Рейтинг@Mail.ru
Долинго- критик, Аэлита

Аксенова Х. – Страж Межмирья – 33

- Никитич, ты что там замешкался, неси уж, да разведём костёр, а то комары заедят.

Татищев поднял руку, пытаясь, толи мысли отогнать, толи вытереть выступивший пот.

"Привидеться же такое, пожелаешь придумать, ума не хватит".  В поднятой ко лбу руке был нож, с надписями на лезвие с непонятными узорами на рукоятке.

- Да вот нож нашёл, - изумлённый донельзя Василий Никитич протянул нож Спиридону.

- Нож? – шагнул к нему Спиридон.

- Нож, возле этой кучи.

- Странно, хороший ножик, здесь до нас наверно кто – то уже был.

К огорчению Татищева Спиридон не увидел на ноже никаких узоров, да из всей бригады не один не увидел, что нож не простой. Для всех это был обыкновенный простой охотничий нож.

Проходили годы, так и не встретился ни один человек, который бы увидел узоры  на ноже. Василий Никитич привык, что нож всегда с ним и уже история за давностью не казалась происшедшей в действительности.

 

Падение Татищева при царствовании царицы Анны, отняли годы и здоровье. Потом опять подъём и Татищев, получивший неожиданную благосклонность царицы Анны, снова возвращается на Урал. С Татищевым отправляются двенадцать учеников Адмиралтейской и Артиллерийской школ. Среди них один из лучших учеников Владимир Каюнов, которого школы никак не хотели отпускать, имея на него свои виды.

Молодой Владимир Каюнов, которого бог не обидел ни умом, ни физической силой, - на пороге жизни. Это - как стоишь на вершине горы, а глазам открываются такие просторы: везде хочется побывать, потрогать руками, во всём поучаствовать  и непонятное волнение восторг от предвкушения будущих приключений стесняет грудь в ожидании радостных открытий, покорений вершин на которых никто не бывал до   него и чувствовать за спиной победное хлопанье парусов мечты. Каюнов узнав, что Татищев набирает себе сотрудников, подал прощение. В прощении было отказано. Потом Каюнов умудрился подать прощение на имя царицы Анны через Бирона. Прощение сработало. Бирон поспособствовал. Довольный Владимир с разрешительными бумагами, чуть ли ни в последний миг примчался к Татищеву.

Татищев, прочитав рекомендательные письма, остался весьма доволен.

- Я рад, мне нужны такие люди, умеющие добиваться своего, вопреки всем препятствиям.

Открытый коммуникабельный умница Владимир пришёлся по душе Татищеву и Василий Никитич приблизил его к себе. А Владимир с удовольствием исполнял поручения своего учителя кумира начальника. К тому времени про Татищева уже ходили легенды, как про человека бесстрашного честного широко образованного.

При возвращении на Уктус Татищев определяет Владимира  в Горную канцелярию.

За время его вынужденного отсутствия дела в Канцелярии заметно пришли в упадок. Нужен человек с твёрдым характером, умеющий видеть дальше своих интересов и наладить работу Канцелярии и направить её в нужном направлении.  России нужны кадры, свои собственные кадры. В один из свободных вечеров, Татищев пригласил Владимира на вечерний чай. Отпустив всех, предвкушая беседу с умным коллегой. Василий Никитич был благодушно настроен. Стол накрывали сами и Татищев вытащил из ножен, тот свой охотничий нож, про назначение которого он изрядно подзабыл. Ножны он сделал  сам, Василий Никитич  любил и умел дать своим рукам радость – поработать, сделать самому в обиходе нужную вещь, соорудить мебель, украсить беседку. За такими вроде, как бы не хитрыми делами, отдыхала душа, мысли приходили в порядок.


Комментарии:
  1. Картинка профиля Борис Долинго

    Сразу замечание автору: совершенно ни к чему, и даже вредно, писать заголовок и фамилию автора огромными шрифтами, выносить их на отдельную страницу и вообще применять подобные красивости. Вы не книгу издаёте – Вы присылаете текст на рассмотрение в редакцию или в издательство. Там никакие подобные «красивости» не нужны. Они не сделают редактора более благосклонным. Нужно выполнять определённый минимум требований и принятых норм по набору текста – и не более. И не нужно набирать текст слишком крупным шрифтом – №№ 11, 12 или 14 вполне достаточно (лучше всего 12).
    Ну и такой момент: в названиях произведений и отдельных слав никогда не ставятся точки.
    О наборе текста вообще. К чести автора, она применяет красные строки – это абсолютно правильно и необходимо. Хотя сначала красные строки заданы с помощью функции «Отступ» в редакторе WORD, а затем автор почему-то начинает набирать их пробелами, да и, к тому же, разным числом пробелов! В одном тексте негоже так поступать, поскольку выглядит это либо как высшая форма авторской небрежности, либо как абсолютное неумение пользоваться текстовым редактором!
    А вот увеличенные интервалы между отдельными абзацами не нужны (собственно, роль разделения абзацев уже выполняют красные строки).
    Сложные слова и составные слова, а также частицы со словами пишутся через дефисы («-»), а не через тире («–»), и без пробелов (например, «из-за», а не из – за»; «подростково-стариковская братия», а не «подростково – стариковская братия», «откуда-то», а не «откуда – то» и т.п.).
    Язык у автора неплохой, достаточно лёгкий (хотя чувствуется непрофессионализм: автор большую часть текста ведёт повествование в прошедшем времени (сделал, пошёл, увидел), а к концу почему-то переходит на время настоящее (достаёт, видит, слышит). Это, конечно, легко правится, но странно, что автор сам не чувствует такой несообразности.
    Из явных режущих глаз недостатков – слабое использование синонимов, из-за чего нередко возникают повторы одинаковых или однокоренных слов. Например: «…даже с полпути видно, как сыпется зерно в рыдван. А на стане видно, как выгружают уже подошедших под выгрузку быков…» – повторы слов выделены маркером.
    Плюс – слабое использование знаков пунктуации таких как тире и двоеточие, и часто неправильно расставлены запятые, отчего глаз спотыкается при чтении, и приходится перечитывать написанное, чтобы точнее понять смысл фраз.
    Есть ошибки в виде неверного использования слов, например: «…командир палочкой чертил прямо на Земле…» –в данном случае слово «земля» пишется со строчной буквы, но никак не с заглавной (ведь чертить на целой планете герой вряд ли мог бы). Есть и откровенные грубые ошибки, например, написание сочетания «то ли… то ли» слитно («толи»!). Вообще в тексте немало если не «ошибок», то описок.
    Есть неточности в использовании терминов. Например, сначала предмет называется «витой цепью», а строчкой спустя – «тросом». «Трос» и «цепь» – совсем не синонимы, нужно быть точным в терминологии. Также нельзя сказать «дом, выложенный из белого камня» – дом может быть только «сложенным из камня», поскольку дома (каменные, кирпичные) не «выкладывают», а стены таких домов «кладут» из соответствующего материала.
    В текст есть некоторые «разрывы» повествования»: например, только что описано, как Вера переправляется по цепям-тросам через реку, а следующий абзац начинается словами: «На другое утро незнакомцев уже не было» – хотя бы пару слов необходимо сказать о том, что герои устроились на ночлег!
    Из той же «оперы» момент, где автор забывает представить одного из героев – только что он был просто «мужчиной», а потом вдруг, походя, ни с того, ни с сего, уже зовётся «Владимиром» в авторской речи. Ляп мелкий, но очень досадный, показывающий непрофессионализм того, кто помогал автору вычитывать текст, если кто-то в этом помогал автору.
    Естественно, в тексте проблемы с пунктуацией в сочетаниях прямой и косвенной речи (это проблема для 99,9% авторов). В общем, хорошему редактору и корректору в этом тексте осталось много работы.
    Если говорить о сюжете, то сюжет слишком сырой и «рваный» в том смысле, что в нём нагорожено много эпизодов, по смыслу слабо ложащихся на единую линию повествования. Девочка Вера, Василий Татищев, Владимир, которого избирают очередным «стражем». Написано, как я уже сказал, достаточно гладко, несмотря на разного рода ошибки, но нет оригинального, увлекательного и – главное! – цельного сюжета. Автор начинает с неожиданного приключения девочки Веры, затем перепрыгивает на историю с Татищевым, который тоже попал в Межмирье, но его Стражем не сделали, поскольку некая «смотрительница» определила, что Татищев «очень нужен России» (ход как бы «красивый», но, если честно, пришитый белыми нитками, поскольку с чего бы существу иного мира печься о судьбе отдельно взятой страны в мире параллельном?) Индикатором назначения «стража» явился нож, подаренный Татищеву. Наконец Татищев находит человека на должность Стража (это Владимир, который увидел письмена на ноже). Конец повести.
    Конец оборванный, текст, получается, ни о чём. Автор словно забыл про девочку Веру – и перекинулся на Татищева. Ладно, допустим – но ну и что? В чём оригинальность сюжета, в чём его идея? Автор придумал некое «Межмирье»? Ну, это клише с параллельными мирами придумано давно – его мало просто упоминать в тексте, тут необходимо хотя увлекательный, если уж не оригинальный сюжет выстроить. А в нашем случае такого сюжета нет.
    Насколько я помню, автор сначала прислала текст такого объёма, который не укладывался в рамки раздела фантастики нашего журнала (мы можем максимум напечатать произведение объёмом 100-100 тысяч знаков с пробелами, если ставить его одно в раздел). Автор сокращала текст – видимо, не получилось сократить так, чтобы текст сохранил цельность, если таковая в нём изначально имелась. Но, к сожалению, мне кажется, что и в тексте без сокращения этой цельности не было.
    Резюме: текст принять в журнал никак не могу. Автор более или менее умеет складывать слова в достаточно гладкие фразы (хотя без хорошего редактора-корректора ему жить нельзя), но автор однозначно необходимо учиться конструировать интересные и оригинальные сюжеты. Может быть, автор и умеет это делать, но есть судить по данному тексту, то есть сомнения.
    И ещё – вопрос к автору. Как вводная информация, перед текстом написано: «Основано: на реально произошедших событиях» (кстати, а зачем двоеточие после слова «основано»?!) Любопытно, где тут реальные события? Некая девочка Вера во время ВОВ попала в Межмирье, вернулась оттуда и рассказала о странном тумане, дедушке Владимире и т.д.?! Или Василий Никитович Татищев что-то такое писал в своих воспоминаниях и мемуарах? Нет, конечно. Поэтому я всегда предостерегаю авторов от каких-либо утверждений, что вымышленные сюжетные построения основаны на якобы реальных событиях. Ну ни к чему такое писать, честное слово!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Рейтинг@Mail.ru