Рейтинг@Mail.ru
Долинго- критик, Аэлита

Речкин А. – Фриц Лейбер – 16

Скопив денег за счёт стипендии, которую Фриц получил на последнем курсе Чикагского университета, Лейбер осенью 1933 года вернулся в колледж для получения диплома магистра. Он специализировался на философии и сравнительном религиоведении.

Лейбер присоединился к труппе своего отца в 1934 году. Взял сценическое имя Фрэнсис Лэтроп и сыграл Эдгара в «Короле Лире» и Малькома – в «Макбет». Во время гастролей Фриц-младший продал «Церковнику» несколько детских сказок, но от актёрской карьеры полностью не отказался. Субсидируемый отцом, он без особого энтузиазма пытался пробиться сквозь голливудские джунгли, получив одну маленькую роль в «Даме с камелиями» (1936), где снялись Роберт Тейлор и Грета Гарбо, и крошечную роль в «Великом Гаррике» (1937). Разочарованный Голливудом, Фриц совершил длительную поездку в Чикаго и обнаружил среди своих бывших друзей-сокурсников странный набор из коммунистов, троцкистов и одинокого нациста. То, как эти разрозненные экстремисты враждовали на публике и общались в частном порядке, произвело на него неизгладимое впечатление, заставив сопоставить мотивы агитаторов политических идеологий с псевдо-идеализмом священнослужителей.

Во время учёбы в Чикагском университете Фриц познакомился со студенткой Джонквил Стивенс, у них имелся общий интерес к фантастике, поэзии и английской литературе. На этом сходство заканчивалось, ибо Джонквил Стивенс была ростом ниже 150 см., и контраст с высоченным Лейбером (196 см.) выглядел довольно комично. Но противоположности, как говорится, притягиваются, и 16 января 1936 года они поженились. Их единственный ребёнок, будущий философ и писатель-фантаст Джастин Лейбер, родился в 1938 году.

Потом была ещё одна попытка пробиться в Голливуде, но Лейберы в отчаянии вернулись в Чикаго, где Фрицу удалось получить редакторскую работу в издательстве «Консолидейтед букс», там он редактировал материал для «Стандартной американской энциклопедии» и серии книг «Университета Знаний Инкорпорейтед».

Перед вторым штурмом Голливуда Лейбер предпринял попытку стать профессиональным писателем, но пара коротких рассказов оказалась непригодны для продажи. Однако тут подсобил Генри Отто Фишер с идеей про пару героев Серого Мышелова и Фафхрда, которые вместе с Конаном откроют новую страницу в литературе героического фэнтези, создав популярное направление, которое сегодня носит название «Меч и магия». Первый рассказ из цикла вместе с некоторыми стихотворениями Лейбер представил для критики отцу американского ужаса – Г.Ф. Лавкрафту, и отклик был благоприятным. Самый скрупулёзный биограф Г.Ф. Лавкрафта – С.Т. Джоши упоминает забавный эпизод, относящийся, видимо, к 1911 году. Увлекавшийся драматическим искусством, Лавкрафт видел, как труппа Роберта Мантелла исполняет «Короля Джона» и юного Фрица Лейбера в роли Фольконбриджа.

Лавкрафт послал историю Лейбера Роберту Блоху и Генри Катнеру. Когда Блох посетил Лос-Анджелес в 1937 году, Генри Каттнер познакомил его с Фрицем Лейбером, что положило начало длительной дружбе. Однако, первый роман «Гамбит адепта», построенный вокруг персонажей Серого Мышелова (олицетворение Гарри Фишера) и семифутового гиганта с мечом Фафхрда (романтическое воплощение Фрица Лейбера-младшего), тогда не был куплен журналами.


Комментарии:
  1. Картинка профиля Борис Долинго

    язык автора вполне хорош, но вот один факт, приводимый в статье, меня смутил

    Перед нами статья о жизни и творчестве известного американского писателя Фрица Лейбера. Статья небольшая, но содержит массу любопытных фактов, которые, безусловно, очень интересны всем настоящим любителям фантастики. И, несмотря на то, что при весьма ограниченном размере раздела фантастики в «Уральском следопыте», я всегда отдают предпочтение чисто художественным произведениям, но материалы о жизни и творчестве писателей, формировавших мировое здание фантастики всегда находятся так же в приоритете.

    Конечно, при условии, что статья написана хорошим языком, а приводимые в ней факты точны. Естественно, я не являюсь знатоком и экспертом по биографиям всех писателей-фантастов, но хороший                         литературный язык вижу. Факты же, которых я не знаю, при возникновении сомнений стараюсь проверять. В данном случае язык автора вполне хорош, но вот один факт, приводимый в статье, меня смутил – и не на уровне точного знания, а исключительно чисто на уровне «логики».

    Автор пишет: «…Самый скрупулёзный биограф Г.Ф. Лавкрафта – С.Т. Джоши упоминает забавный эпизод, относящийся, видимо, к 1911 году. Увлекавшийся драматическим искусством, Лавкрафт видел, как труппа Роберта Мантелла исполняет «Короля Джона» и юного Фрица Лейбера в роли Фольконбриджа…» – Проблема в подчёркнутых участках текста в смысле обоснованности указанной информации. Либо автор где-то ошибся, либо тут требуется дополнительное пояснение.

    Дело вот в чём: Фриц Лейбер родился в 1910 году – и, естественно, это указано в тексте статьи. Возникает вопрос: как в возрасте 1 год Фриц Лейбер мог выступать в какой-либо роли в спектакле? Я поискал в сети данные об указанной пьесе Шекспира, но из того, что смог найти, не получилось выяснить, какой же возраст у указанного персонажа? Тем более, в пьесе упоминаются два брата Фольконбриджа (Филипп и Роберт). Возможно, указанный Фольконбридж пребывал в младенческом возрасте, и тогда малютку Фрица Лейбнера вполне могли выносить на сцену в нужных сценах. Но тогда это надо пояснить в тексте статьи. Иначе – выглядит очень странно, мягко говоря.

    В общем, советую автору уточнить указанный недостаток, а пока статья принята условно, но до момента уточнения в плане на публикацию поставлена не будет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Рейтинг@Mail.ru