Рейтинг@Mail.ru
Долинго- критик, Аэлита

Сафронов В.-Желание-29

     – Вот именно что: знай крути. А я, может, хочу, чтоб меня самого возили! А крутить – так большими делами!

     – Ой, ну вот крутой-то у нас папка, да? – Любка со смехом показала двухлетнему сынишке на мужа. – Хочет, чтоб его личный шофёр возил! А может, вам ещё мерседес подать, ваше сиятельство?

     – А чего ж нет? Да может, я в город поеду, или даже в Москву, там в институте выучусь и стану каким-нибудь банкиром, – Леха приосанился. – Или этим… менеджером! Что, рожей не вышел? Или, скажешь, тупой?

     – Давай спать, фантазёр ты мой, – Любка зевнула. – Ты и так для меня и банкир, и менеджер. А вот, между прочим, если серьёзно, помнишь, что Петрович говорил? В «Единую Россию» вступишь, так и депутатом могут избрать, а это похлеще, чем даже председателем.

     – Тьфу ты, думай, что болтаешь! – Леха даже повысил голос. Махнул рукой и пошёл курить на крыльцо.

     Сейчас, высматривая ямы в свете фар, он опять вернулся в мыслях к этой теме. «А что, неужели совсем нереально жизнь сменить? Ведь ещё пару лет, и конкретно задолбает. Вон, на Любку уже срываться стал… Перспектив не видно, развития какого-то, что ли. Ну сгниёт этот «каблук» скоро – новый дадут, а толку что? Так и я сгнию когда-то в этой дыре, только нового меня уже никто не сделает. Конечно, может, это все блажь. Вокруг посмотреть, так Любка права: или алкаши конченные или гораздо хуже моего вкалывают за смешные деньги. И не стоит, как говорится, небо гневить. Но вот по телеку посмотришь на тех же америкосов: прям рожи у них от улыбок трескаются. Неужто там и впрямь жизнь такая сладкая? Я, может, тоже улыбаться хочу. Только вот не выходит, потому что на каждом шагу засада и подстава, все надо зубами вырывать – тут не до улыбок. Пока проулыбаешься, глядь, тебя уже сделали. И вообще, постоянно улыбаются у нас только дебилы.

     А все ж прикольно, когда тебя везут! В удобном кресле, и не надо за дорогой следить и думать: успею товар сдать? В кузове ничего не побилось на ухабах? Менты на трассе не попадутся? Сидишь себе, улыбаешься, и все тебе пофиг…»

     Справа мелькнул дорожный указатель: «Желанное – 1 км». В этой отдалённой части района  Лёшка раньше, кажется, не бывал. По крайней мере, такой деревни не помнил. Сегодня с утра он основательно изучил карту: никаких сюрпризов маршрут вроде как не обещал, и дороги оказались не совсем убитые. И тут откуда-то из задней подвески раздался громкий скрежет, машину бросило вправо. Лёха рванул руль, ударил по тормозам. «Каблук» встал наперекосяк на краю придорожной канавы. Лёха выпрыгнул наружу. Первая мысль была: «Стёкла не грохнулись?» Вторая: «Колесо или задний мост?»


Комментарии:
  1. Картинка профиля Борис Долинго

    О наборе текста могу сказать – всё сделано хорошо, грамотно. Замечания по написанию сочетаний прямой и косвенной речи (если автор мне напомнит, вышлю нашу «методичку»). Небольшое замечание по букве «ё» она местами есть, местами нет (если уж писать, то везде).

    Ещё вот какой момент: почему-то название машины «москвич» автор пишет в кавычках, а «мерседес» – без. Марки авто как «техниче6ских изделий» (не конкретная модель) пишутся всегда в кавычках, это логично: понятно, что речь про некое транспортное средство (скажем, «москвич»), а не про жителя города Москва. Аналогично – с «мерседесом». А вот когда конкретная модель, например, «Мерседес-Е320», или «Москвич-2715», то – с заглавной (точнее, «каблук» – это уже ИЖ был). А вот название фирмы «Мерседес» автор пишет верно – с заглавной.

    Ещё момент – неоправданно большие абзацы: например, автор пишет

    «– Эй, хозяева! – громко позвал Лёшка, заходя в калитку» – и далее лепит ещё шест строк косвенной речи к речи прямой. Для чего?! (Нередко некоторые авторы ещё и умудряются снова продолжить в подобных ситуациях прямую речь этим же абзацем!) Читать таким образом написанный текст крайне неудобно. Намного чётче и выразительнее после короткой реплики косвенной речи просто начать новый абзац (у автора здесь – со слов: «В ответ не раздалось ни звука…»).  

    Но это всё мелочи, которые легко можно исправить, а вот что касается сюжета… Нет, в отличие от рассказа «Молодость 2.0» это куда более «консистентный сюжет», и, прежде всего, в нём есть концовка, очень качественно сделанная именно для произведения малой формы: неожиданная развязка, вроде бы проистекающая из развития сюжета. К сожалению, только вроде бы проистекающая. То, что сам сюжет по своей «общей завязке» – это некая довольно шаблонная «страшилка», не так плохо. Если бы автор сумел развитие сюжета точно подвести к сделанной концовке, то получилось бы всё хорошо, и «шаблонная страшилка» выглядела бы лишь как «инструмент» для решения задачи, а не сама задача. Но в том и беда, что результат рассказа в «моральном плане» никак не вытекает из завязки и, главное, из основной части сюжета. Да, в завязке есть определённая «сцепка» с концовкой: Лёха пожелал, чтобы его возили. Но ведь он желал, чтобы это случилось совершенно иначе и при этом – тоже очень важно! – Лёха не стоил никаких козней (чтобы, например, мог сработать принцип «Не рой другому яму…» и т.п.). Понятно было бы, если бы автор показал, что свой путь к мечте («к креслу директора в автомобиле «мерседес») Лёха бы начал с подлостей и т.п. нехороших деяний – так ведь нет! Лёха вообще ничего такого не делал – просто подошёл напильник попросить. Сгоревшую девочку ничем, вроде бы, не обидел – и за что ему такое «исполнение желаний»?! В таком виде текст выглядит не более, чем средне-сдельной «страшилкой», а уж «магического реализма», прошу прощения, тут и нет совсем. Ведь, как мне представляется, слово «реализм» в попытке определения жанра должно обязывать к логическому построению даже мистических компонент сюжета, а основательной «логики» в данном смысле тут не присутствует (да и какой-то «магии» тут тоже нет, лишь «мистика»).

    Увы, хорошо написанный в литературном отношении, но очень уже «сюжетно несбалансированный» рассказ. Тут есть весьма приличная «идеологическая» ось: желание, высказанное Лёхой в начале – и развязка в концовке. Но логичного связующего их наполнения середины сюжета здесь нет. Потенциал у рассказа есть, и, как мне кажется, очень неплохой, но автору (если он захочет, конечно) придётся проделать большую работу для того, чтобы органично увязать завязку и развязку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Рейтинг@Mail.ru