Рейтинг@Mail.ru
Долинго- критик, Аэлита

Сафронов В . -Разрушитель вселенной – 48

     «Странновато, – успел подумать я, обратив внимание на Димин телефон. – Вроде бы человек не бедный, а новый гаджет себе купить не может. Или хотя бы этот починить». И тут вверху раздался треск, левый кронштейн кухонного карниза сорвался со стены, деревянная штанга скользнула вниз и с силой грохнулась прямиком Диме на голову. Марина вскрикнула. Лена не произнесла ни звука, только почему-то посмотрела на мужа укоризненно, а на меня сочувственно, хотя надо было строго наоборот. Дима выпутывался из-под упавшей ему на лицо занавески и виновато улыбался.

     – Господи, какой ужас! – заламывала руки Марина. – Вот, Дима, возьми срочно сковородку приложи, чтоб шишки не было. Прости нас, просто не знаю, как это случилось.

     И тут же переключилась на меня:

     – Серёжа, ну как же это? Не мог получше карниз приделать? Неудобно-то как!

     Я сидел в полном недоумении. Произошедшему не было объяснения. Этот чёртов карниз я собственноручно повесил две недели назад. Причём сделал это максимально тщательно и с присущей мне склонностью делать все основательно и надёжно. Штатные саморезы 3,5×45, которые шли в комплекте с карнизом, я сразу выбросил и использовал мощный крепёж 5×90, что было совершенно избыточно, но мелочиться в вопросах надёжности я не привык. Причём дополнительно залил в дырки с дюбелями качественный герметик для бетона. На установленном таким образом карнизе можно было подтягиваться. Марина знала все это не хуже меня, и я отчётливо видел на её лице растерянность и такое же недоумение. Тем не менее, факт был налицо: оба гигантских самореза вылетели из стены вместе с дюбелями, как будто их вытолкнула оттуда какая-то демоническая сила.

     Дмитрий окончательно освободился с Марининой помощью от занавески и сидел теперь со сковородой на голове. Выглядел он смущённо и даже виновато и просил простить его самого за что-то. А также порывался немедленно сходить за инструментом и восстановить ущерб. Мы только руками замахали: какой там ущерб! И при чем тут вообще сам Дима? Он – жертва, а вина однозначно наша. Просто совершенно непонятно, как это все случилось. Дима с Леной как-то странно переглянулись, а я предложил выпить для снятия стресса.

     Мы вернулись в гостиную, с удовольствием выпили и закусили селёдкой под шубой. Я не стал высказывать этого вслух, но Маринкина селёдка была вкуснее. Хотя и Ленина неплоха. Дима с Леной поменялись местами, и теперь Дима сидел прямо под ёлкой и любовался её украшением. Мы с женой всегда наряжаем ёлку вместе и подходим к вопросу креативно. Наша компактная зелёная красавица мигала новой гирляндой, отчего было очень уютно и радостно на душе. Новый год все-таки – самый лучший праздник. Инцидент с карнизом отошёл на второй план. Я решил, что завтра подробно исследую, что же там такое случилось. И тут ёлочная гирлянда перестала переливаться разными цветами и весело мигать. Все лампочки зажглись на минуту одновременно, а затем так же одновременно погасли. Навсегда.


Комментарии:
  1. Картинка профиля Борис Долинго

    Тема осмысленного воздействия Вселенной – очень плодотворная тема

    Набран текст правильно – где необходимо поставлены тире, а не дефисы, есть и красные строки (правда, совет автору: ну стоит создавать красные строки с помощью пробелом, ведь для этого есть удобная функция «Отступ» в редакторе WORD).

    Из грамматических недостатков могу отметить, пожалуй, только запись сочетаний прямой и косвенной речи – увы, ошибку, характерную для 99% авторов. Специально разбирать не примерах это не стану, а если автор обратится, то вышлю нашу методичку по данным вопросам. Уверен, что она окажется полезной. В целом написано хорошо и грамотно (встретилась пара описок – не более).

    Из стилистических недостатков могу отметить разве что порой слишком длинные абзацы. К сожалению, многие авторы неоправданно увеличивают размеры абзацев в своих текстах. Создавать слишком длинные абзацы – не очень хорошая манера подачи художественных текстов, т.к. мысли автора, соединённые в один большой абзац, набитый разноплановой информацией, при чтении элементарно сложно воспринимать. А, значит, сложно и воспринимать весь текст произведения, если таких нагромождений окажется в нём слишком много. Однозначно плохо, если читатель утонет в таком «потоке сознания» автора.

    Естественно, не существует чёткого «норматива», какой длины должен быть «идеальный» абзац – автор должен сам чувствовать это, и, когда того требует внутренний смысловой «ритм» текста, вводить новые абзацы. Поэтому вот такой совет: написав какой-то значительный отрезок текста, следует перечитать его и прикинуть, а не нужно ли где-то вставить красные строки, т.е., начать новые абзацы. И если автор видит, что в тексте началась хоть немного, но новая мысль, пошли рассуждения о чём-то другом, чем то, что говорилось только что перед этим (пусть даже чуть-чуть о другом!), меняется сцена действия и т.п. – он смело может ставить в таком месте красную строку, начинать новый абзац! Это в значительной степени сработает на более чёткую стилистику изложения и, значит, упростит чтение и облегчит восприятие текста. В любом случае, уж точно – хуже не станет.

    Ещё вот какой нюанс: в рассказе порой чрезмерно (как мне кажется) затянуты описания того, что и как делает ГГ в быту – как он следит за состоянием карнизов, вымытой посудой и т.п. Да, это нужно вроде бы для реализации концовки, но для выбранной формы (рассказ) эти описания слишком затянуты. Столь подробные описания хороши для романа, но не для короткой формы, поскольку они рискуют занять существенную часть текстового пространства и в какой-то мере начать подменять собой основную сюжетную идею. Малая форма как раз и должна быть характерная своей лаконичностью в описании вторичной информации.

    О самой сюжетной идее. Вообще тема осмысленного воздействия Вселенной (Мировой энтропии, любых высших или сверхъестественных сил, облекаемых не в мистическую, а в определённую «наукообразную» оболочку,) на некие процессы, организуемые людьми, – очень плодотворная тема. Она не раз эксплуатировалась в фантастике, и из наиболее близких нам, безусловно, можно вспомнить «За миллиард лет до конца света» А. и Б. Стругацких. Конечно же, эта тема столь обширна, что по-прежнему оставляет массу возможностей для авторов придумывать всё новые и новые сюжеты в таком ключе. Но в данном случае, во-первых, как мне кажется, присутствует некоторая не вполне удачная совместимость этой темы с выбранным содержанием. В том смысле, что идея эта более подходит для крупной формы (роман, повесть), чем для рассказа. Из-за того, что форма мала для выбранного содержания, текст часто напоминает какой-то конспект, торопливое изложение происходящего, хотя, надо признать, что сценки именно «бытовых» описаний лучше всего удаются автору ( но они, как я уже говорил, более годятся в структуру романа, чем рассказа). А тема, которую автор попытался здесь реализовать в форме рассказа, требует либо более пространного сюжета, обставленного большими подробностями, связанными с данной сюжетной идеей, либо, как минимум, требуется очень-очень уж неожиданная развязка в конце (что почти всегда необходимо именно для произведений малой формы).

    Да, с одной стороны, переход «внимания Мировой энтропии» на рассказчика может рассматриваться такой «неожиданной развязкой», но беда тут вот в чём: не представлено убедительности причины факта воздействия Мироздания именно на указанные личности. И поэтому возникают большие сомнения в практической «достоверности» базового фантастического допущения рассказа (т.е. в обоснованности сюжетной идеи). У Стругацких в их романе действия Мироздания выглядят вполне убедительными (насколько это возможно для столь невероятной «гипотезы»), поскольку эти действия направлены на предотвращения очень значимых открытий отдельных представителей рода человеческого, которые потенциально могут вывести земную цивилизацию на уровень сверхцивилизации. Поэтому Стругацким начинаешь почти безоговорочно верить. Но очень сложно поверить, что Вселенная (Мировая энтропия, Мироздание и т.д.) обратит внимание на мелкого муравья-педанта, который следит за порядком в своём мещанском муравейнике, не оставляя грязную посуда в раковине или тут же починяя разболтавшуюся розетку. Поводы и следствия выглядят слишком уж несоизмеримыми.

    В случае же Димы вообще не понятно, с чего это «Мироздание обратило на него внимание – он ведь, вроде бы, в быту не являлся таким педантом, как ГГ! И почему при этом разрушительное действия Вселенной не затрагивает чинимые Дмитрием ретро-автор? Для того, чтобы Дима мог быть вполне обеспеченным человеком, а не неудачником-бомжом? Это не понятно в контексте основной идеи, т.к. подобное сюжетное решение начинает приписывать Мирозданию вооще уж слишком человеческие черты, а ведь с точки зрения Вселенной отремонтированный «Бугатти» 1938 года и лопнувшее стекло у часов суть вещи одного порядка. Чего же взрываются только газовые баллоны на даче Димы, а не «Бугатти»? И поэтому сама «гипотеза», выдвигаемая ГГ, да ещё и поданная в виде сравнительно краткого конспекта курса термодинамики, выглядит совсем уж неубедительной.

    Не очень точно, как мне кажется, и само название рассказа. Название должно задавать тон рассказа и являться определённым выводом-итогом повествования, особенно для малой формы. А в данном виде оно, получается, нас дезориентирует: ведь суть рассказа в том, что это ВСЕЛЕННАЯ разрушает созидаемое героями, а не наоборот. Герои-то Вселенную никак не разрушают и, самое главное, они и не могут разрушить: слишком уж мелки их действия во вселенских масштабах – это же не астрофизические теории или что там ещё было описано в романе Стругацких.

    Автору хочется пожелать в добавок к уже имеющемуся вполне качественному литературному языку наработать больше умения именно в создании убедительных сюжетных построений и, что очень важно, точного выбора соответствия формы произведения и реализуемой сюжетной идеи.

    • Владимир

      Здравствуйте, Борис.

      Прошу удалить с сайта тексты всех моих произведений: "Разрушитель вселенной", "Шняга", "Желание", "Молодость 2.0".

      Было бы хорошо удалить также и тексты рецензий, если возможно.

      • Картинка профиля stalker

        stalker

        |Author

        Владимир, здравствуйте.

        С Вашими текстами работали редакторы. Были даны рецензии.

        Через некоторое время тексты будут удалены. Рецензии останутся.

Добавить комментарий для Борис Долинго Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Рейтинг@Mail.ru