Рейтинг@Mail.ru
Долинго- критик, Аэлита

Ольков С – Космический футбол- 64

Да. Кассета была древней. Сбоку на корпусе, когда-то давным-давно, на ней было нацарапано - УТБОЛ-. Первая закорючка слова была смазана и больше напоминала букву Х. – ХУТБОЛ- прочитал по буквам Нейон Ти дошедшее до него сквозь толщу лет слово. Нейон Ти пожал плечами и вернул все кассеты в коробку.

Даже если бы ему предъявили впоследствии обвинения за причиненный ущерб Вселенной как виновнику этого ущерба, ни один судья не принял бы во внимание тот факт, что всему виной был не злой умысел, а нелепый случай. Коробка в коридоре. Его любопытство. Увиденный на экране сюжет. Никто бы не признал в этом смягчяющего обстоятельства. Но Нейона Ти никто не обвинял.

Космографию и все остальные экзамены за второй курс Нейон Ти сдал успешно и в качестве поощрения его направили после второго курса не на групповую, а на индивидуальную полётную практику. Он и мечтать не мог, что будет проходить практику на легендарном «Адаме» - всемогущем звездолёте ГСС. Так получилось. Нейон Ти попал на звездолёт Галактической Службы Спасения, в команду спасателей. Как и все курсанты Звездолётной Академии, он много слышал о командире «Адама». Ходили упорные слухи, что это и не человек вовсе, а самый что ни на есть настоящий робот. Уж очень невероятными были те ситуации, из которых выходил его звездолёт, спасая экипажи аварийных бортов.

В отличие от звездофур, «Адам» не имел определённого маршрута. Он дежурил в одном из заданных квадратов Галактики, сохраняя готовность направиться в любую точку пространства для помощи своим коллегам по службе. Нейону Ти, конечно, повезло с практикой. За короткий срок он успел побывать в таких областях Галактики, о которых ещё долго не услышал бы, оказавшись на борту одной из звездофур. Звездофуры, эти извозчики Вселенной, ходили по трассам, и для них не существовали просторы космоса за пределами трасс. Работы для штурмана, по правде говоря, там не было. Все маршруты среди звёзд давным-давно проложены и введены в автопилот. Практикантам, обычно, в первый день показывали штурманскую рубку и Центральный Пост Управления кораблём, после чего смотреть там было нечего. Вся практика их проходила в спортзале, в бассейне, в библиотеке, в видеозале.

Во время своей практики Нейон Ти мог в полной мере наслаждаться на «Адаме» теми же удобствами, что и на звездофуре, но ему было некогда. Его неугомонная любознательность не оставляла ему времени на фильмы и спортзал, не считая обязательной утренней зарядки для экипажа.

Экипаж «Адама» состоял из девяти человек вместе с капитаном. Это была не команда, а единый организм, сплочённый многолетними испытаниями в экстремальных условиях. Через неделю практики Нейон Ти едва не сбежал с «Адама». За всю неделю он не услышал ни одного слова! Они понимали друг друга без слов. По движению головы, по жестам, по шевелению пальца. В их работе секунды решали всё. Они не могли себе позволить тратить эти секунды на болтовню. Нет, это были не роботы. Это были профессионалы, для которых каждая минута – готовность к работе.


Комментарии:
  1. Картинка профиля Борис Долинго

    язык изложения не очень гладкий, хотя и не тяжёлый

    Прежде всего – замечания «технического» характера и, прежде всего, по набору текста, которое, увы, приходится делать очень часто: в традициях русского литературного языка имеет место подача текста с красными строками, которые показывают начало каждого нового абзаца (и, значит, начало чуть новой части повествования, чуть иной авторской мысли). Именно поэтому в литературном тексте на русском языке нет нужды в увеличенных интервалах перед каждым абзацем. Дурацкая мода писать без красных строк, выделяя каждый абзац через увеличенный межстрочный интервал, пришла из Интернета. Там, для экранного чтения – особенно каких-то новостных материалов, статей и т.п. текстов – это оправдано, но даже в Сети правильным остаётся подавать текст художественного литературного произведения с красными строками и без увеличенных отступов между абзацами.

    Кроме того, существуют два разных знака пунктуации – тире и дефис. Это – РАЗНЫЕ знаки! Прописывая прямую речь, перед началом слов некого персонажа ставят именно тире, и после него до первой буквы следующего слова обязательно присутствует пробел. Использовать дефисы вместо тире и уж, тем более, не ставить пробелы между таким заменителем тире и словом – крайне дурной тон.

    Букву «ё» автор не использует, а между тем, это законная буква русского алфавита и, более того, некоторые фразы, написанные без буквы «ё», могут не сразу точно восприниматься. (Советую автору почитать об истории возникновения буквы «ё» и о том, как и почему ещё в определённое время не стали набирать почти во всех текстах, за исключением детских. Но ныне нет никакого оправдания не написанию этой буквы). Вообще написание «ё» есть в условиях приёма текстов в нашем журнале, и я вполне мог бы просто не принять данный текст к рассмотрению.

    Что касается написания сочетаний прямой и косвенной речи, то автор не умеет делать это правильно (как и 99% всех авторов вообще). Пояснять, что и как, не буду, чтобы не тратить времени – скажу только, что если автор сделает запрос, то вышлю ей методичку по данному вопросу. Уверен, окажется очень полезно.

    Теперь о чисто литературной и сюжетной части. Местами встречаются очень неудачные в стилистическом плане предложения, например, почти в самом начале текста попалось: «…Вопли и шум раздавались со стороны экрана визора, висевшего во всю стену гостиной, обстановка которой всегда помогала Нейону Ти в полётах забывать о том, что настоящий дом далеко, на Земле, за кормой его звездолёта крейсерского класса последней модели «Корвет»…» – Предложение громоздкое и очень плохо согласованное. Кроме того, слово «висевший» в сочетании с «во всю стену» – это своего рода само по себе стилистический «перл». Ну и подобных неудачных стилистическом плане мест в тексте ещё немало. Также немало лишних или пропущенных запятых, есть очень неудачные повторы слов и т.п. – в общем, язык изложения не очень гладкий, хотя и не «тяжёлый» (что даёт основания надеяться, что автор в смысле стилистики и языка сможет научиться писать лучше).

    Что касается «технических моментов», то, автор допускает частую ошибку, говоря о созвездиях, как о неких компактных скоплениях звёзд. Например, постоянно повторяются пассажи подобного типа: «…планета Пифия в созвездии Кариатид…» или «…планета Пинтия, в созвездии Триад…» и т.д. (Кстати, «Пифия», «Пинтия» – неужели не хватает фантазии придумать не столь созвучные названия планетам?!) Надо сказать, ошибки такого типа являются ужасающими по своей естественнонаучной безграмотности, поскольку созвездия – это не некое устойчивое звёздное образование, а лишь проекция расположения определённых звёзд на весьма конкретную точку наблюдения (например, с планеты Земля). Сами же звёзды, формирующие эту проекцию (т.е. созвездие) в реальности, как правило, отстоят друг от друга на десятки и сотни световых лет. Поэтому фразы типа «Планета Х из созвездия Y» или «Наша экспедиция обследовала созвездие Тельца» вообще является полной глупостью даже для юмористического произведения.

    По сюжетной идее данный текст весьма незамысловат: история о том, что такую игру как футбол цивилизация землян давным-давно и напрочь позабыла, а герой рассказа из-за случайной ошибки создаёт мяч, которым аборигены некой планеты кинулись играть, как безумные и таким образом возродился футбол. При этом подразумевается, что люди позабыли и само понятие «резиновый мяч» (а все другие цивилизации никогда такого предмета не имели), при том, что на Земле, судя по всему, никаких глобальных катаклизмов, уничтоживших цивилизацию, не происходило. Так с чего бы в такой степени забыть футбол и, конечно же, волейбол, баскетбол и т.д.? И это при том, что герой знает из истории о массовых зрелищах в Древнем Риме. Согласитесь – чрезвычайно надуманный сюжетный ход с этаким забыванием футбола, не правда ли?

    При этом надуман и сам случай с «рождением» мяча из тюбика с силиконовым клеем: даже если себе представить, что клей, оставленный под лампой, нагреется и вытечет из плохо закрытого тюбика (заметьте: такое понятие, как «тюбик» цивилизация не забыла!), и даже если вдруг (с чего бы?!) из этого клея образуется пузырь, то уж никак подъёмной силы тёплого воздуха в объёме этого по описанию весьма толстостенного пузыря не хватит, чтобы пузырь взлетел! У автора явно присутствует серьёзный пробел в естественных науках.

    В общем, к сожалению, очень слабое в сюжетном (да и чисто в стилистическом) отношении произведение объёмом целых 64 тыс.знаков – целая маленькая повесть.

    Совет автору: после написания любого текста следует внимательно и вдумчиво его перечитывать. Тогда, возможно, и сам автор сможет замечать определённые несуразицы (прежде всего, логические и «технические») и исправлять их до того, как представит своё творение на суд «широких народных масс»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Рейтинг@Mail.ru