Рейтинг@Mail.ru
Долинго- критик, Аэлита

Стрежный М – Тонкий подход – 15

От неожиданности капитан два раза моргнул, а потом резко повернулся к ученому:

— Лаврентьев, это ваш человек, будите его.

— Кстати, он сова, или жаворонок? — спросила Арцимович.

— Э-э-э... сказать по правде, не знаю, об этом лучше поговорить с его непосредственным шефом. Позвольте, я приглашу его сюда, будьте добры, — ученый протянул руку к планшету.

Шеф Лоусона щурил сонные глаза и переводил взгляд с одного человека на другого, то ли не замечая, то ли не придавая значения расстегнутым пуговицам на халате Арцимович. Присаживаться ему не предложили.

Он молча выслушал объяснение Шафранова, к моменту четвертого его повторения уже успевшее обрести стройность и исчерпывающую военную изящность. Выслушал уточнения Арцимович и Лаврентьева и краткие комментарии капитана.

— Скажите... простите, не знаю вашего имени, Лоусон — он сова или жаворонок? — повторила свой вопрос Арцимович.

Безымянный шеф провел рукой по реденьким усикам.

— К сожалению, он жаворонок. От того, что вы разбудили его на рассвете, толку не много — днем он будет чувствовать себя прекрасно, как обычно, будет слушать эту свою хеви-метальную «Увертюру» и писать несложный код — от всей другой работы мы его освободили... Значит, проблема в том, что мы должны заставить его заснуть — в десятиминутном интервале, по-настоящему, глубоко и добровольно... — он потрогал себя за нос, еще раз пригладил встопорщенные усики и потянулся к панели: — Разрешите? Дима, привет. Извини, что бужу в такое время. Есть срочное дело. Не удивляйся вопросу: когда у нас Лоусон аттестуется на должность? Через две недели? А можно сделать, чтобы это произошло завтра? Так надо, Дима. Да, с начальством согласовано! Поправь в базе график, а я поговорю с ним утром. Да, прямо сейчас. Все вопросы позже, хорошо?

Он повернулся к сидящим за столиком людям: застывшему в напряженной позе Шафранову, седому капитану, взлохмаченному Лаврентьеву и ослепительной Арцимович.

— Есть одна идея, — сказал он.

2

В баре базы T11-М было слишком людно, и доктору Арцимович пришлось протискиваться сквозь компании одетых в черную форму людей, чтобы добраться до стойки. Свободное место, по счастью, было.

Арцимович забралась на сиденье высокого табурета, закинула ногу на ногу и попросила у бритой наголо барменши водку с апельсиновым соком. Громко играла какая-то модная мелодия, по стенам ползли синие блики музыкального изображения.

— Добрый вечер, доктор, — услышала она вдруг смутно знакомый голос.

Слева от нее сидел начальник лаборатории, в которой работал Лоусон. Арцимович попыталась вспомнить его имя, не смогла и просто ответила:

— Добрый вечер! Не ожидала вас здесь встретить! Была уверена, что парни вроде вас вечерам в подобных заведениях предпочитают романтическое написание научных статей. К тому же сразу после стыковки вы куда-то пропали, и я, честно говоря, думала, что военной жизнью вы сыты по горло и на базе вас давно уже нет.


Комментарии:
  1. Картинка профиля Борис Долинго

    И снова, по традиции, – о наборе текста. Здесь все те же самые замечания и, чтобы не повторяться, отсылаю тех, кому интересно (прежде всего, полагаю, самого автора), к рецензии на рассказ «Инструкция».
    Единственное, что добавлю по этой части – о написании сочетаний прямой и косвенной речи. В рассказе «Инструкция» прямой речи практически нет, и там ошибки заметить не удалось. Здесь же очертаний прямой и косвенной речи много. Большинство типов сочетаний написаны верно, но они весьма однотипные, а в паре сочетаний иного типа как раз попались и ошибки. К сожалению, и я часто это вынужден повторять, подавляющее большинство авторов пишут большую часть таких сочетаний неправильно. Это связано и с тем, что люди элементарно не анализируют смысл таких сочетаний (а там всё весьма логично, если знать основы правил русского языка и пунктуации), и с тем, что в соответствующих учебниках (даже у великого Розенталя!) приводятся лишь немногие варианты таких сочетаний. Именно из-за этого в своё время мы в нашем издательстве разработали методичку, где охватили, надеюсь, абсолютно все возможные комбинации таких сочетаний. Если автор мне напомнит – вышлю.
    Теперь о сути самого текста. Задуман неплохой, не чисто юмористический, но с определённой долей юмора, фантастический рассказ. Хороший язык автора делает чтение весьма лёгким, а довольно интригующе закрученный сюжет заставляет читать с ожиданием развязки. Суть сюжета: на звездолёте повреждён блок ИИ системы управления, и управление передано по некой методике одной из имевшихся на борту учёных, мозг которого работает в качестве этого «контроллера» в неком фоновом (подсознательном) режиме. Но ситуация в целом нештатная, и есть опасность, что при подлёте к базе, где управление кораблём должен взять на себя ИИ базы, в системе управление возникнет конфликт. Поэтому, мозг человека надо отключить – заставить человека уснуть в интервале примерно 10 минут перед перехватом управления ИИ базы. Причём, снотворного на корабле нет. Проблему решают «неординарно» – объявляют человеку-контроллеру, что он должен выучить билеты к некому экзамену по служебной аттестации. И, начав читать билеты, человек через десяток минут засыпает. Проблема решена.
    Убедительно? На мой взгляд – совсем нет, т.к. где гарантия, что человек обязательно бы заснул? Тем более, те ранее сказано про очень короткий интервал времени (10 минут). Так что развязка, которая в рассказах такого типа является главным «зерном», основным смыслом, ради которого сюжет строился, получилась слишком надуманная и оттого слабая. А проблему, которую она должна решить, слишком уж велика (нормальная стыковка корабля с базой). Автор видимо, посчитал, что многое смажет введение сексапильной женщины врача корабля, но, увы, это не работает, а самая концовка, где эта врач начинает «клеить» учёного, придумавшего ход с чтением билетов, вообще выглядит пошловато, т.к. вообще никак не привязана к базовой идее рассказа. Да и врач-то в целом тут является весьма второстепенный персонажем, а концовка в существующем виде получается такой, что врачиха – чуть ли не главный герой. Рассказ ещё смотрелся бы неплохо, если бы существовал в рамках некого цикла про похождения описанных персонажей (типа, скажем, историй про Йона Тихого Лема или цикла про Пауэлла и Донована в «Я – робот» Азимова). Но сам-один, без тематической «обоймы», он явно слабоват.
    Кроме того, как мне показалось, тут имеет место и логическая нестыковка. Утверждается, что на усыпление останется всего минут 10. Нельзя сделать это ни раньше (корабль собьётся с курса), ни позже, т.к. если позже, то уже начнёт действовать ИИ базы). Как написано в тексте: «…велика вероятность того, что, оставшись без контроллера, корабль собьется с курса…». Надуманным тут представляется посыл, что «собьётся с курса» – с чего бы это? Им – что, ещё пару парсеков лететь до базы?! Никак нет! Ведь расстояние до базы на этом этапе явно уже совсем невелико, а скорость, безусловно, уже не какая-то огромная – если ИИ базы берёт контроль над кораблём всего за 10 минут до полёта, верно? Корабль на таком участке явно движется по инерции и по траектории, заданной задолго до этого. Так что эта опасность однозначно сильно преувеличена. Вроде бы чисто «техническая» мелочь, но она существенно снижает веру в общее сюжетное построение. Ну а на фоне весьма слабого обоснования развязки – это дополнительный «минус» в сюжете в целом. Увы!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Рейтинг@Mail.ru