Рейтинг@Mail.ru
Долинго- критик, Аэлита

Стрежный М – Тонкий подход – 15

Капитан набрал на планшете номер каюты, и спустя несколько секунд в помещении появилось заспанное лицо руководителя исследовательской группы Лаврентьева.

— Да, слушаю вас, капитан Грэд. Вы э-э-э... хотите поговорить?

Капитан едва заметно поморщился. Он не любил присутствия на борту посторонних, тем более гражданских посторонних. Тем более таких гражданских посторонних, из-за которых его судно снимают с боевого дежурства и отправляют куда-то на край системы, в облако астероидов, один из которых в итоге пробивает дыру в защите корабля, разносит в хлам добрую половину его помещений и выводит из строя главный системный контроллер...

Однако, когда Грэд заговорил, тон его был вполне ровным и корректным:

— Зайдите ко мне, Лаврентьев... пожалуйста, нам нужно обсудить создавшееся положение.

Спустя четверть часа трое мужчин сидели в капитанской каюте и молчали.

— Подведем итоги, — сказал наконец капитан. — Лоусон сейчас выполняет очень важную задачу — управляет всеми бортовыми системами, и до того момента, как мы дотянем до базы, он нам крайне необходим. Однако после того как мы попадем в зону действия контроллера базы, Лоусона необходимо отключить. Так?

— Совершенно верно, — кивнул Лаврентьев.

— Так давайте его отключим, — рука капитана тяжело опустилась на поверхность столика, прихлопывая возможные попытки обстоятельств к сопротивлению.

— Видите ли, — ученый повел шеей, в широком отвороте свитера с высоким горлом казавшейся особенной худой, — видите ли, дело в том, что мозг человека — штука крайне тонкая, очень мощная штука, способная на множество замечательных вещей, но вместе с тем, как я уже отметил, весьма тонкая. Мы подключили коллегу Лоусона к бортовым системам, дождавшись, пока он уснет, и точно так же должны отключить его во время торможения  сознательных процессов.

Капитан терпеливо выслушал объяснение, но по тому, как барабанили по столу его толстые пальцы, Шафранов понимал, что Грэду очень хочется одернуть чересчур многословного гражданского.

— А что случится, если мы попробуем отключить его во время... э-э-э... бодрствования?

— Мне очень трудно рассуждать на эту тему, я не медик, но мне кажется, что как минимум могут отмереть несколько миллионов нервных окончаний и... коллега Лоусон превратится в инвалида...

— Черт возьми, — выругался капитан, — вы предлагаете мне выбирать между живучестью судна и здоровьем одного из его... — он замялся, подбирая нужное слово, — пассажиров?

— Нет, нет, — быстро заговорил Лаврентьев, — я сказал, что это может случиться как минимум, а максимум — это отказ бортовых систем, потеря управления...

— Мы потеряем корабль, — ровным голосом заключил Шафранов, предупреждая очередную вспышку капитанского недовольства.

Капитан по очереди осмотрел каждого из собеседников и произнес:


Комментарии:
  1. Картинка профиля Борис Долинго

    И снова, по традиции, – о наборе текста. Здесь все те же самые замечания и, чтобы не повторяться, отсылаю тех, кому интересно (прежде всего, полагаю, самого автора), к рецензии на рассказ «Инструкция».
    Единственное, что добавлю по этой части – о написании сочетаний прямой и косвенной речи. В рассказе «Инструкция» прямой речи практически нет, и там ошибки заметить не удалось. Здесь же очертаний прямой и косвенной речи много. Большинство типов сочетаний написаны верно, но они весьма однотипные, а в паре сочетаний иного типа как раз попались и ошибки. К сожалению, и я часто это вынужден повторять, подавляющее большинство авторов пишут большую часть таких сочетаний неправильно. Это связано и с тем, что люди элементарно не анализируют смысл таких сочетаний (а там всё весьма логично, если знать основы правил русского языка и пунктуации), и с тем, что в соответствующих учебниках (даже у великого Розенталя!) приводятся лишь немногие варианты таких сочетаний. Именно из-за этого в своё время мы в нашем издательстве разработали методичку, где охватили, надеюсь, абсолютно все возможные комбинации таких сочетаний. Если автор мне напомнит – вышлю.
    Теперь о сути самого текста. Задуман неплохой, не чисто юмористический, но с определённой долей юмора, фантастический рассказ. Хороший язык автора делает чтение весьма лёгким, а довольно интригующе закрученный сюжет заставляет читать с ожиданием развязки. Суть сюжета: на звездолёте повреждён блок ИИ системы управления, и управление передано по некой методике одной из имевшихся на борту учёных, мозг которого работает в качестве этого «контроллера» в неком фоновом (подсознательном) режиме. Но ситуация в целом нештатная, и есть опасность, что при подлёте к базе, где управление кораблём должен взять на себя ИИ базы, в системе управление возникнет конфликт. Поэтому, мозг человека надо отключить – заставить человека уснуть в интервале примерно 10 минут перед перехватом управления ИИ базы. Причём, снотворного на корабле нет. Проблему решают «неординарно» – объявляют человеку-контроллеру, что он должен выучить билеты к некому экзамену по служебной аттестации. И, начав читать билеты, человек через десяток минут засыпает. Проблема решена.
    Убедительно? На мой взгляд – совсем нет, т.к. где гарантия, что человек обязательно бы заснул? Тем более, те ранее сказано про очень короткий интервал времени (10 минут). Так что развязка, которая в рассказах такого типа является главным «зерном», основным смыслом, ради которого сюжет строился, получилась слишком надуманная и оттого слабая. А проблему, которую она должна решить, слишком уж велика (нормальная стыковка корабля с базой). Автор видимо, посчитал, что многое смажет введение сексапильной женщины врача корабля, но, увы, это не работает, а самая концовка, где эта врач начинает «клеить» учёного, придумавшего ход с чтением билетов, вообще выглядит пошловато, т.к. вообще никак не привязана к базовой идее рассказа. Да и врач-то в целом тут является весьма второстепенный персонажем, а концовка в существующем виде получается такой, что врачиха – чуть ли не главный герой. Рассказ ещё смотрелся бы неплохо, если бы существовал в рамках некого цикла про похождения описанных персонажей (типа, скажем, историй про Йона Тихого Лема или цикла про Пауэлла и Донована в «Я – робот» Азимова). Но сам-один, без тематической «обоймы», он явно слабоват.
    Кроме того, как мне показалось, тут имеет место и логическая нестыковка. Утверждается, что на усыпление останется всего минут 10. Нельзя сделать это ни раньше (корабль собьётся с курса), ни позже, т.к. если позже, то уже начнёт действовать ИИ базы). Как написано в тексте: «…велика вероятность того, что, оставшись без контроллера, корабль собьется с курса…». Надуманным тут представляется посыл, что «собьётся с курса» – с чего бы это? Им – что, ещё пару парсеков лететь до базы?! Никак нет! Ведь расстояние до базы на этом этапе явно уже совсем невелико, а скорость, безусловно, уже не какая-то огромная – если ИИ базы берёт контроль над кораблём всего за 10 минут до полёта, верно? Корабль на таком участке явно движется по инерции и по траектории, заданной задолго до этого. Так что эта опасность однозначно сильно преувеличена. Вроде бы чисто «техническая» мелочь, но она существенно снижает веру в общее сюжетное построение. Ну а на фоне весьма слабого обоснования развязки – это дополнительный «минус» в сюжете в целом. Увы!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Рейтинг@Mail.ru