Рейтинг@Mail.ru
Долинго- критик, Аэлита

Аксенова Х. – Страж Межмирья – 33

- Пусти, надо быков отпустить.

Женщина, словно поняв, что хочет Вера, позвала ушедших вперёд мужчин. Те вернулись и внимательно выслушали то, что им быстро говорила незнакомка. Пошли к быкам, остановившись перед ними, принялись рассматривать ярмо. Потом один из них, потряс доску и, повернувшись к Вере, видимо спрашивал:

- Как это снимается?

Вера, поняв, что с неё требуется, стала показывать, где, что нужно отстегнуть и как освободить быков от упряжки. Они, посмеиваясь, разглядывали упряжь, походили вокруг да около, потом разобравшись, что к чему стали торопливо освобождать быков от ярма, не забывая с опаской оглядываться на просеку. Чернота клубилась, словно живое зловещее создание пыталось перевалить какую – то грань и разлиться по поляне. Тревога незнакомцев передалась Вере, и она уже без сопротивления заторопилась вместе с ними уйти из поляны.

Сосны остались позади. Три тёмные и одна светлая фигура  пересекали открытое пространство. Быки, не отставая и не обгоняя их, шли за ними, также равнодушно, как и в поле, когда возили зерно от комбайнов, переставляли свои крепкие ноги. А незнакомцы торопились, видно было, что они торопятся, очень торопятся, постоянно окидывая взглядом, без облачка ясное небо. Впереди начиналось редколесье. Один из мужчин, показал на еле видимую точку на небе, компания ещё быстрее заторопилась в сторону редколесья. Почти на самом краю леса, точка, превратившись в большую птицу, догнала их. Мужчина, тот который, с командирским голосом, вытащил из грудного кармана, небольшую круглую вещицу. Оттуда металлический голос чётко что - то произносил, потом, другой голос более человеческий, в приказном порядке выговорил тому и вещица в руках мужчины замолчала. Птица, немного покружив над ними, улетела. Он с улыбкой оглядел компанию, женщина подхватила Веру и что – то радостно напевая, закружила её. А мужчины подошли к быкам и стали гладить их, заглядывая им в глаза, что – то ласково наговаривали тем.

 

Сели на поваленное дерево, командир палочкой чертил прямо на Земле и рассказывал своим спутникам, только им понятные дела. Быки тоже расположились отдыхать недалеко от них. Вера устроилась на пеньке и внимательно прислушивалась к непонятному разговору. Отдохнув, компания в сопровождении двух здоровых быков, которые, не желали остаться или хотя бы отстать, двинулась через редколесье в сторону востока.

В сумерках остановились на берегу не очень широкой, но очень бурной речки. На другом берегу, стоял большой дом, выложенный из белого камня. Опять резкий свист. Там на другом  берегу появился человек, помахал в ответ рукой и из воды поднялись две толстые витые цепи,  протянутые от берега до берега.

Первым на цепь ступил мужчина, который так здорово умел свистеть. Он пристегнулся к верхнему тросу и, передвигаясь по нижнему тросу, придерживаясь двумя руками за верхний, начал перебираться на другой берег. За ним точно таким же образом двинулась женщина, постоянно оглядываясь на Веру. Старший, тот, который с командирским, как у дяди Гриши голосом, пристегнул Веру к себе, ещё пристегнул к верхнему тросу и поставил на нижний трос, показывая, что надо двигаться, вслед за ушедшими вперёд. Когда Вера посмотрела под ноги, командир приподнял ей подбородок и показал, что нужно смотреть вверх, а не под ноги, на бурлящую быструю реку.


Комментарии:
  1. Картинка профиля Борис Долинго

    Сразу замечание автору: совершенно ни к чему, и даже вредно, писать заголовок и фамилию автора огромными шрифтами, выносить их на отдельную страницу и вообще применять подобные красивости. Вы не книгу издаёте – Вы присылаете текст на рассмотрение в редакцию или в издательство. Там никакие подобные «красивости» не нужны. Они не сделают редактора более благосклонным. Нужно выполнять определённый минимум требований и принятых норм по набору текста – и не более. И не нужно набирать текст слишком крупным шрифтом – №№ 11, 12 или 14 вполне достаточно (лучше всего 12).
    Ну и такой момент: в названиях произведений и отдельных слав никогда не ставятся точки.
    О наборе текста вообще. К чести автора, она применяет красные строки – это абсолютно правильно и необходимо. Хотя сначала красные строки заданы с помощью функции «Отступ» в редакторе WORD, а затем автор почему-то начинает набирать их пробелами, да и, к тому же, разным числом пробелов! В одном тексте негоже так поступать, поскольку выглядит это либо как высшая форма авторской небрежности, либо как абсолютное неумение пользоваться текстовым редактором!
    А вот увеличенные интервалы между отдельными абзацами не нужны (собственно, роль разделения абзацев уже выполняют красные строки).
    Сложные слова и составные слова, а также частицы со словами пишутся через дефисы («-»), а не через тире («–»), и без пробелов (например, «из-за», а не из – за»; «подростково-стариковская братия», а не «подростково – стариковская братия», «откуда-то», а не «откуда – то» и т.п.).
    Язык у автора неплохой, достаточно лёгкий (хотя чувствуется непрофессионализм: автор большую часть текста ведёт повествование в прошедшем времени (сделал, пошёл, увидел), а к концу почему-то переходит на время настоящее (достаёт, видит, слышит). Это, конечно, легко правится, но странно, что автор сам не чувствует такой несообразности.
    Из явных режущих глаз недостатков – слабое использование синонимов, из-за чего нередко возникают повторы одинаковых или однокоренных слов. Например: «…даже с полпути видно, как сыпется зерно в рыдван. А на стане видно, как выгружают уже подошедших под выгрузку быков…» – повторы слов выделены маркером.
    Плюс – слабое использование знаков пунктуации таких как тире и двоеточие, и часто неправильно расставлены запятые, отчего глаз спотыкается при чтении, и приходится перечитывать написанное, чтобы точнее понять смысл фраз.
    Есть ошибки в виде неверного использования слов, например: «…командир палочкой чертил прямо на Земле…» –в данном случае слово «земля» пишется со строчной буквы, но никак не с заглавной (ведь чертить на целой планете герой вряд ли мог бы). Есть и откровенные грубые ошибки, например, написание сочетания «то ли… то ли» слитно («толи»!). Вообще в тексте немало если не «ошибок», то описок.
    Есть неточности в использовании терминов. Например, сначала предмет называется «витой цепью», а строчкой спустя – «тросом». «Трос» и «цепь» – совсем не синонимы, нужно быть точным в терминологии. Также нельзя сказать «дом, выложенный из белого камня» – дом может быть только «сложенным из камня», поскольку дома (каменные, кирпичные) не «выкладывают», а стены таких домов «кладут» из соответствующего материала.
    В текст есть некоторые «разрывы» повествования»: например, только что описано, как Вера переправляется по цепям-тросам через реку, а следующий абзац начинается словами: «На другое утро незнакомцев уже не было» – хотя бы пару слов необходимо сказать о том, что герои устроились на ночлег!
    Из той же «оперы» момент, где автор забывает представить одного из героев – только что он был просто «мужчиной», а потом вдруг, походя, ни с того, ни с сего, уже зовётся «Владимиром» в авторской речи. Ляп мелкий, но очень досадный, показывающий непрофессионализм того, кто помогал автору вычитывать текст, если кто-то в этом помогал автору.
    Естественно, в тексте проблемы с пунктуацией в сочетаниях прямой и косвенной речи (это проблема для 99,9% авторов). В общем, хорошему редактору и корректору в этом тексте осталось много работы.
    Если говорить о сюжете, то сюжет слишком сырой и «рваный» в том смысле, что в нём нагорожено много эпизодов, по смыслу слабо ложащихся на единую линию повествования. Девочка Вера, Василий Татищев, Владимир, которого избирают очередным «стражем». Написано, как я уже сказал, достаточно гладко, несмотря на разного рода ошибки, но нет оригинального, увлекательного и – главное! – цельного сюжета. Автор начинает с неожиданного приключения девочки Веры, затем перепрыгивает на историю с Татищевым, который тоже попал в Межмирье, но его Стражем не сделали, поскольку некая «смотрительница» определила, что Татищев «очень нужен России» (ход как бы «красивый», но, если честно, пришитый белыми нитками, поскольку с чего бы существу иного мира печься о судьбе отдельно взятой страны в мире параллельном?) Индикатором назначения «стража» явился нож, подаренный Татищеву. Наконец Татищев находит человека на должность Стража (это Владимир, который увидел письмена на ноже). Конец повести.
    Конец оборванный, текст, получается, ни о чём. Автор словно забыл про девочку Веру – и перекинулся на Татищева. Ладно, допустим – но ну и что? В чём оригинальность сюжета, в чём его идея? Автор придумал некое «Межмирье»? Ну, это клише с параллельными мирами придумано давно – его мало просто упоминать в тексте, тут необходимо хотя увлекательный, если уж не оригинальный сюжет выстроить. А в нашем случае такого сюжета нет.
    Насколько я помню, автор сначала прислала текст такого объёма, который не укладывался в рамки раздела фантастики нашего журнала (мы можем максимум напечатать произведение объёмом 100-100 тысяч знаков с пробелами, если ставить его одно в раздел). Автор сокращала текст – видимо, не получилось сократить так, чтобы текст сохранил цельность, если таковая в нём изначально имелась. Но, к сожалению, мне кажется, что и в тексте без сокращения этой цельности не было.
    Резюме: текст принять в журнал никак не могу. Автор более или менее умеет складывать слова в достаточно гладкие фразы (хотя без хорошего редактора-корректора ему жить нельзя), но автор однозначно необходимо учиться конструировать интересные и оригинальные сюжеты. Может быть, автор и умеет это делать, но есть судить по данному тексту, то есть сомнения.
    И ещё – вопрос к автору. Как вводная информация, перед текстом написано: «Основано: на реально произошедших событиях» (кстати, а зачем двоеточие после слова «основано»?!) Любопытно, где тут реальные события? Некая девочка Вера во время ВОВ попала в Межмирье, вернулась оттуда и рассказала о странном тумане, дедушке Владимире и т.д.?! Или Василий Никитович Татищев что-то такое писал в своих воспоминаниях и мемуарах? Нет, конечно. Поэтому я всегда предостерегаю авторов от каких-либо утверждений, что вымышленные сюжетные построения основаны на якобы реальных событиях. Ну ни к чему такое писать, честное слово!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Рейтинг@Mail.ru