Рейтинг@Mail.ru
Долинго- критик, Аэлита

Павлова В.-Алгоритм для пирога с померанцем – 56

Изучению способности к восстановлению академик Мельников тоже посвятил немалую часть своих исследований. Как вы уже, наверное, догадались, основной целью, которая, к сожалению, пока ещё остаётся недостижимой мечтой, было создание условий для запуска механизма регенерации в организме человека. Представьте, если бы люди научились отращивать новые конечности взамен утерянных. Сколько человеческих трагедий можно было бы избежать, сколько поломанных судеб спасти!

Викентий Федорович был мечтателем от науки, гуманистом и подвижником. Он смотрел вперёд, туда, за границу нашего с вами воображения. Жил для людей, пытался решить их проблемы, облегчить страдания или хотя бы их уменьшить. Хорошим он был человеком, одним словом.

Хотите, раскрою секрет, над чем он работал в последние годы? Собрав воедино результаты всех исследований, проведенных за долгие годы научной карьеры, в том числе и по упомянутым сегодня  вегетативному клонированию и регенерации, Мельников пытался вывести так называемую формулу бессмертия. Звучит фантастично, не правда ли?

Но, если разобраться, вспомнив даже самые общие примеры из флоры и фауны, которые я сегодня приводил, и попробовать представить себе человека, обладающего этими заимствованными сверхспособностями, бессмертие покажется уже не столь невозможным. А уж продление жизни как промежуточный этап — и вовсе близким, рукой подать. Жаль, что Викентию Федоровичу так и не удалось достигнуть этой поистине высокой цели. А может быть, просто время для революционного открытия ещё не настало, как вы думаете?

Вопрос был риторическим, но застал Антонину Дмитриевну и Серёжу врасплох. Они настолько увлеклись рассказом, что сейчас будто очнулись от гипноза. История профессора Мельникова в мастерском исполнении Аристарха Ивановича заворожила, заставила забыть о времени и даже слегка потеряться в пространстве. Слушая биолога, Серёга, например, уплыл куда-то в столь отдаленное будущее, что даже от мысли о нём и о людях, живущих там, просто дух захватывало. Антонина Дмитриевна, в свою очередь, представляла себе академика Мельникова, седого мечтателя, за своей любимой работой. Возвращение в реальность для обоих стало неожиданностью.

В тишине квартиры было слышно только мерное тиканье старинных часов.

— Ух ты, засиделся я, — сказал Аристарх Иванович, поднимаясь из-за стола, — а мне сегодня ещё на вокзал нужно успеть. Пригласили поучаствовать в новой экспедиции, не смог отказаться. Благодарю вас, дражайшая Антонина Дмитриевна, за превосходный пирог и за тёплый вечер. А тебе, Серёжа, посоветую, если позволишь. Отнеси-ка ты эту рукопись в Музей естествознания. Там академику Мельникову посвящена целая экспозиция. Они с радостью её примут, просто с руками оторвут. Будешь потом в этот музей внуков водить, тетрадь показывать и рассказывать историю её чудесного спасения.

—  Спасибо, Аристарх Иванович. Так и сделаю. Завтра Света вернется, вместе и отнесём.


Комментарии:
  1. Картинка профиля Борис Долинго

    Автор применяет красные строки – респект, и в целом текст набран по канонам художественных текстов.
    Есть погрешности с запятыми, особенно – при вводных словах. Но самые большие погрешности в применении знаков пунктуации вообще. К сожалению, у многих авторов это – реальная проблема: они не используют там, где нужно, тире и двоеточия, а это очень полезные знаки, позволяющие делать текст намного более эмоционально выразительным и часто просто более внятным и понятным. Пример: «…И тут новый сюрприз. Ещё при входе в троллейбус Антонина Дмитриевна приметила знакомое лицо. И просто глазам не поверила, узнав подругу Верочку, с которой они не виделась лет двадцать, не меньше…» – Ну почему бы не записать это иначе? Скажем, вот так: «…И тут новый сюрприз: ещё при входе в троллейбус Антонина Дмитриевна приметила знакомое лицо – и просто глазам не поверила, узнав подругу Верочку, с которой они не виделась лет двадцать, не меньше…». Да, получилось, вроде бы длинное предложение, но когда я читал авторский вариант, то вынужден был перечитать его повторно, чтобы лучше понять, а вот во втором варианте всё предельно ясно и именно благодаря знакам пунктуации.
    В тексте можно найти ещё немало подобных мест, а, кроме того, автор часто создаёт просто неоправданно короткие предложения, когда намного точнее было бы соединить их даже не через тире и т.п. знаки, а через банальную запятую. Например: «…Бабушка предпочитала отправлять сообщения строгие, скупые, как советские телеграммы. Но содержали они всегда максимум информации…» – почему бы после слова №телеграммы» не поставить запятую? Намного более гладко читалось бы. Можно было бы, конечно, относить такие несколько обрубленные предложения за «авторский стиль», но тогда стоило следовать такому «стилю» более скрупулёзно, однако автор часто конструирует достаточно пространные предложения – и вдруг вот такие «обрубки» возникают. Добро бы это было, допустим, в речи некого персонажа как стиль разговора, но ведь нет. В общем, в этом смысле тексту не повредил бы редактор-корректор.
    Но в целом написано ровно и гладко, больше претензий к «сюжетно-логической» части. Прежде всего, к слову «померанец», точнее, к поведению Антонины Дмитриевны – к тому, как она выискивает значение этого слова. Женщина вроде бы является уверенным пользователем смартфона – рецепты принимает на телефон и читает их там. А первое, что сделает такой пользователь, то станет не у продавщицы в зоомагазине спрашивать значение слова, а зайдёт в Интернет и введёт слово «померанец – это…», и через 10 секунд будет знать, что оно значит. Ясное дело, в таком случае пропадут довольно яркие описания лингвистических поисков героини, но поскольку поиски эти явно надуманные, то и выглядят они не ярко, а лишь вызывают восклицание по Станиславскому: «Не верю!» А это очень плохо, когда читатель может так воскликнуть.
    Есть «недоверие» и по мелочам. Например, не верится, что таксист Лёха мог за два дня вызубрить карту Москвы – даже карту куда более мелкого города-миллионника никто за два дня не вызубрит. И ещё плохо верится, что таксистом Лёхой управляют какие-то диспетчеры, поскольку даже уже в куда более мелких городишках такси вызывают через системы типа «Яндекс-Такси» и т.п. интернет-сервисы, но не через телефонных диспетчеров. В общем, мелочи, но отравляющие доверие к тексту.
    Больше всего, конечно, разочаровал сюжет в целом (хотя, надо сказать, опять же в целом написано и неплохо). Не будем обсуждать сложные описываемые комбинации причинно-следственных связей – за ними следить очень сложно и поверим, что всё рассчитано верно, но реально разочаровало надуманное описание сути сюжета, приводимое в концовке. Давайте вдумаемся в общий смысл описанных действий: люди из 23 века засылают некого агента (профессора Аристарха), чтобы провести изменения в прошлом. Не буду сейчас заморачиваться разборами «временных парадоксов» (этим вообще время тексты о путешествиях во времени очень сложны для написания), но давайте задумаемся вот о чём: цивилизация освоила путешествия в прошлое – и при этом всё ещё не имеет полноценных ИскИнов, понимающих юмор?! Но снова – не верю! МЫ уже сейчас стоим на пороге подобного ИИ – максимум, лет 30-40, но никак не 200. А вот для освоения перемещения во времени, уверен, потребуется даже не 200 лет. НУ или взять хотя бы посыл, что учёный в 21 веке сделал такое открытие, которое смогли понять и воплотить только лет через 200 – ну, это же явная логическая натяжка!
    Можно ещё кое-что сказать, но, думаю, достаточно. Мне в общем виде понравилось, как автор излагает свои мысли, понравилось владение словом (несмотря на некоторые замечания в плане изложения), но рассказ не принимается. Не сомневаюсь, что какое-то издание и приняло бы текст в данном своём виде, но для «Уральского Следопыта» сюжет слабоват именно «логической реализацией» сюжетной идеи.

Добавить комментарий для Борис Долинго Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Рейтинг@Mail.ru