Рейтинг@Mail.ru
Долинго- критик, Аэлита

Ваон А.-Жажда Безмолвия-40

Рома поморщился.

- Ладно. Я вас культурно попросил, - сказал спокойно, а внутри бушевало. – Тишина должна быть в библиотеке. И во дворах ночью. Тихо посидите, граждане алкоголики, тунеядцы, хулиганы, – конкретизировал пожелание и для верности сжал микрофон посильнее.

И привычно уже для Ромы наступила тишина: оборвались шумы, все возгласы и пьяный смех. Заткнулось и гнусное музло из телефона кого-то из шумной братии.

Предводитель опешил от внезапного онемения, но наработанных рефлексов не утратил. Попёр на Рому, но хватая воздух ртом, не умея извлечь ни единого звука, всё же обмяк и размазнёй осел на землю. Забеспокоились, замахали руками и остальные. А Рома медленно пошёл к подъёзду. Возле двери обернулся. Компания всё же дёрнулась нервически: один колотил  урну ногой, второй пытался отломать от детской горки доску. Но импульс вышел коротким – звуков по-прежнему извлечь никаких не получилась, от этого компашка рухнула в стылую жуть; кинулись все врассыпную, с ужасом поглядывая в сторону страшного паренька.

***

- В театре бы очень пригодилось, - сказал Юра, обдумав Ромины откровения про микрофон. Театр он любил, регулярно на культурные мероприятия таскал с собой и Рому. – А ещё неплохо бы измерить поглощающую способность устройства. Хочешь, я возьму, на кафедре погляжу?

Шли по бульвару вверх от Яузы, шурша обильно нападавшим листом – захолодало, наконец, задуло студёными ветрами. Рома реакции друга не удивился. Всегда он так: сухо, деловито. В небылицы не верил. Но раз Рома сказал, значит, серьёзно. Чудес не бывает, а к решению задачи надо подходить системно.

Тут Роме неожиданно для самого себя стало жалко отдавать "пуговицу". Привязался к этой штучке, привык наводить вокруг себя тишину. И, надо сказать, палку при этом не перегибал, действовал аккуратно и по мелочи.

- Бери... – переборол некрасивую жадность Рома.

- А искусственные звуки, говоришь, тоже глохнут?

- Ага, от телека, от отбойного молотка. Поезд в метро смолкает… - перечислял Рома, вспоминая свои эксперименты.

- Ну да, логично. Можно посмотреть? – Блеснул Юра очками, поглядев на друга.

Рома достал футляр.

- Хм…

- На лекциях тебе было бы полезно, - добавил Рома.

 И тут же в голову хлынули десятки вариантов, когда его микрофон мог бы служить на пользу обществу. И сразу отлегло, скинул груз гадского жлобства.

- Да-да, это всё понятно, - задумчиво проговорил Юра. – Но если даже всё так… - Он снова посмотрел на друга, не обидится ли тот. – То как бы не навредить…


Комментарии:
  1. Картинка профиля Борис Долинго

    Принимаю.Рассказ симпатичен, сюжетная линия выстроена гладко и последовательно

    По набору текста. Автор использует красные строки – это очень правильно. А вот делать увеличенные отступы между абзацами в этом случае ник чему – в литературных текстах так делать непринято.

    Ещё из недостатков – использование дефисов вместо тире. Это не «криминал», но просто элемент культуры набора текста: каждый знак пунктуации должен использоваться по своему назначению

    Сразу же стилистическое замечание – по первому же предложению: «Гогот Галки Тишиной бил по мозгам…». Предложение напрочь портит впечатление от ещё не прочитанного текста, и вот почему. Фамилия персонажа «Тишина» в родительном падеже в контексте предложения придаёт ему смысл, будто бы Галкин гогот бил по мозгам – чем? – тишиной (отсутствием звука)! Тем более, что название рассказа, в котором есть слово «безмолвие», перекликается со словом «тишина», и читатель уже ожидает чего-то такого, связанного с «отсутствием звуков» и т.п. И тут сам автор подкидывает подобное разночтение в смысле написанного, словно преднамеренно сбивая читателя с толку. Нельзя же так! Получилось этакая «паразитная рифма».

    Заглавная буква не спасает, а только добавляет сомнений: неужели автор написал заглавную букву по ошибке? Просто если бы предложение стояло где-нибудь далее в тексте, когда читатель уже бы познакомился с персонажем по фамилии «Тишина», то было бы понятнее. А вот так, сразу – очень путает и сразу же сбивает с толку, заставляя не читать, а гадать, что же автор хотел сказать? Очень серьёзная стилистическая ошибка именно для начала текста. Да, потом становится понятен смысл использования такой фамилии – автор именно этого и хотел (фамилия персонажа и слово «тишина» практически омофоны, только ударение отличается). Я бы рекомендовал перестроить первое предложение, чтобы не возникало у читателя оторопи.

    А так в целом написано вполне грамотно, читается легко. Единственный момент – увы, болезнь большинства авторов: написание сочетаний прямой и косвенной речи. Пояснять на примерах в рецензиях не буде, а если автор мне напомнит, вышлю нашу «методичку» по этим вопросам.

    О сюжете. Рассказ симпатичен, сюжетная линия выстроена весьма гладко и последовательно, концовка, как минимум, тоже проработана в отличие от многих текстов, которые сегодня встречаются (где концовки нет, и произведение, по смути, смотрится зарисовкой).  Здесь в этом смысле всё вполне грамотно сделано. Лично мне вот какой момент показался несколько натянутым: научно-техническое обоснование описанного «феномена микрофона». Да, есть обоснование появления устройства как результата исследований, проводимых на секретном заводе, но чисто научно невозможно себе представить «энергетику» процесса: откуда устройство получает энергию, необходимую для выполнения тех функций «шумоподавления», которые описаны? А ведь энергия требовалась бы огромная. Увы, нет ни малейшего намёка на обоснование этой «технологии», и это серьёзный «минус», если рассматривать рассказ именно как «научно-фантастический».

    Но рассказ, повторяю, вполне симпатичен как «социально-приключенческое» произведение малой формы. Мне кажется, что немалому числу читателей он понравится. Принимаю

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Рейтинг@Mail.ru