Рейтинг@Mail.ru
Долинго- критик, Аэлита

Сафронов В.-Желание-29

     Мимо тёщи тоже не прошло: полезла на своей половине в подпол за картошкой, да лестница под ногами обломилась. Хорошо, Любка недалеко была, крики услышала. Увезли тёщу с переломом ноги, сотрясением и ушибами в областную больницу. Лёшка сильно удивился: он ведь недавно ту лестницу делал, брус брал новый, крепкий. Она бы и трёх тёщ выдержала, отчего ступенька напополам хряснула – вообще непонятно. Любка, против Лёшкиных ожиданий, не укорила мужа не единым словом. До неё уже стало доходить, что все это неспроста.

     В субботу прямо на глазах у Лёшки и Любы загорелась их баня. Лёха затопил, весь процесс шёл, как обычно, и вдруг с чердака повалил густой дым, а через мгновение прямо сквозь крышу рядом с трубой вырвалось пламя! По счастью, к скату была прислонена лестница, Лёха все забывал её убрать после того, как в прошлом месяце конёк поправлял. Вдвоём с Любкой им удалось быстро залить огонь прямо с крыши: бочка с дождевой водой не зря стояла рядом с баней – ждала именно такого случая.

    Лёха с Любкой, сжав зубы, реагировали на все стойко. Но на следующий день Лёху ни с того ни с сего здорово ударило током от обычного выключателя в сортире, он даже чуть сознание не потерял. А вечером у Любки в руках оборвалась ручка чайника с кипятком. Она обварила руку, да ещё и вертевшемуся под ногами малому немного досталось – и терпению пришёл конец.

     – Извести нас кто-то хочет, – Любка заливала слезами Лёхино плечо. – Бабы говорят, это порча, не иначе. Я знаешь, что думаю? Не твоя ли это лысая, которая напильник дала? Тревожно мне очень, Лёшенька.  Может, сделаешь что-нибудь? Погибнем же…

     Лёха и сам уже понимал, что дело тут серьёзное, хотя ещё про историю с газом не знал. И мысли его текли в ту же сторону, что и у жены – в направлении хутора Желанное. Он все отчётливее ощущал, что между всеми последними событиями и хозяевами проклятого напильника есть какая-то непостижимая связь, и в этом нужно как можно скорее разобраться.

     – Может, в церковь сходить? – Любка подняла на него зарёванное лицо. Лёха мрачно отмахнулся:

     – Этих дармоедов и без нас есть кому кормить. Я тут кое-что другое придумал. Должно помочь.

     На другой день Лёха отпросился на базе с обеда по личному делу. Заехал в райцентре в промтоварный и в отделе инструментов купил большой трёхгранный напильник с деревянной ручкой. «Долг платежом красен, – злобно пробормотал он, выруливая на трассу. – Посмотрим, какая ты при свете дня, ведьма плешивая».


Комментарии:
  1. Картинка профиля Борис Долинго

    О наборе текста могу сказать – всё сделано хорошо, грамотно. Замечания по написанию сочетаний прямой и косвенной речи (если автор мне напомнит, вышлю нашу «методичку»). Небольшое замечание по букве «ё» она местами есть, местами нет (если уж писать, то везде).

    Ещё вот какой момент: почему-то название машины «москвич» автор пишет в кавычках, а «мерседес» – без. Марки авто как «техниче6ских изделий» (не конкретная модель) пишутся всегда в кавычках, это логично: понятно, что речь про некое транспортное средство (скажем, «москвич»), а не про жителя города Москва. Аналогично – с «мерседесом». А вот когда конкретная модель, например, «Мерседес-Е320», или «Москвич-2715», то – с заглавной (точнее, «каблук» – это уже ИЖ был). А вот название фирмы «Мерседес» автор пишет верно – с заглавной.

    Ещё момент – неоправданно большие абзацы: например, автор пишет

    «– Эй, хозяева! – громко позвал Лёшка, заходя в калитку» – и далее лепит ещё шест строк косвенной речи к речи прямой. Для чего?! (Нередко некоторые авторы ещё и умудряются снова продолжить в подобных ситуациях прямую речь этим же абзацем!) Читать таким образом написанный текст крайне неудобно. Намного чётче и выразительнее после короткой реплики косвенной речи просто начать новый абзац (у автора здесь – со слов: «В ответ не раздалось ни звука…»).  

    Но это всё мелочи, которые легко можно исправить, а вот что касается сюжета… Нет, в отличие от рассказа «Молодость 2.0» это куда более «консистентный сюжет», и, прежде всего, в нём есть концовка, очень качественно сделанная именно для произведения малой формы: неожиданная развязка, вроде бы проистекающая из развития сюжета. К сожалению, только вроде бы проистекающая. То, что сам сюжет по своей «общей завязке» – это некая довольно шаблонная «страшилка», не так плохо. Если бы автор сумел развитие сюжета точно подвести к сделанной концовке, то получилось бы всё хорошо, и «шаблонная страшилка» выглядела бы лишь как «инструмент» для решения задачи, а не сама задача. Но в том и беда, что результат рассказа в «моральном плане» никак не вытекает из завязки и, главное, из основной части сюжета. Да, в завязке есть определённая «сцепка» с концовкой: Лёха пожелал, чтобы его возили. Но ведь он желал, чтобы это случилось совершенно иначе и при этом – тоже очень важно! – Лёха не стоил никаких козней (чтобы, например, мог сработать принцип «Не рой другому яму…» и т.п.). Понятно было бы, если бы автор показал, что свой путь к мечте («к креслу директора в автомобиле «мерседес») Лёха бы начал с подлостей и т.п. нехороших деяний – так ведь нет! Лёха вообще ничего такого не делал – просто подошёл напильник попросить. Сгоревшую девочку ничем, вроде бы, не обидел – и за что ему такое «исполнение желаний»?! В таком виде текст выглядит не более, чем средне-сдельной «страшилкой», а уж «магического реализма», прошу прощения, тут и нет совсем. Ведь, как мне представляется, слово «реализм» в попытке определения жанра должно обязывать к логическому построению даже мистических компонент сюжета, а основательной «логики» в данном смысле тут не присутствует (да и какой-то «магии» тут тоже нет, лишь «мистика»).

    Увы, хорошо написанный в литературном отношении, но очень уже «сюжетно несбалансированный» рассказ. Тут есть весьма приличная «идеологическая» ось: желание, высказанное Лёхой в начале – и развязка в концовке. Но логичного связующего их наполнения середины сюжета здесь нет. Потенциал у рассказа есть, и, как мне кажется, очень неплохой, но автору (если он захочет, конечно) придётся проделать большую работу для того, чтобы органично увязать завязку и развязку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Рейтинг@Mail.ru