Рейтинг@Mail.ru
Долинго- критик, Аэлита

Лаптева Е- Велесова ночь -50

Велеслав перехватил кинжал поудобнее.

Соляная невидимая стена вдруг зазвенела и дрогнула.

— Ясна! — рявкнул Велеслав. — Не хочу мешать, но нас сейчас сожрут!

В то же мгновение Лучезар с внучкой замолчали.

— На столб, быстро! — прогремел голос деда. — Оставь обреги, они из не тронут их! Быстрее!!

Ясна с Велеславом метнулись к столбу. Он помог ей залезть и сразу стал карабкаться следом. Вершина столба была достаточно широка, но вдвоём там было тесновато. Они переглянулись. Лучезар витал вокруг и создавал невидимую глазу пелену.

— Скоро закричат петухи. Держитесь. Ясна, прости, что заставил тебя выйти из дома в эту ночь. Около капища ты бы не выжила. Ведьмак ждал, что ты будешь здесь с начала ночи... Что тут творилось, едва стемнело!.. Держитесь, — повторил он.

И в ту же секунду защита прорвалась. Нечисть единым потоком хлынула в центр поляны. Ясна с ужасом смотрела на огромных очеловеченных волков. Сколько их! Заговорённой воды маленький пузырёк, ей едва хватит на одного волкодлака...Мары и ичетики врезались в пелену, которую сплёл Лучезар, а вот волкодлаки прорвали её словно паутину— с лёгкостью, даже не заметив. Как только они подскочили к столбу, Ясна окропила ближайших волков водой Лучезара, а Велеслав щедро плеснул на озлобленные морды зельем из склянки. Результаты впечатляли: на местах, куда попала заговорённая вода, тут же образовались ожоги, расползаясь тошнотворным тёмными пятнами. Волкодлаки, которым досталось, завыли и стали яростно скрести места ожогов лапами. Зелье Велеслава имело иное действие: абсолютно вся нечисть, на которую оно попало, моментально покрылась...ромашками.

— Ромашки?? Серьёзно?! — Скрипнул зубами вор. Но расстраивался он недолго: цветы росли с бешеной скоростью, обвивая и запутывая духов и нечисть, прижимая их к земле. Велеслав победно вскрикнул.

— Берегись!— закричала Ясна. Используя тела поверженных товарищей, к Велеславу прорвался волкодлак. Девушка изо всех сил ударила его ногой, а Велеслав полоснул ножом. Зверь завыл, но не отступил. Он схватил Велеслава за грудки и рванул на себя. Ясна закричала и вцепилась в вора с другой стороны. Волкодлак норовил укусить мужчину, но Ясна, не разбирая, кидала в зверя все, что смогла достать из сумы одной рукой. Вреда это не приносило никакого, но от полыни волкодлак так расчихался, что они вдвоём с Велеславом смогли скинуть его вниз.

— Ясна, смотри, — простонал вор, забираясь на столб. Из-за ёлок медленно, но верно выходили упыри: в рваной одежде, с жуткими клыками и горящим голодным взором.

Поток нечести, казалось, было не остановить: рано или поздно кого-то из них скинут на землю или укусят. А это — верная гибель. Силы заканчивались у обоих: ночь, полная беготни, борьбы и постоянных ужасов, давала о себе знать. Велеслав все чаще промахивался, Ясна и вовсе уронила свой кинжал в толпу нечисти. Она из последних сил шептала заговор, но то и дело сбивалась. Все тело болело...Им оставалось недолго. Как вдруг... Далёкий долгожданный петушиный крик донёсся со стороны деревни. Он прорезал предрассветный воздух и прокатился до самого капища. А затем ещё и ещё: петухи кричали, объявляя о конце Велесовой ночи...И словно по волшебству духи стали меркнуть и бледнеть. Ичетики, мары и богинки исчезли первыми. Волкодлаки, жалобно скуля, рванулись к лесу. А упыри в мгновение ока рассыпались в прах. Ясна оглядывала поляну с изумлением и недоверием: словно и не было только что на этой самой траве битвы не на жизнь, а на смерть. Велеслав тяжело дышал, тоже не в силах поверить, что все кончилось. Он осматривался вокруг в страхе, что откуда-нибудь вылезет ещё какая-то нечисть. Убедившись, что вокруг все спокойно, он повернулся к Ясне:


Комментарии:
  1. Картинка профиля Борис Долинго

    Сразу замечания по набору текста – отсутствие красных строк. В русском художественном литературном языке принято каждый новый абзац начинать с отступа – с красной строки. Так текст становится более выразительным, поскольку видно, где начинается каждая новая мысль автора, каждый момент каких-то меняющихся акцентов в повествовании. Причём, красные строки должны одинаково присутствовать и в абзацах косвенной авторской речи, и в абзацах с прямой речью персонажей. Читать текст без красных строк очень неудобно. Некоторые авторы решают это по «интернет-принципу» – делают увеличенные интервалы между разными абзацами. Так, действительно видно и без красных строк, где начинается новый абзац. Но, во-первых, автор и этого не делает (отчего весь текст выглядит некой «кучей» строк , и, к тому же, то, что принято в сетевых публикациях статей и новостного материала, не применяется в художественных текстах. Поэтому увеличенных интервалом между абзацами не нужно делать, а вот красные строки – обязательны.

    Написано в остальном в целом грамотно, но вот что видно сразу – автор не всегда в нужных местах пользуется соответствующими знаками пунктуации. Например: «…Хотя тётка и была отчасти права, как бы Ясне не больно это было осознавать. Замуж её не звали…» – ну здесь так и просится тире между двумя отдельным пунктуация в тексте вообще. Объединённая фраза станет куда более выразительной по сравнению с двумя предложениями-обрубками.

    Вовремя поставленное в тексте тире (вместо запятой или само по себе), нужное, где требуется, двоеточие, не говоря уже о вопросительных и восклицательных знаках (по отдельности или в сочетании друг с другом), делают текст более выразительным и внятным, придают ему эмоциональность и, значит, лучше отражают интонации как самого автора, так и его героев, усиливают нужные акценты на важных элементах повествования и рассуждений героев и автора. Сочетание знаков «?!», например, позволяет наглядно передавать удивление героев или самого автора (только следует помнить, что всегда пишется именно так – «?!», а не «!?», потому что главное в интонации удивления всегда само удивление, а не восклицание, которым оно выражается. Поэтому это всё очень важно именно в стилистическом плане.

    Автор почему-то забывает, что тире в тексте ли, в прямой ли речи персонажей всегда обособляется пробелами. Кроме того, видно, что проблема написания сочетаний прямой и косвенной речи (проблема 99% авторов) присутствует и в данном случае. Если автор мне напомнит – вышлю нашу методичку по написанию таких сочетаний – явно пригодится.

     

    В тексте присутствуют повторяющиеся явно лишние описания – например, в самом начале автор несколько раз почти подряд повторяет, что героиня «крепко сжала свою сумку». Ну к чему это опереточное нагнетание волнения?! Вполне достаточно однократно сказать о «сжатии сумки», тем более, что чуть далее даётся описание такого же нервного «сжатия подвески». Возможно, о «сжатии подвески» не стоит говорить вообще, а лишь ограничиться каким-то иным упоминанием этого оберега (а ещё лучше сказать про оберег в самом начале вместо троекратного «сжимания сумки»).

    Не вполне понятный момент, что Велеслава называют «Ирбисом». Нет, красиво, конечно, но как-то сомнительно, что какие-то воры из глуши в Древней Руси знают название барса из Центральной Азии. Это я всё к тому, что стоит продумывать уместность различных экзотических слов и соотносить их с местом и временем действия своих сюжетов.

    В целом автор вполне владеет словом, но, как я подозреваю, попытки нарочитой стилизации под «древнеславянские сказы» служат ей плохую службу, создавая слишком уж «штампованный» текст. Это, собственно, и понятно: сказать что-то не то чтобы «принципиально новое», а хотя бы достаточно оригинальное на базе всего этого народного фольклора (что славянского, что любого другого) просто невозможно – очень уж ограничен и замусолен набор «кубиков» для выкладывания мозаики сюжетов. Ведь даже «логики» какой-то в подобных сюжетах придерживаться сложно. Например, Ясна ходит и ходит по оврагу кольцами, и только находившись вдруг соображает, что можно сыпануть полыни, которая у неё в сумке лежит. Чего ж не сыпанула сразу? Ну, понятно: иначе какой сюжет? (Кстати, а какие «кольца» тропинок могут быть в ОВРАГЕ?! У оврага что, ширина – километр?!) Ну и т.д., и т.п. – к сожалению, в целом текст набор заезженных штампов из разнообразного рода «старославянских сказов».

    Мне кажется, что автор умеет писать действительно очень неплохо, только стоит выбирать более «свежие» темы для раскрытия собственного таланта.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Рейтинг@Mail.ru