Рейтинг@Mail.ru
Долинго- критик, Аэлита

Сафронов В.-Желание-29

     До машины он долетел, как по воздуху, кажется, даже ни разу не провалился в лужу. Туман уже сошёл в низину, но Лёху все равно бил сильный озноб. Первым делом надел телогрейку, но озноб не проходил. Минут двадцать лихорадочно подтачивал проклятую колодку, прижимая её к снятому колесу в свете фар. Напильник оказался ржавым и зазубренным, да и без рукоятки работать было неудобно, Леха обмотал острый конец ветошью, но все равно ободрал руки. Про обитательницу хутора Желанное Леха старался не думать. Думал, как он сейчас в ночи привезёт злосчастное стекло, и что ему скажет клиент, и что там думает Любка.

     Наконец все получилось, колодка встала на место, как родная. Леха присобачил барабан, накрутил колесо, снял домкрат и попробовал тормоза: прокатился взад-вперёд метров тридцать. Все работало! Леха готов был запеть. Он подогнал машину так, чтобы фары светили на место, где он пилил колодку, и принялся собирать раскиданный на обочине инструмент. Убрал домкрат, кинул в чемодан ключи, пассатижи, отвёртки, монтировку, молоток. Не было только напильника. Леха десять минут ползал на коленках по грязи и по невысокой придорожной траве, матерясь и ощупывая каждый сантиметр местности, но напильник исчез, хотя только что лежал рядом с монтировкой. Даже отпиленный хвостовик колодки нашёлся без труда, а напильник как сквозь землю провалился. В конце концов измученный Лёшка в сердцах сплюнул. «Да и хрен с ним! Перебьётся эта сикалявка лысая, или кто там с ней живёт. По этому напильнику все равно помойка плакала. А я, может, когда-нибудь им новый куплю и отдам. Только когда ещё в эту тьмутаракань пошлют?» Лёха обтёр руки, отряхнулся, прыгнул за руль и дал по газам.

      Со стеклом повезло: клиент сам только что заявился домой, тоже задержался по непредвиденным делам, так что претензий к Лехе не было. Любка, конечно, вся была на нервах, но такая уж доля жены шофёра. Услышав рассказ о приключении в Желанном,  нахмурилась.

     – Ох, Лёшка, не нравится мне что-то эта история… Девочка какая-то непонятная… Лысая, говоришь, была и бледная шибко? А может, она больная какая или заразная, не дай бог? Чего они там в такой глуши делают? У нас, вон, из нормальных деревень народ валом в город отваливает. И где её родители, почему к тебе никто не вышел? Странно это все, в общем, нехорошо как-то, честное слово. Ты вот рассказываешь, а у меня уже по спине холод! Как ты сам-то ещё там не обделался со страху…

     – Эх, Любанька, такая наша мужицкая работа. Если б от каждой бледной поганки в штаны ложить, далеко б не уехать!


Комментарии:
  1. Картинка профиля Борис Долинго

    О наборе текста могу сказать – всё сделано хорошо, грамотно. Замечания по написанию сочетаний прямой и косвенной речи (если автор мне напомнит, вышлю нашу «методичку»). Небольшое замечание по букве «ё» она местами есть, местами нет (если уж писать, то везде).

    Ещё вот какой момент: почему-то название машины «москвич» автор пишет в кавычках, а «мерседес» – без. Марки авто как «техниче6ских изделий» (не конкретная модель) пишутся всегда в кавычках, это логично: понятно, что речь про некое транспортное средство (скажем, «москвич»), а не про жителя города Москва. Аналогично – с «мерседесом». А вот когда конкретная модель, например, «Мерседес-Е320», или «Москвич-2715», то – с заглавной (точнее, «каблук» – это уже ИЖ был). А вот название фирмы «Мерседес» автор пишет верно – с заглавной.

    Ещё момент – неоправданно большие абзацы: например, автор пишет

    «– Эй, хозяева! – громко позвал Лёшка, заходя в калитку» – и далее лепит ещё шест строк косвенной речи к речи прямой. Для чего?! (Нередко некоторые авторы ещё и умудряются снова продолжить в подобных ситуациях прямую речь этим же абзацем!) Читать таким образом написанный текст крайне неудобно. Намного чётче и выразительнее после короткой реплики косвенной речи просто начать новый абзац (у автора здесь – со слов: «В ответ не раздалось ни звука…»).  

    Но это всё мелочи, которые легко можно исправить, а вот что касается сюжета… Нет, в отличие от рассказа «Молодость 2.0» это куда более «консистентный сюжет», и, прежде всего, в нём есть концовка, очень качественно сделанная именно для произведения малой формы: неожиданная развязка, вроде бы проистекающая из развития сюжета. К сожалению, только вроде бы проистекающая. То, что сам сюжет по своей «общей завязке» – это некая довольно шаблонная «страшилка», не так плохо. Если бы автор сумел развитие сюжета точно подвести к сделанной концовке, то получилось бы всё хорошо, и «шаблонная страшилка» выглядела бы лишь как «инструмент» для решения задачи, а не сама задача. Но в том и беда, что результат рассказа в «моральном плане» никак не вытекает из завязки и, главное, из основной части сюжета. Да, в завязке есть определённая «сцепка» с концовкой: Лёха пожелал, чтобы его возили. Но ведь он желал, чтобы это случилось совершенно иначе и при этом – тоже очень важно! – Лёха не стоил никаких козней (чтобы, например, мог сработать принцип «Не рой другому яму…» и т.п.). Понятно было бы, если бы автор показал, что свой путь к мечте («к креслу директора в автомобиле «мерседес») Лёха бы начал с подлостей и т.п. нехороших деяний – так ведь нет! Лёха вообще ничего такого не делал – просто подошёл напильник попросить. Сгоревшую девочку ничем, вроде бы, не обидел – и за что ему такое «исполнение желаний»?! В таком виде текст выглядит не более, чем средне-сдельной «страшилкой», а уж «магического реализма», прошу прощения, тут и нет совсем. Ведь, как мне представляется, слово «реализм» в попытке определения жанра должно обязывать к логическому построению даже мистических компонент сюжета, а основательной «логики» в данном смысле тут не присутствует (да и какой-то «магии» тут тоже нет, лишь «мистика»).

    Увы, хорошо написанный в литературном отношении, но очень уже «сюжетно несбалансированный» рассказ. Тут есть весьма приличная «идеологическая» ось: желание, высказанное Лёхой в начале – и развязка в концовке. Но логичного связующего их наполнения середины сюжета здесь нет. Потенциал у рассказа есть, и, как мне кажется, очень неплохой, но автору (если он захочет, конечно) придётся проделать большую работу для того, чтобы органично увязать завязку и развязку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Рейтинг@Mail.ru