Рейтинг@Mail.ru
Долинго- критик, Аэлита

Сафронов В.-Желание-29

     – Эй, хозяева! – громко позвал Лёшка, заходя в калитку. В ответ не раздалось ни звука – ни человеческого голоса, ни скрипа двери, ни шороха кустов. Лёшка подошёл к самому окну с лампой и попробовал заглянуть внутрь, но стекло было настолько мутным, что и лампу-то не разглядеть. Теперь Лёшка вообще не был уверен, что это именно лампа: источник света с таким же успехом мог оказаться отсветом колышущегося в глубине помещения какого-то иного огня. Но что именно горело, определить было невозможно. Других окон избушка, похоже, не имела. И где тут дверь, тоже было непонятно. Лёшка постучал фонариком в стекло.

     – Ау, люди! Есть кто живой?

     Та же мёртвая обволакивающая тишина вокруг. В ней даже Лёшкин собственный голос звучал как-то неестественно, будто он кричал под одеялом. Лёшка занёс было руку, чтоб постучать уже вовсе бесцеремонно, так, чтоб точно услышали, но в этот момент огонь в окне погас – резко, будто его выключили рубильником. И одновременно Лёшка увидел на стене сруба свою собственную тень: прямо за его спиной вспыхнул такой же красноватый свет.

     Лёха рывком обернулся и уронил фонарик. В метре от него стояла девочка лет примерно десяти, с зажжённой керосиновой лампой в руке. Леха инстинктивно подался назад и вжался спиной в бревенчатую кладку, в ужасе вытаращившись на незнакомку. Он даже забыл, зачем пришёл сюда. Девочка была босая, в длинной белой сорочке, похожей на ночную рубашку. Может, это и была ночная рубашка, выходит, Леха её с постели поднял? Но самым странным в этой девочке было её лицо. Лехе оно очень не понравилось. Во-первых, оно было неестественно бледным, даже отсветы пламени керосиновой лампы не придавали ему тёплых оттенков, а лишь отбрасывали зловещие тени. Во-вторых, девочка была наголо бритая, и череп у неё был такой же бледный, как белилами выкрашенный. И глаза, которыми она рассматривала Леху, были не детские, а скорее старушечьи – блёклые, почти белёсые и какие-то безжизненные. Она ими как насквозь глядела, не моргая. Поймав этот взгляд, Леха содрогнулся и испытал сильное желание броситься прочь, куда глаза глядят. И к черту этот напильник, и к черту этот каблук со стеклом, только бы смыться отсюда подобру-поздорову. Но ноги как к земле приросли. Внезапно девочка нарушила молчание.

     – Ты кто и зачем пришёл?

     Тембр голоса у неё был вполне девичий, но интонация такая, будто десятилетний мальчик Лёшка залез в чужой огород, а взрослая тётка-хозяйка его засекла и намеревается учить уму-разуму. Ни тени страха перед неизвестным мужиком, который ночью ломится в дом, в этом голосе не было. Напротив, в нем чувствовалась смутная, но реальная угроза. Лёха проглотил комок в горле.


Комментарии:
  1. Картинка профиля Борис Долинго

    О наборе текста могу сказать – всё сделано хорошо, грамотно. Замечания по написанию сочетаний прямой и косвенной речи (если автор мне напомнит, вышлю нашу «методичку»). Небольшое замечание по букве «ё» она местами есть, местами нет (если уж писать, то везде).

    Ещё вот какой момент: почему-то название машины «москвич» автор пишет в кавычках, а «мерседес» – без. Марки авто как «техниче6ских изделий» (не конкретная модель) пишутся всегда в кавычках, это логично: понятно, что речь про некое транспортное средство (скажем, «москвич»), а не про жителя города Москва. Аналогично – с «мерседесом». А вот когда конкретная модель, например, «Мерседес-Е320», или «Москвич-2715», то – с заглавной (точнее, «каблук» – это уже ИЖ был). А вот название фирмы «Мерседес» автор пишет верно – с заглавной.

    Ещё момент – неоправданно большие абзацы: например, автор пишет

    «– Эй, хозяева! – громко позвал Лёшка, заходя в калитку» – и далее лепит ещё шест строк косвенной речи к речи прямой. Для чего?! (Нередко некоторые авторы ещё и умудряются снова продолжить в подобных ситуациях прямую речь этим же абзацем!) Читать таким образом написанный текст крайне неудобно. Намного чётче и выразительнее после короткой реплики косвенной речи просто начать новый абзац (у автора здесь – со слов: «В ответ не раздалось ни звука…»).  

    Но это всё мелочи, которые легко можно исправить, а вот что касается сюжета… Нет, в отличие от рассказа «Молодость 2.0» это куда более «консистентный сюжет», и, прежде всего, в нём есть концовка, очень качественно сделанная именно для произведения малой формы: неожиданная развязка, вроде бы проистекающая из развития сюжета. К сожалению, только вроде бы проистекающая. То, что сам сюжет по своей «общей завязке» – это некая довольно шаблонная «страшилка», не так плохо. Если бы автор сумел развитие сюжета точно подвести к сделанной концовке, то получилось бы всё хорошо, и «шаблонная страшилка» выглядела бы лишь как «инструмент» для решения задачи, а не сама задача. Но в том и беда, что результат рассказа в «моральном плане» никак не вытекает из завязки и, главное, из основной части сюжета. Да, в завязке есть определённая «сцепка» с концовкой: Лёха пожелал, чтобы его возили. Но ведь он желал, чтобы это случилось совершенно иначе и при этом – тоже очень важно! – Лёха не стоил никаких козней (чтобы, например, мог сработать принцип «Не рой другому яму…» и т.п.). Понятно было бы, если бы автор показал, что свой путь к мечте («к креслу директора в автомобиле «мерседес») Лёха бы начал с подлостей и т.п. нехороших деяний – так ведь нет! Лёха вообще ничего такого не делал – просто подошёл напильник попросить. Сгоревшую девочку ничем, вроде бы, не обидел – и за что ему такое «исполнение желаний»?! В таком виде текст выглядит не более, чем средне-сдельной «страшилкой», а уж «магического реализма», прошу прощения, тут и нет совсем. Ведь, как мне представляется, слово «реализм» в попытке определения жанра должно обязывать к логическому построению даже мистических компонент сюжета, а основательной «логики» в данном смысле тут не присутствует (да и какой-то «магии» тут тоже нет, лишь «мистика»).

    Увы, хорошо написанный в литературном отношении, но очень уже «сюжетно несбалансированный» рассказ. Тут есть весьма приличная «идеологическая» ось: желание, высказанное Лёхой в начале – и развязка в концовке. Но логичного связующего их наполнения середины сюжета здесь нет. Потенциал у рассказа есть, и, как мне кажется, очень неплохой, но автору (если он захочет, конечно) придётся проделать большую работу для того, чтобы органично увязать завязку и развязку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Рейтинг@Mail.ru