Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

СЛАДКИЕ СЛОВА – ГОРЬКАЯ ПРАВДА

«Liberte, Egalite, Fratermite»
(лозунг Великой французской
революции, 1789 год)

Пролог
Свобода, Равенство, Братство! Как красиво и заманчиво звучат эти слова, как бередят они душу истерзанного бедностью и неурядицами «простого человека», как хочется воплощения этого лозунга в жизнь! Но реально ли это?
История знает достаточно много примеров массовых социальных волнений – это и восстание Спартака (Римская империя, Iв. до н.э.), и Жакерия (Франция, XIIIв н.э.), и восстание Пугачёва (Россия, XVIIIв н.э.), и восстание Железняка-Гонты (Украина, XVIIIв н.э.)… Но эти стихийные и кровавые бунты не имели никакой идеологии, кроме «грабь награбленное». Организованные и подготовленные восстания, имеющие идеологическую базу – это революции. А таких революций современная история знает только две – Великая французская (1789) и Великая октябрьская (1917). Но история знает и то, чем закончились эти социальные революции – истреблением инакомыслящих под лозунгом борьбы с «контрреволюцией», геноцидом и, наконец, крахом. Но почему? Ведь людей призывают к социальному равенству и всеобщему благоденствию? Да потому, что «революцию задумывают мечтатели, осуществляют фанатики, а плодами её пользуются негодяи» (Стендаль, XIXв, Франция).
Прошло уже более двух столетий с момента провозглашения замечательного лозунга «свобода, равенство, братство». Нынешние т.н. «западные демократии» лихо водрузили его на свои знамёна и усиленно пытаются навязывать всему остальному миру своё понимание и «свободы», и «равенства», и «братства». Вопрос: а правильно ли мы, люди, воспринимаем и реализуем эти такие простые и притягательные понятия?

Раздел 1. «Свобода»

Начнём с терминологии. Как формулирует понятие Liberteпервоисточник – «Декларация прав и обязанностей человека и гражданина» – «Свобода состоит в возможности делать то, что не наносит вреда другому». Прямо скажем: достаточно расплывчатая формулировка! Нанесение или не нанесение вреда другому всегда и везде рассматривалось через призму политической (или иной) целесообразности.
Например, расстрел «врагов революции» по сфабрикованному обвинению – это вред? Государству – польза, а семье невинно убиенного? Или другое: горланящая и сквернословящая компания на улице – это что? Свобода? А как быть окружающим? Таких примеров не счесть! Это и т.н. «свобода слова», когда через нечистоплотных журналистов безнаказанно очерняются люди или события. Это и т.н. «духовная свобода», когда общество шарахается от полного бескультурья и бездуховности до засилья «магов» и религиозного клерикализма.
Но самое страшное в искаженном восприятии понятия «свобода» – это вседозволенность или т.н. «двойные стандарты» по принципу «МНЕ можно всё, а ИМ – только в рамках закона». Сколько раз мы, рядовые граждане, сталкивались с произволом власть придержащих? А как часто в последнее время мы наблюдаем беспардонное вмешательство «мировых лидеров» во внутренние дела более слабых соседей под видом развития «прав и свобод» (в их, естественно, понимании!)?
Ну, а мы, рядовые граждане, как зачастую определяем для себя понятие «свобода»? Пить пиво или целоваться в общественных местах, при этом огрызаясь на справедливые замечания окружающих? Плевать шкурки от семечек или бросать окурки себе под ноги, хотя рядом стоит урна для мусора? Выходить на «митинги протеста», крушить всё вокруг себя, орать лозунги и драться с милицией, не обращая внимания на прохожих или жильцов окрестных домов? И здесь, оказывается, даёт себя знать «политика двойных стандартов»!
Так где же всё-таки кончается «свобода» и начинается охлократия (с греческого «власть толпы») или авторитаризм? Ответ даёт другая, более, как мне кажется, чёткая и ёмкая трактовка: «свобода – это осознанные действия человека, основанные на этике окружающего его общества».

Так вот в чём дело! Вот он, камень преткновения – ЭТИКА! Как-то все забыли об этом «устаревшем» понятии, упиваясь разнообразными «свободами»! Начисто забыто слово НЕЛЬЗЯ, никто и не вспоминает о НЕОТВРАТИМОСТИ НАКАЗАНИЯ… Всем всё МОЖНО – это и есть «свобода» в современном понимании! Как же так, спрашивается? Как в современном обществе, таком показушно толерантном и показушно религиозном, возможно такое? Ведь и школа, и Церковь учат этике, общественной и духовной? Но вся беда в том, что наука никак не согласуется с действительностью, с реалиями жизни! Выйдя из школы или церкви (мечети, синагоги, пагоды…) большая часть людей оставляет за порогом все увещевания учителей и священников, окунаясь в реальный мир, мир разврата, коррупции и обмана. В мир бездуховности и презрения к ближнему.
И что же предлагает «реальный мир» нам, гражданам? Навязчивую и агрессивную рекламу «гламурной жизни», пропитанную кровью и ужасом кинопродукцию, моду на содомию, повальную наркоманию или пьянство… А кто больше других подвержен этому тлетворному воздействию? Да, конечно же, дети и подростки с их неустойчивой психикой и естественным для их возраста духом противоречия. Ну как внушить молодому человеку из семьи со средним достатком представления об общечеловеческой этике, если он видит с экранов ТВ и с обложек глянцевых журналов нечто совсем противоположное – времяпрепровождение свои сверстников-«мажоров»? Ну как уговорить (Боже упаси, заставить – это нарушение прав человека в части «свободы выбора»!) молодого человека учиться или работать, если вокруг столько соблазнов? Соблазнов, разрушающих психику, подменяющих этические нормы… Ну кто из представителей т.н. «поколения next» сможет сформулировать такие нетленные казалось бы понятия как ЛЮБОВЬ, САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ, ПАТРИОТИЗМ ? Благодаря «свободе (вседозволенности)» ЛЮБОВЬ свелась к удовлетворению физиологических и материальных потребностей, САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ – к отступным в конверте с деньгами, ПАТРИОТИЗМ почему-то стал синонимом столь осуждаемого всеми «махрового национализма»!
Увы, «златой телец» правит в нашем мире. Жить сегодняшним днём, не задумываясь о будущем, вот его девиз! И всё меньше и меньше людей на планете Земля понимает, что подобная тенденция – это путь в никуда, путь, ведущий к деградации Общества и, наконец, к концу Цивилизации.
Можно ли побороть эти отвратительные явления? Пусть это прозвучит идеалистически, можно, но при условии, что Человечество найдёт в себе силы воплотить в жизнь две других составляющих великого лозунга, вынесенного в эпиграф…

Раздел 2. «Равенство, Братство»

Как и в предыдущем Разделе, начнём с терминологии. Согласно всё той же «Декларации прав и обязанностей человека и гражданина”“Равенство ( Egalite ) [состоит в том, что] все граждане равны перед Законом и имеют равный доступ ко всем постам, публичным должностям и занятиям сообразно их способностям и без каких-либо различий, кроме тех, которые обусловлены их добродетелями и способностями”. Интересно, что понятие “Братство” в Декларации не расшифровано – видимо как само собой разумеющееся. Тем не менее определение «Братство» ( Fratermite ) так же стоит сформулировать — это есть «… тесное объединение группы людей или братское родство по разным степеням и значениям» (Философский словарь).
А что же в реальности есть «Равенство»? Равенство перед Законом? Смешно! Покажите мне хоть одну страну в мире, где эта норма действительно действует! Ни в США, «колыбели демократии», ни в Германии, ни в Японии, ни в Кот-ди-Вуаре, нигде! Везде (!) «равенство» определяется толщиной кошелька и «полезными связями»! Равный доступ к постам и должностям? Много ли в Правительствах или Парламентах любой из стран мира выходцев из «низов»? Много ли студентов в престижных ВУЗах знают о недоедании, тотальной экономии и т.п.? Да будь ты хоть святым, хоть семи пядей во лбу, никуда ты не попадёшь без … (см.выше)! Вот это и есть реальность.
С «Братством», конечно попроще. В русском языке есть прекрасный синоним такому благородному понятию – кумовство. Американцы это называют «команда», итальянцы – «мафия», азиаты – «клановость». Но как не назови, всё равно ничего общего с «Братством», провозглашенном Декларацией прав человека, это не имеет.
К сожалению, как и в ситуации со «Свободой», понятия «Равенство» и «Братство» полностью подменены и профанированы непобеждённой и непобедимой (?!) аристократией.

Раздел 3. «Демократия»

Демократия – политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или его существенные стадии (Философский словарь).
Наверное это имели в виду зачинщики Великой французской революции Демулен и Сайес, депутаты парламента времён монархии. Наверняка это имели в виду Дантон и Робеспьер, Сен-Жюст и Марат, осуществившие переворот и возглавившие на первых порах республику. Идеалисты! Если бы они знали, что их труды напрасны и уже через сто пятьдесят лет на планете вновь воцарится Мамона! Да так, как и не снилось «кровавым» монархам XVIII– XIX– XXвеков. Французская, Британская и Германская империи, водрузив на знамёна демократические лозунги в XIX веке вовсю делили мир. Советская Россия, Третий рейх и США продолжили передел мира уже в ХХ веке под теми же лозунгами. И сопровождалось это насаждение «демократии» реками крови, гибелью и обнищанием тысяч и тысяч ни в чём не повинных людей! А в наш нынешний, супердемократичный XXIвек тем более находятся силы, пытающиеся практически безнаказанно насаждать всему миру своё понимание жизни.
Но ведь люди во все века, начиная с античной Эллады, стремились к равенству. Такова уж их природа. Так почему же любые самые благородные начинания идеологов настоящей демократии идут прахом? Виною всему, по-видимому, именно природа человека. Каждый хочет равенства в благополучии, но никто не хочет строить своё благополучие своими руками. Спросите любого встречного: доволен ли он своей нынешней жизнью? И услышите в большинстве случаев: нет! Виноваты депутаты, министры, Президент. Виноваты работодатели, налоговики, коммунальщики. Виноваты все, кроме самого Человека! Где-то он, Человек, конечно прав – многое зависти от окружающих. Но ещё больше зависит от самого Человека! Ещё Томас Джефферсон (один из «отцов-основателей» США) писал: «Существование фундаментальных прав и достойное поведение Правительства зависит от внутренних убеждений, а не от Конституции». И эту формулировку можно приложить к любому из нас – начиная от мойщика трупов до главы государства.
Именно это и проповедовали идеологи демократии: чистоты помыслов, величия вну-тренних убеждений и огромной ответственности перед окружающими! И только при условии соблюдения вышеперечисленных условий каждым из нас можно говорить о Демократии, а не о «дерьмократии». Только тогда заработают великие принципы, провозглашенные Великой французской революцией «Liberte, Egalite, Fratermite» для каждого из нас, а не для кучки новоявленных аристократов и нуворишей!

Эпилог

А есть ли альтернатива у «западной демократии»? Кто или что сможет воздействовать на менталитет людей так, что они сами собой перестанут обманывать, воровать, предавать? Увещевания религиозных деятелей всех конфессий, как мы видим, не срабатывают. В призывы общественных деятелей уже никто не верит. Загонять «…железной рукой человечество в счастье…» (А.Платонов, 1922г.) пробовали, но безуспешно. Остаётся «азиатский» путь – рубить руки и головы? Но долго ли будет сам Судья абсолютно честным и непредвзятым? История показывает, что недолго!
Так что это — путь в никуда или всё же «…демократия – худшая из форм правления до тех пор, пока её не сравнить с остальными» (У.Черчилль)

Поделиться 

Публикации на тему

Перейти к верхней панели