Рейтинг@Mail.ru
Долинго- критик, Аэлита

Дериземля Е. – Ведьмин дом – 63

- Э нет, я так просто не сдамся, меня голыми руками не возьмёшь, да и Оксанке ведомо, где я нахожусь, - успокаивал себя Федор. А как паренёк успокоился, то решил получше в хате осмотреться, страшно оно конечно, но любопытство гору взяло. "Раз в сенях такие чудеса происходят, то что ж тогда в комнате?" Малец окончательно расхрабрился и смело шагнул в большую просторную светёлку, зашёл и обомлел, глаза в разные стороны разбегаются.

- Да как же такое возможно? - не укладывалось в его голове. - Чтобы в маленьком сельском доме - целые царские палаты.

Федор таких комнат отродясь не видывал и представить себе не мог, что такие бывают. Он-то привык к простоте. Ну что в доме находиться должно: ну печка, само собой разумеется, стол естественно, желательно большой, чтоб вся семья умещалась да лавки дубовые. А ещё многие рукодельницы стены в комнатах вышитыми рушниками украшают и обязательно икона в красном углу, а как же, без иконы никак нельзя. Как говаривал сельский дьяк : "Где святой образ не в почёте - там всякая нечисть заводится". Да, прав был дьяк оказывается, ведь в ведьмином жилище ни одного образа не нашлось. Федя специально все получше осмотрел, но ни Богородицы, ни Христа так и не обнаружил. Огляделся Федор по сторонам, чего тут только не было. Ступил на мраморный пол, красивый такой, белоснежный, прямо даже жаль по такому ходить грязными сапогами. Посмотрел себе под ноги мальчуган и удивился, а пол-то не простым оказался - грязь к нему и не прилипает вовсе. "Вот так чудеса! Да как же такое возможо, чтоб по белоснежному мрамору грязными ботинками пройтись и следов не оставить? Это ж как удобно. Такие полы и вовсе мыть не надобно. Жаль, у нас в доме не так, а то мамка бедная с сестрой  чуть не кажный день в хате заметают и вымывают, а все одно не идеально чисто. К тому же бывает зайдёшь в дом, когда по быстрому взять что-то надобно, ну не разуваться ведь, прокрадёшься в комнату, наследишь, так потом веником от матери по лбу получишь за то, что по вымытому пыльными сапожищами прошёл". Федька рот от удивления разинул и головой в разные стороны крутит, все здесь какое-то диковенное, многим вещам даже названия не сыщешь. Стены прямо золотом горят. "Неужто и впрямь золотые?" - подошёл Федька поближе к стене, рукой потрогал. На ощупь явно не металл, а сверкает так, что глаз режет. Да стены все расчудесными картинами увешаны. Подошёл парнишка поближе к одной из картин. Красота-то какая! На полотне этом море-океян, значит, изображено, чайки в небе парят, солнце ярко светит на небосклоне и все как настоящее, не то, что Оксана  дома картинки разные рисует. Так там частенько и не разберёшь, что намалёвано. А она своими рисунками страх до чего гордится. Вот недавно портрет угольком нарисовала, так Федор битый час на него смотрел и понять не мог, зачем это сестрица местного дьяка намалевала, а только опосля выяснилось, что это и не дьяк вовсе, а мамка их изображена. Это Оксанку сюда привести нужно, да показать ей, как рисовать надобно. Федя прямо лицом к картине этой прильнул и тут же почувствовал брызги воды на своём лице да свежий ветерок, и послышалось мальчугану, как чайки кричат. Отпрянул паренёк от чудо-картины, пригляделся получше и глаза выпучил. "А ведь картина-то не нарисованная". Все на ней движется: волны по морю гуляют, чайки в небе парят. "Да неужто такое возможно? Колдовство все это!" Федька подальше от странного полотна отошёл и креститься начал. "Это где ж такое видано, чтобы рисунок оживал?" Ноги сами по себе подкосились от такой небывальщины, чуть на пол он не свалился. Плюхнулся Федька на что-то мягкое, посмотрел - оказалось, что на стул упал. "И где он тут только взялся?" А табурет этот странный какой-то, красного дерева с витыми ножками и мягкой тканью обшит. Поёрзал на сидушке Федор, хотел поудобнее устроиться, а странный стул вдруг зашевелился под ним. Федька в ужасе ноги под себя поджал. Нет, чтоб с сиденья спрыгнуть! А мебель эта, значит, как поскакала по комнате. Бежит, деревянными ножками по мраморному полу выстукивает, время от времени подпрыгивает, будто пытаясь скинуть с себя седока. "Вот глупая деревяшка, видать дошло до неё, что это не ведьма вернулась, а незванный гость, вот стул и брыкается теперь." Вцепился мальчуган в спинку покрепче, чтоб не свалиться, а руки-то зелёные скользкие - не удержишься никак. Вот и отлетел парнишка в сторону, да больно кобчиком об пол стукнулся. В ужасе Федя молитву читать начал, как в церкви учили. Если страшно вдруг сделается, или какая нечистая сила одолевать начнёт, надобно трижды простую молитовку прочесть, сказать: "Господи спаси и сохрани!"  и осенить себя крестным знамением трижды и все тут же исчезнуть должно. И на душе мир да покой появятся. Перекрестился трижды Федька, хоть спокойнее на душе не сделалось, но сумашедшая мебель по комнате скакать перестала, а встала тихонько на своё место. Забился стул, значит, в дальний угол да замер там. "Вот и хорошо, вот и славно!" С опаской пострелёнок заозирался по сторонам.  "А вдруг ещё что оживёт да ходуном ходить начнёт!" Но, к счастью, больше ничего не ожило, да и Федор старался уже ни к чему лишний раз не прикасаться. Только поглядывал мальчуган изредка на большой дубовый шкаф, стоящий в дальнем конце залы. "Если такой по комнате скакать вздумает, то все на своём пути растопчет". Хоть и решил Федор ничего руками не трогать, но как увидал большой кованный сундук, то не удержался, любопытство страх пересилило. Уж больно интересно ему стало, что там внутри. Разсудил так: "Раз сундук этот на самом видном месте, посреди комнаты находится, значит там что-то уж очень особенное лежать должно." Расхрабрился Федя, подошёл поближе, а поджилки трясутся.  "Ну а как, мало ли, что оттуда выбраться может." Это в простом доме в сундуки все самое ценное прячут. Вот у него мамка в такой вот ящик самую лучшую одёжу убрала, полотенца новые, которые в прошлом году на ярмарке купила. Так ни разу не дала ими руки вытереть, а полотенца знатные, с вышитыми на них лебедями. Да много чего ещё мамка в подобном сундуке хранила, в общем все то, что только по большим праздникам доставалось: красивая посуда, там же, рядом с посудой, хранились красные сапожки, рядом с сапожками - бусы да цветастые платки. Ну, это в обычных домах так заведено, а тут ведь и дом необычный, можно даже сказать, сказочный. Так что и в ларце этом тоже что-нибудь уж очень особенное находится, то чем старуха больше всего дорожит. Немного поколебавшись, Федор наклонился к тяжёлой кованной крышке, взялся зелёной рукой за ручку и потянул вверх.Крышка поддалась легко и сундук открылся, а там денег видимо невидимо. И монеты все не простые медные, как у всех, а старинные какие-то - золотые. Взял Федя одну монетку в руку, покрутил и так и этак, поднёс к глазам, чтобы рассмотреть получше. А на монете той мужик какой-то бородатый изображён. "Видать выдающаяся личность, ведь просто так, за здорово живёшь, твою физиономию на деньге не отчеканят, да ещё и на золотой денежке. Так что, наверное, известный человек этот бородач был. Интересно, кто он? Да что хорошего сделал? Может царь какой?" Сунул себе в карман диковенную монетку Федька, а сам смотрит на несметные сокровища и глаза разбегаются. "Сколько же их тут, этих монет? Это ж клад самый что ни на есть настоящий." Устроился Федя поудобнее возле сундука и стал деньги руками перебирать. "Да тут тыщи наверное, а может и больше!" Вот тут паренёк сильно пожалел, что всего два класса закончил, сейчас бы ему эта наука сильно пригодилась. "Интересно, зачем ведьме столько золота? Что она с ним делает?" - почесал затылок Федор, хотел себе ещё немного монет в карманы отсыпать. "Ничего, колдунья не обеднеет, да и не заметит она пропажи, ведь тут червонцев этих немеряно." Потянулся было рукой к монетам мальчуган, а сундук будто догадался, что Федька замышляет и захлопнул тяжёлую крышку, чуть руки пареньку не отшиб. Федя их еле отдёрнуть успел. Попытался Федька обратно крышку поднять, но та не поддалась, словно на замок заперли. Повозился Федор ещё немного с сундуком, покряхтел, но так и не смог открыть, стукнул сгоряча по нему кулаком. "Да пропади ты пропадом!" - в сердцах прокричал малец. А ларец возьми да и на самом деле пропади, как и не было его вовсе. Потёр Федька глаза руками. "Может, и впрямь почудился мне сундук этот?" - покрутил головой в разные стороны, ведь интересно что тут ещё диковенного найти можно, и остановил взгляд на большом зеркале в серебрянной оправе. Знатное зеркало, на пол стены, овальное, оправа разноцветными каменьями украшена. Подошёл парнишка поближе, посмотрел на своё отражение. Это впервые пацанёнок себя в полный рост увидал. У мамки с сестрицей зеркала, конечно, тоже были, но только меньше, в них ничего кроме рожи своей не увидишь. А тут можно на себя целиком полюбоваться, так сказать, увидеть себя со стороны, как другие люди тебя видят. Полюбовался Федя своим отражением - видный парень, можно сказать, завидный жених. "Жаль, что руки позеленели да бородавками покрылись, а так ничего." Росту немногим выше среднего, плечи широкие, а как усы вырастут, так вообще первейший красавец на селе будет, вот только светлые волосы растрепались немного. Да ведь это исправимо. Взял Федька со стола деревянный гребешок.  "Странно, в такой роскоши и простой гребень". Покрутил его в руках. Вроде бы ничего волшебного, значит, причёсываться можно. Поднёс паренёк расчёску к голове и короткие, слегка вьющиеся волосы причёсывать начал. Вот тут вновь чудеса и начались. Не простой гребешок оказался: сам из Федькиных рук вырвался да чесать волосы стал, прицепился хуже мухи, отогнать невозможно. Федор и так, и этак увернуться пытается от назойливой расчёски, но не выходит никак. Повоевал он так с гребнем минут пять, все руками отбивался, а гребешок как своё дело сделал, так сам от парня и отстал, лёг обратно на своё место. Посмотрел Федя в зеркало и ахнул:


Комментарии:
  1. Картинка профиля Борис Долинго

    суть ясна: шаблонная декларация торжества добра

    Сразу – замечания по набору текста. Во-первых, в художественных текстах обязательно должны быть красные строки: это позволяет структурировать текст и делать чётко различимым начало каждого абзаца. Решать вопрос выделения абзацев с помощью увеличенных интервалов между ними – это не в традиции русского литературного язык; всё-таки художественный текст – это не информационный текст на неком сайте в Сети.

    Далее замечание о наборе тире и дефисов. Автор везде использует только дефисы в качестве тире и, к сожалению, часто просто не ставит даже их в нужных в тексте местах, а кое-где не ставит именно дефисы, там, где они нужны. Напоминаю, что знак тире (–) ставится между отдельными словами для передачи определённой интонации в предложениях, а также при расстановке пунктуации в сочетаниях прямой и косвенной речи. Между словом и тире всегда стоит пробел. Дефис (-) ставится между сложносоставными словами, словами и частицами; он никогда не выделяется пробелами (например, «кто-то», «что-либо», «красно-белый» и т.д., и т.п.). Правильное использование данных знаков – элемент культуры набора текста.

    Сразу бросилось в глаза, что автор, как и 99% других не знает точных правил написания сочетаний прямой и косвенной речи. Пояснять на конкретных примерах из текста не буду – но если автор мне напомнит, вышлю нашу методичку по данной теме. Пригодится однозначно.

    В тексте многовато описок или ошибок, есть слова, не существующие в русском языке, например – «триумфовал» или «засердился», но которые рассматривать по контексту как некие «неологизмы» никак нельзя.

    Теперь о главном – о сюжете. Деревенский мальчик подозревает соседскую бабку в том, что та – ведьма. Сначала довольно длинно и затянуто описаны его косвенные наблюдения, затем ГГ предпринимает попытку найти реальные «улики» и готовится забраться в бабкин дом. Далее следуют долгие и, увы, не слишком оригинальные описания интерьера ведьминого дома, а ещё далее – такие же долгие и весьма стандартные для сказок описания козней ведьмы и Федькиных злоключений, которые заканчиваются банальным криком петуха и народом, пришедшим к дому ведьмы выручать Федьку. К тому же, вдруг ни с того, ни с сего все золотые монеты, в которые ведьма превращала людей, снова обратились в людей. С чего это случилось – не понятно, но суть ясна: шаблонная декларация торжества добра.

    Текст неимоверно затянут (слов много – смысла мало), и очень уж слабенькая и неоригинальная тут сюжетная идея сама по себе. Да и над стилистикой изложения вообще автору стоит ещё много работать

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Рейтинг@Mail.ru