Рейтинг@Mail.ru
Долинго- критик, Аэлита

Речкин А. – Фриц Лейбер – 16

В 1960-е годы Лейбер будет подражать Лавкрафту, рассказы которого становятся крайне популярными в это время. Произведения Лейбера – «Мертвец», «Крупинка тёмного царства» и «Глубинный ужас» вошли в мировую классику литературы ужаса. В творчестве Лейбера отразились как его увлечения — кошки, шахматы и театр, — так и убеждения, в частности, отвращение писателя к сексуальному угнетению и лицемерию. Тексты Лейбера всегда энергичны, и хотя его литературный стиль иногда кажется вычурным, но точность, с которой писатель выбирает слова, спасает его пышный, цветистый язык от аляповатости — по крайней мере, в фэнтезийных произведениях.

В 1969 году жена Фрица, Джонквил, неожиданно скончалось, её смерть усугубила давний алкоголизм Лейбера, проявления которого преследовали писателя в течение всей его жизни, особенно, когда Лейбер сталкивался с проблемами в Голливуде. Переработав душевные переживания, Фриц написал новый роман – «Our Lady of Darkness», о Франце Вестерне, писателе литературы ужаса, который должен разобраться со смертью жены и вылечиться от алкоголизма, роман носит яркие автобиографические черты. В 1970-е годы Лейбер продолжал испытывать проблемы с деньгами, которые начались ещё после переезда в Калифорнию. Несмотря на коммерческую успешность, Лейбер часто продавал права на экранизацию своих произведений за сущие копейки и не получал гонорары с показов фильмов, а также все поступающие средства пускал на развлечения и ничего не откладывал в отличие от многих других писателей-фантастов, таких, например, как Роберт Хайнлайн, после смерти которого на скопленные им деньги была открыта библиотека в городе Батлер и организована премия за достижения в области космоса для частных предпринимателей.

В последние годы жизни финансовое положение Лейбера немного улучшилось, т.к. он начал получать гонорары от TSR.Inc. (создателей популярной настольной игры «Драконы и подземелья», которые использовали произведения серий Фафхрд и Серый Мышелов). При жизни Лейбер был признан научно-фантастическим сообществом и стал лауреатом 6-ти премий «Хьюго» и 4-х — «Небьюла». В 1980 году удостоился самой высшей награды американских писателей-фантастов – признан «Грандмастером». Однако, несмотря на множество наград, Лейбер так и не стал значительным автором научной фантастики в той мере, в какой он завоевал фэнтези.

В 1992 году, в последний год своей жизни, Лейбер во второй раз женился, его супругой стала Марго Скиннер, журналист и поэтесса, с которой Фриц дружил более 20 лет. Затем писатель предпринял серию поездок на поезде по стране, во время которых Фриц часто терял сознание, и в конечном итоге нервное напряжение и переутомление привели его к смерти 5 сентября 1992 года, во время возвращения домой с научно-фантастического конвента в городе Лондон (Канада).

В 2001 году Фриц Лейбер посмертно был внесён в список «Зала славы научной фантастики и фэнтези» за огромный вклад в развитие жанра.


Комментарии:
  1. Картинка профиля Борис Долинго

    язык автора вполне хорош, но вот один факт, приводимый в статье, меня смутил

    Перед нами статья о жизни и творчестве известного американского писателя Фрица Лейбера. Статья небольшая, но содержит массу любопытных фактов, которые, безусловно, очень интересны всем настоящим любителям фантастики. И, несмотря на то, что при весьма ограниченном размере раздела фантастики в «Уральском следопыте», я всегда отдают предпочтение чисто художественным произведениям, но материалы о жизни и творчестве писателей, формировавших мировое здание фантастики всегда находятся так же в приоритете.

    Конечно, при условии, что статья написана хорошим языком, а приводимые в ней факты точны. Естественно, я не являюсь знатоком и экспертом по биографиям всех писателей-фантастов, но хороший                         литературный язык вижу. Факты же, которых я не знаю, при возникновении сомнений стараюсь проверять. В данном случае язык автора вполне хорош, но вот один факт, приводимый в статье, меня смутил – и не на уровне точного знания, а исключительно чисто на уровне «логики».

    Автор пишет: «…Самый скрупулёзный биограф Г.Ф. Лавкрафта – С.Т. Джоши упоминает забавный эпизод, относящийся, видимо, к 1911 году. Увлекавшийся драматическим искусством, Лавкрафт видел, как труппа Роберта Мантелла исполняет «Короля Джона» и юного Фрица Лейбера в роли Фольконбриджа…» – Проблема в подчёркнутых участках текста в смысле обоснованности указанной информации. Либо автор где-то ошибся, либо тут требуется дополнительное пояснение.

    Дело вот в чём: Фриц Лейбер родился в 1910 году – и, естественно, это указано в тексте статьи. Возникает вопрос: как в возрасте 1 год Фриц Лейбер мог выступать в какой-либо роли в спектакле? Я поискал в сети данные об указанной пьесе Шекспира, но из того, что смог найти, не получилось выяснить, какой же возраст у указанного персонажа? Тем более, в пьесе упоминаются два брата Фольконбриджа (Филипп и Роберт). Возможно, указанный Фольконбридж пребывал в младенческом возрасте, и тогда малютку Фрица Лейбнера вполне могли выносить на сцену в нужных сценах. Но тогда это надо пояснить в тексте статьи. Иначе – выглядит очень странно, мягко говоря.

    В общем, советую автору уточнить указанный недостаток, а пока статья принята условно, но до момента уточнения в плане на публикацию поставлена не будет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Рейтинг@Mail.ru