Рейтинг@Mail.ru
Долинго- критик, Аэлита

Речкин А. – Фриц Лейбер – 16

Следующая история о Сером Мышелове и Фафхрде, написанная в 1939 году, сломала барьеры для Лейбера. Джон Кэмпбелл приобрёл её для своего нового журнала «Unknown», опубликовав в августовском номере 1939 года. Начался «Золотой век» фантастики, в 1939 году впервые опубликовались рассказы таких известных мастеров жанра как Р. Хайнлайн, А. Азимов и А. Бестер.

Лейбер начал активно публиковаться у Кэмпбелла, а в 1943 году написал самый знаменитый свой роман «Ведьма», который хотя и получил запоздалую реакцию, но, в конечном счёте, имел значительный успех. Предыстория, использованная Лейбером для романа, взята из реального опыта его преподавания актёрского мастерства и драматургии в кампусе Западного колледжа Лос-Анджелеса в 1941-1942 годах, когда их семья перебралась в Калифорнию. «Ведьма» повествует о молодой женщине, которая знает, что в университетском городке практикуется колдовство, и использует сложные сверхъестественные меры предосторожности, чтобы защитить своего сомневающегося мужа. История стала настолько привлекательна, что выдержала несколько экранизаций, а сама идея трансформировалась и обыгрывалась не только в литературе, но во всевозможных сериалах.

Пацифизм Лейбера рассеялся после Перл-Харбора, когда Соединённые Штаты вступили во Вторую мировую войну. В конце 1943-начале 1944 года Фриц устроился в американскую авиастроительную компанию «Дуглас эркрафт» и трудился инспектором в области контроля качества, работая в основном над военно-транспортным самолётом C-47 «Скайтрэйн».

Когда война закончилась, Лейбер вернулся в Чикаго, где устроился на должности помощника редактора журнала «Science digest». Журнал, издаваемый владельцами «Популярной механики», требовал многих навыков, которые Лейбер приобрёл во время своей энциклопедической работы для «Консолидейтед». На этой должности Лейбер проработал до 1956 года и оставил журнал, когда понял, что может прокормить семью одной лишь писательской деятельностью. В 1958 году Лейберы вернулись в Лос-Анжелес.

В это время у Фрица особенно сильно проявляется неудовлетворённость сексуальными стереотипами западной культуры, он считал, что нездоровые фрустрации вносят вклад в «больные» аспекты современной культуры. Его предпочтения основывались на социальных нравах последних людей в книге Олафа Стэплдона «Последние и первые люди: история близлежащего и далёкого будущего» (1930), в которой мужчины и женщины живут группами, и представители мужского пола вступают в половую связь со всеми представителями женского пола. Лейбер с восхищением рассматривал Онайдскую коммуну Джона Хамфри Нойеса, которая процветала между 1840 и 1900 годами и практиковала то, что Стэплдон представлял в виде фантазии и вымысла. Идеи промискуитета просочились в ряд рассказов Фрица, начиная с «Корабль отплывает в полночь», романа «Зелёное тысячелетие» и наиболее удачно раскрыты в «Порядочная девушка и пять её мужей», в которой герой попадает в идиллическое сообщество 2050 года, очень похожее на сообщество Онайда.


Комментарии:
  1. Картинка профиля Борис Долинго

    язык автора вполне хорош, но вот один факт, приводимый в статье, меня смутил

    Перед нами статья о жизни и творчестве известного американского писателя Фрица Лейбера. Статья небольшая, но содержит массу любопытных фактов, которые, безусловно, очень интересны всем настоящим любителям фантастики. И, несмотря на то, что при весьма ограниченном размере раздела фантастики в «Уральском следопыте», я всегда отдают предпочтение чисто художественным произведениям, но материалы о жизни и творчестве писателей, формировавших мировое здание фантастики всегда находятся так же в приоритете.

    Конечно, при условии, что статья написана хорошим языком, а приводимые в ней факты точны. Естественно, я не являюсь знатоком и экспертом по биографиям всех писателей-фантастов, но хороший                         литературный язык вижу. Факты же, которых я не знаю, при возникновении сомнений стараюсь проверять. В данном случае язык автора вполне хорош, но вот один факт, приводимый в статье, меня смутил – и не на уровне точного знания, а исключительно чисто на уровне «логики».

    Автор пишет: «…Самый скрупулёзный биограф Г.Ф. Лавкрафта – С.Т. Джоши упоминает забавный эпизод, относящийся, видимо, к 1911 году. Увлекавшийся драматическим искусством, Лавкрафт видел, как труппа Роберта Мантелла исполняет «Короля Джона» и юного Фрица Лейбера в роли Фольконбриджа…» – Проблема в подчёркнутых участках текста в смысле обоснованности указанной информации. Либо автор где-то ошибся, либо тут требуется дополнительное пояснение.

    Дело вот в чём: Фриц Лейбер родился в 1910 году – и, естественно, это указано в тексте статьи. Возникает вопрос: как в возрасте 1 год Фриц Лейбер мог выступать в какой-либо роли в спектакле? Я поискал в сети данные об указанной пьесе Шекспира, но из того, что смог найти, не получилось выяснить, какой же возраст у указанного персонажа? Тем более, в пьесе упоминаются два брата Фольконбриджа (Филипп и Роберт). Возможно, указанный Фольконбридж пребывал в младенческом возрасте, и тогда малютку Фрица Лейбнера вполне могли выносить на сцену в нужных сценах. Но тогда это надо пояснить в тексте статьи. Иначе – выглядит очень странно, мягко говоря.

    В общем, советую автору уточнить указанный недостаток, а пока статья принята условно, но до момента уточнения в плане на публикацию поставлена не будет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Рейтинг@Mail.ru