Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Денисова П. — Мальчик,исполненный надежды просвящения — 11

Произведение поступило в редакцию журнала «Уральский следопыт» .   Работа получила предварительную оценку редактора раздела фантастики АЭЛИТА Бориса Долинго  и выложена в блок «в отдел фантастики АЭЛИТА» с рецензией.  По согласию автора произведение и рецензия выставляются на сайте www.uralstalker.com

——————————————————————————————

Я видел неудачника с комплексом бога.
Настолько обширным, что в этого бога поверили
Из Интернета

Он больше не вернётся к этой теме. Не будет думать о произошедшем по ночам. Это не просто – отказаться от назойливой мысли, но у него получилось. Нет чувства вины, он уверен, что просвещён. Он и правда увидел свет, однако то, что открыло ему этот свет, никогда не оставит его душу в покое. Но души у него нет. Это он узнает потом, когда будет унесён смертью в её тёмные чертоги.

. . .

«Что ты будешь брать, мальчик?» — с милой улыбкой спросил библиотекарь. Он уже точно знал, за чем идёт. Сомнений никаких не было. В полном пустоты и тихого шума зале ясным шёпотом отлетело эхо от выбеленных стен: «Беляев. Ариэль». Тонкие, как нити, брови поползли вверх. Так они пытались выразить удивление. Получилось. Выйдя из-за своей непримечательной кафедры она похромала в самый дальний угол, где очень скромно, но с уверенностью в своей уникальности чернела надпись «Русская литература». Полка 20 века была символично красной. Как для самих русских, так и для них: библиотекаря, мальчика – немцев. Цвет один, но оттенок для каждого свой. Для них он был алый – цвета крови, пролитой безумными предками. Историю надо чтить, но им было стыдно за эту полку. Всем, кроме мальчика. Он видел в ней свой идеал. Он видел в ней идеи своего будущего.

Какое бы отвращение Эрих не испытывал к русским, их литература его очаровывала. Сидя на своей кровати, укрывшись квадратным пледом, он был в плену у А. Р. Беляева. Книга, для русских пропитанная любовью, душевностью и человечностью, для Эриха – навязчивой идеей, лежала на «чистокровно» немецких коленях: сухих, жилистых и твёрдых, как самоуверенность фашистов. Повесть «Ариэль» стала его конституцией. Таким был 14-летний Эрих Мёрдер. Мальчик, исполненный надежды просвещения.

Он никогда не думал над тем, что такое доброта. Это не давалось ему ни в форме сочинения, ни в виде личных рассуждений. А рассуждал он всегда, но только с таким началом: «А что если…» Рефлексия никогда не входила в его планы, только сухие подсчёты.  У юного интеллекта мгновенно  рождалась идея, после воплощения которой можно было считать маленькие могилки у него за домом. Увековеченные его личной наукой животные. Он издевался не над ними, он издевался над человечеством, которое на протяжении многих веков завещало своим детям океан чувств. Эрих смеялся при слове «любовь», недоумевал, когда кто-от говорил сквозь слёзы о смерти близких, и просто ненавидел людей, которые жили не мыслью о саморазвитии, а заботой о родных.

«Цель оправдывает средства» — так он решил, будучи ребёнком, будучи мальчиком, который в «Ариэле» видел  Оскара Фокса и Чарлза Хайда, но не замечал Аврелия, Шарада, Лолиту и светлое сердце. Прежде чем наступил решающий 2141 год, Эрих досконально изучил физику, электрофизиологию, анатомию и эксперименты вымышленных учёных Хайда и Фокса, мечтая стать действительным гением. На пороге своего 27-летия нигилист Мёрдер решил, что с человечеством его связывает только внешняя оболочка и что на самом деле он имеет право носить приставку сверх-.  Сверхчеловек – Эрих Мёрдер, разум, заключённый в теле человека, но избавленный от надуманной обычными смертными морали. Фокс и Хайд – первые учёные, создавшие летающего человека. На бумаге. Эрих будет реальным.

Беляев сотворил для читателей школу Дандарат в Индии, которая не лечила душевнобольных, она их создавала. Для видящих суть: он создал человека в новой среде обитания — воздушной. Гуманистов он предупредил о новой проблеме, которая может цунами опрокинуться на будущее– человек, лишённый выбора, который может стать заложником умов.  Книга, которая заставляет задуматься, кто ты: человек с комплексом бога или верящий в добро и справедливость смертный.

Они вывели Ариэля из комнаты, разлучив с единственным человеком, другом Шарадом. Привели в кабинет, который был переполнен двумя психами и их озабоченными улыбками. Они мечтали о признании среди коллег, считавших их псевдоучеными, мечтали о своей известности и о своем открытии, которое предполагало летающего мальчика, но не включало в себя и мысли о том, что он – человек со всеми его правами и свободами. Операция прошла успешно для двух учёных и тела мальчика. Но что насчёт личности Ариэля? Никто не хотел знать, что ощущает первый летающий мальчик, главное – что он победил теорию вероятности: его атомы синхронно направились ввысь. Шаг по научной лестнице вверх – вот, в чем нуждались эти люди, им не было дела до того, что есть человек и что вмешательство в его тело противоречит законам морали. Вот что вдохновило Мёрдера: двое учёных, которые вознеслись над всеми. Кажется, Эрих не прочитал книгу полностью, или просто его ум есть цензура, которая не пропустила того, что Ариэль стал орудием добра, спасая своих друзей. Его разум не посчитал нужным сообщить мальчику, что эксперимент для учёных в результате оказался принадлежащим не им, и что всё вышло из-под контроля. Ариэль стал независим, свой дар он мог посвящать тем, кто верил в него, как в бога.  Кажется, именно это предупреждение и было роковым для гордости немецкой нации – молодого учёного.

«Германский учёный Эрих Мёрдер победил гравитацию. Совершен прорыв в освоении воздушного пространства», — пестрят заголовки газет. Он горд собой. Сегодня его первая конференция. Аврелий пролетит над людьми, и никто не станет сомневаться, что Эрих стал почти богом. Что он переплюнул самого Гитлера – старого вождя, теперь Эрих – отец нации, которая вознесётся над всеми. Всё, о чём мечтал 14-летний мальчишка, выполнил 32-летний учёный.

Аншлаг. Мёрдер готовит речь. Он не волнуется. Он знает, что теперь ему нет равных, он – совершенство. «Имею честь представить вам, уважаемые коллеги, гордость Германской Республики, нашего молодого гения Эриха Мёрдера и его открытие — Аврелия Гальтона – мальчика, преодолевшего гравитацию». Нет, вам не кажется. Ни имя, ни фамилия не случайны. Мёрдер продумал всё. Так он выражает свою благодарность Беляеву, он думает, что понял его посыл, что сделал так, как хотел футуролог. Но он был не прав…

Круг над залом, ещё один, резкая пикировка вниз, взлет к люстре — неожиданно завис. Посидел на балконе, опять пролетел круг, перевернулся  в воздухе. Ни разу не упал. Он повторял это неоднократно. «Летающий мальчик! Летающий мальчик!» — зал ликовал. Этого ли хотел летающий мальчик? Эго Эриха вознеслось над людьми выше Ариэля. Это была феерия науки, и это сделал он! Мёрдер стоит перед залом, горделивая улыбка заглатывает лицо. Перед глазами меркнет. Что-то другое оказывается перед ним. Ссохшиеся и потрескавшиеся стены, тёмное, холодное помещение. Оно небольшое, давит на грудь, дышать там тяжело, страшная пустота. Ему не понять, где он. Что-то светящееся упало перед ним оттуда, где должен быть потолок. Оно остановилось перед его лицом неслучайно, показав, что оно было у него. Голубой комок света заметался по стенам в поисках выхода. Где-то под предполагаемым потолком было отверстие – окно во внешний мир. Мердер слышит, как что-то разбивается. «Где я?» — только сейчас он задал этот вопрос. Шум этих слов обрушился на него, ударил по голове. «Почему я чувствую слова?» Он так и не понял, что оказался внутри себя: это его скудный, истощённый внутренний мир. И она разбилась, не смогла стерпеть угнетения знаниями. Она была душой Мёрдера. Это самое несчастное, что было в нём. Она медленно погибала, внутренний мир терял свою значимость, и только разум Эриха Мёрдера занимал важную часть его личности. Теперь души нет, она умерла.

2140 год. 6 детей из Баварии пропали. Что они сделали миру? А конкретнее: что они сделали Мёрдеру?.. Белый свет. Температура соответствует внутриутробной человеческой. Инструменты готовы добраться до ЦНС, уколы ждут момента впустить свои «яды», убедить мозг, что человек подобен птице. Первым был Макс Браун. После школы он пошёл на стадион. Больше его не видел никто. Только Эрих… Совесть не съедала его, съедал лишь интерес и желание достичь невозможного, противоестественного. Пятый мальчик – Феликс Штайнер стал первым, кто смог выжить после операции. Его документы на имя Аврелий Гальтон уже были готовы. Абсолютное подражание Беляеву стало смыслом жизни нигилиста… Никто не мог придать этому значения, никто не узнает, но только это не его открытие. Но сам он знал: «Ты, Эрих, – неудачник, ты – подражатель»… Первый полёт – вот что погубило нового Ариэля. Потолок стал пределом, которого не учёл создатель, а почему? Потому что Беляев этого не описал… Мёрдер не был раздражён, ради науки он готов на всё. Он даже не задумался, что пять несчастных случаев – это не просто крах, это предостережение, это попытка защитить его от … саморазрушения. Пропавших детей так никто не нашёл. Всё, что они представляли собой после Эриха — пепел. Последний  мальчик пропадает из детдома, его точно искать не станут.  Отто Бауэр – последняя жертва игры разума ненасытного ученого. Операция прошла успешно, в этот раз новый Бог обучил мальчика физике, чтобы тот мог справляться с полётом. Это открытие потрясло мир. Свершилась детская мечта, разум достиг своего апофеоза, а душа… А разве его она интересовала?

«Цель оправдывает средства» — он повторял это после каждого неудачного опыта и до самого «шоу». Не то чтобы он переживал из — за содеянного, скорее он отвечал голосам, которые укоряли его за детоубийство. Голоса – вот что приобрёл новый Бог после своих экспериментов. Не совесть, а личности, живущие в нём, каждый день тревожили его. После того, как он закрывал глаза, они атаковывали его кровавыми образами насилия науки над живыми людьми. Но мир признал его, теперь он гений. А разве гении в чём-то могут быть виноватыми?.. Это не просто – отказаться от назойливой мысли, но у него получилось. Нет чувства вины, он уверен, что просвещён. Просвещён, то есть он увидел неизведанный свет: новое, не существующее ранее, родилось в его руках. Так и есть. Но стал ли он Творцом, Автором, каким он себя считает? Или кто он: подражатель, убийца, неудачник?..

Нет. Он тот, кто стремясь к свету познания, утонул в пучине бездушной тьмы.

Из газет: «Эрих Мёрдер – немецкий учёный. Признан гением во всём мире. Стал известен благодаря изобретению сыворотки, которая делала человека способным к полёту на неограниченное время. Идея пришла к учёному, когда он в юном возрасте познакомился с произведением русского писателя – футуролога 20 столетия А. Р. Беляева «Ариэль». Эрих Мёрдер представлял на международной конференции своё открытие, в это время все участники мероприятия заметили резкое изменение в поведении молодого человека: он повторял одну фразу «Где я?», в его глазах было отчаяние. Стоя на сцене, он упал в эпилептическом припадке. Учёный скончался на 33 – ем году жизни».

 

P.S.  Может быть научить летать нужно было не плоть, а душу? Это ей нужно подниматься над телом, сливаясь с небом? Что, если каждый из мальчиков  уже был летающим, тогда Мёрдер оборвал их душевный полёт. Эрих Мёрдер – только скелет, который пытается заполнить свою пустоту оторванными крыльями людей – птиц, душа которых вознеслась. Они станут его топливом для саморазрушения. Он жил разумом, оттого не мог взлететь, оттого не понял А. Р. Беляева, оттого и умер – душа убита разумом.

________________________________________________________________________________

каждое произведение после оценки
редактора раздела фантастики АЭЛИТА Бориса Долинго 
выложено в блок отдела фантастики АЭЛИТА с рецензией.

По заявке автора текст произведения может быть удален, но останется название, имя автора и рецензия.
Текст также удаляется после публикации со ссылкой на произведение в журнале

Поделиться 

Комментарии

  1. Традиционно – сначала о наборе текста, и тоже уже весьма «традиционное» замечание: отсутствие красных строк. В русском художественном литературном языке принято каждый новый абзац начинать с отступа – с красной строки. Так текст становится более выразительным, поскольку видно, где начинается каждая новая мысль автора, каждый момент каких-то меняющихся акцентов в повествовании. Читать текст без красных строк очень неудобно. Некоторые авторы (как в данном случае) решают это по «интернет-принципу» – делают увеличенные интервалы между разными абзацами. Так, действительно видно и без красных строк, где начинается новый абзац. Но то, что принято в сетевых публикациях статей и новостного материала, не применяется в художественных текстах. Поэтому увеличенных интервалом между абзацами не нужно делать, а вот красные строки – обязательны.
    Ещё замечание – слишком частое использование дефисов вместо тире: впечатление такое, что автор не делает никакого различия между этими знаками пунктуации, А ведь это очень разные знаки (советую набрать в Сети «тире» и «дефис» и прочитать, в чём различие).
    Сочетаний прямой и косвенной речи в тексте очень мало, но по тому, что есть (один из редких примеров такого сочетания почему-то записан как подача прямой речи в воспоминании, хотя совсем не тот случай), можно судить, что автор вряд ли умеет делать это правильно (как и 99% всех авторов вообще). Пояснять, что и как, не буду, чтобы не тратить времени – скажу только, что если автор сделает запрос, то вышлю ей методичку по данному вопросу. Уверен, будет полезно.
    В целом написано достаточно грамотно, но не очень хорошо стилистически – встречается немало не слишком «гладких». Каких-то «угловатых» фраз. Но самое главное не в этом. Самое главное в том, что сюжетная идея, хотя и не нова (рассуждение, что важнее для учёного разум или душа?), но достаточно глубока, чтобы приличии интересной фабулы выстроить любопытное произведение. Задумка тоже тут присутствует, но, к сожалению, она реализована слишком заезженными рассуждениями и стереотипными сюжетными конструкциями. При этом имеет место слишком неубедительное описание ситуации: читая, мне всё время казалось, что я читаю рассказ про парня из «Гитлерюгенд» 1930-х годов – настолько неубедительно и какими-то пыльными шаблонами нарисован образ немца (да всей немецкой нации) середины 22 века!
    Ну и совсем уж не хороша выбранная форма: перед нами ещё один «очерк», а не действительно художественное произведение. И очерк, к сожалению, по сути описываемых идей, далеко не «научный», хотя и, конечно, фантастический. Опять же и название не вполне адекватно содержанию: а «надежда просвещения» тут при чём?! В образе ГГ никакой «надежды» на «просвещение» нет. Есть желание славы и гордыня – да, но и только. Поэтому название хотя и звучное, но мало подходящее сути рассказа.
    Увы, не подойдёт для нашего журнала.

Публикации на тему

Перейти к верхней панели