Рейтинг@Mail.ru
Долинго- критик, Аэлита

Сафронов В.-Желание-29

     Он гнал, насколько позволяла дорога и возможности «каблука», пока справа не начались обширные заболоченные поля. Леха сбросил газ и внимательно высматривал указатель на Желанное. Но вот уже миновал развилку, которую он точно проезжал после ремонта машины, а указатель так и не попался. «Что за чёрт, проморгал, что ли?»

     По левую руку началась деревушка Лесное, Лёшка её помнил. Отсюда до стекольного клиента было уже рукой подать. Показалось здание местной почты, стоящее прямо у трассы. На лавке у крыльца сидело несколько сельчан. Лёха подрулил, открыл окно и спросил, как проехать на Желанное. Люди переглянулись.

     – А это точно в нашем районе? – тётка с кошёлкой на коленях недоверчиво смотрела на Лёху.

     – А как же, конечно в вашем, тут совсем рядом где-то. Я недавно там был, а сейчас чего-то заплутал.

     Но люди лишь недоуменно пожимали плечами. Лёха  даже разнервничался: что за тупой народ, дальше своей деревни ни черта не знают! Неожиданно подал голос совсем дряхлый дед в валенках с галошами, сидевший с краю.  

     – Желанное, говоришь? Помню я, был такой хутор, вёрст восемь отседова, на болоте. Один дом всего-то и стоял, да уж лет тридцать, как сгорел начисто. Говорили, что с людьми прямо.

     Лёха опешил.

     – Дед, ты ничего не путаешь? Я ж говорю, я на прошлой неделе туда ездил, и люди там были.

     Дед исподлобья посмотрел на Лёху и пожевал губами.

     – Ну, тады тебе видней… Токо я другого Желанного сроду тут не знал, а уж девятый десяток в Лесном живу. Раньше-то наше Лесное по-другому называлось, до войны большой колхоз был, имени Калинина…

     Лёха не дослушал, резко развернулся, вновь выехал на трассу и двинулся в обратном направлении. «Дед явно в маразме, вместо воспоминаний фантазии на вольную тему гонит. Как это сгорел тридцать лет назад? А где я тогда был на прошлой неделе, и кто мне тот напильник дал?» Лёха сплюнул в окно и поехал совсем медленно, с предельным вниманием всматриваясь в местность по левую сторону. Там тянулось бескрайнее поле-болото, упиравшееся в далёкую полоску леса. Но через пару километров лес заметно приблизился. Из сплошной довольно ровной стены деревьев выделился широкий клин в сторону дороги, не доходя до неё метров на четыреста. Лёшка съехал на левую обочину, заглушил движок и пошёл вдоль придорожной канавы, силясь высмотреть признаки человеческого жилья вблизи опушки.


Комментарии:
  1. Картинка профиля Борис Долинго

    О наборе текста могу сказать – всё сделано хорошо, грамотно. Замечания по написанию сочетаний прямой и косвенной речи (если автор мне напомнит, вышлю нашу «методичку»). Небольшое замечание по букве «ё» она местами есть, местами нет (если уж писать, то везде).

    Ещё вот какой момент: почему-то название машины «москвич» автор пишет в кавычках, а «мерседес» – без. Марки авто как «техниче6ских изделий» (не конкретная модель) пишутся всегда в кавычках, это логично: понятно, что речь про некое транспортное средство (скажем, «москвич»), а не про жителя города Москва. Аналогично – с «мерседесом». А вот когда конкретная модель, например, «Мерседес-Е320», или «Москвич-2715», то – с заглавной (точнее, «каблук» – это уже ИЖ был). А вот название фирмы «Мерседес» автор пишет верно – с заглавной.

    Ещё момент – неоправданно большие абзацы: например, автор пишет

    «– Эй, хозяева! – громко позвал Лёшка, заходя в калитку» – и далее лепит ещё шест строк косвенной речи к речи прямой. Для чего?! (Нередко некоторые авторы ещё и умудряются снова продолжить в подобных ситуациях прямую речь этим же абзацем!) Читать таким образом написанный текст крайне неудобно. Намного чётче и выразительнее после короткой реплики косвенной речи просто начать новый абзац (у автора здесь – со слов: «В ответ не раздалось ни звука…»).  

    Но это всё мелочи, которые легко можно исправить, а вот что касается сюжета… Нет, в отличие от рассказа «Молодость 2.0» это куда более «консистентный сюжет», и, прежде всего, в нём есть концовка, очень качественно сделанная именно для произведения малой формы: неожиданная развязка, вроде бы проистекающая из развития сюжета. К сожалению, только вроде бы проистекающая. То, что сам сюжет по своей «общей завязке» – это некая довольно шаблонная «страшилка», не так плохо. Если бы автор сумел развитие сюжета точно подвести к сделанной концовке, то получилось бы всё хорошо, и «шаблонная страшилка» выглядела бы лишь как «инструмент» для решения задачи, а не сама задача. Но в том и беда, что результат рассказа в «моральном плане» никак не вытекает из завязки и, главное, из основной части сюжета. Да, в завязке есть определённая «сцепка» с концовкой: Лёха пожелал, чтобы его возили. Но ведь он желал, чтобы это случилось совершенно иначе и при этом – тоже очень важно! – Лёха не стоил никаких козней (чтобы, например, мог сработать принцип «Не рой другому яму…» и т.п.). Понятно было бы, если бы автор показал, что свой путь к мечте («к креслу директора в автомобиле «мерседес») Лёха бы начал с подлостей и т.п. нехороших деяний – так ведь нет! Лёха вообще ничего такого не делал – просто подошёл напильник попросить. Сгоревшую девочку ничем, вроде бы, не обидел – и за что ему такое «исполнение желаний»?! В таком виде текст выглядит не более, чем средне-сдельной «страшилкой», а уж «магического реализма», прошу прощения, тут и нет совсем. Ведь, как мне представляется, слово «реализм» в попытке определения жанра должно обязывать к логическому построению даже мистических компонент сюжета, а основательной «логики» в данном смысле тут не присутствует (да и какой-то «магии» тут тоже нет, лишь «мистика»).

    Увы, хорошо написанный в литературном отношении, но очень уже «сюжетно несбалансированный» рассказ. Тут есть весьма приличная «идеологическая» ось: желание, высказанное Лёхой в начале – и развязка в концовке. Но логичного связующего их наполнения середины сюжета здесь нет. Потенциал у рассказа есть, и, как мне кажется, очень неплохой, но автору (если он захочет, конечно) придётся проделать большую работу для того, чтобы органично увязать завязку и развязку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Рейтинг@Mail.ru