору подумать над этим).
    Относительно жанра. Автор назвал свой рассказа смесью публицистики и научной фантастики. Ну, на «научную» фантастику это, конечно же, не тянет, но это прекрасный образец фантастики «юмористической», хотя при этом «юмор» тут очень серьёзен – это не простое «хохмачество и ёрничание», а очень качественная попытка через явно несерьёзную форму сказать о чрезвычайно серьёзных вещах: о смысле человеческой жизни. И это ставит данный рассказ на уровень качественной «серьёзной» фантастики. Но ведь и совершенно, казалось бы, «юморные» рассказы того же Роберта Шекли, Генри Каттнера или нашего Илья Варшавского являлись именно «серьёзной фантастикой». Побольше бы такой «юморной» и при этом умной и нравственной фантастки, особенно в наши дни!
    Принято к публикации. Единственное, что я рекомендую автору изменить название рассказа – написать просто «Семья», без заглавного «Я». Дело в том, что с этимологией русского слова «семья» суть рассказа никак не связана, и такое написание выглядит неоправданным, а вот просто с самим современным словом «семья» связь сюжета очевидная

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Рейтинг@Mail.ru