Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

О чем рассказали вещи

В этом году летом мы раскапывали археологические памятники, в том числе могильник, находящийся у истока реки Аять, в Свердловской области. Относится он примерно к IV веку нашей эры.
При раскопках на Аяти в толще земли (и очень неглубоко, на 20—25 см от поверхности) мы нашли скелеты людей, погребенных в колодах — долбленых гробах. Эти погребения мы назвали верхними, так как, начав копать глубже, обнаружили другие погребения — нижние.
Мы установили, что верхние погребения не были в гробах — умершего человека клали прямо на землю. Люди лежали на спине, головой на запад. Можно предположить, что люди, хоронившие своих близких, считали, что умершие уходят в страну заходящего солнца. Для «дальней дороги» их хоронили одетыми; ткани не сохранились, но остались украшения: застежки, пряжки.
Головные уборы женщин покрывались серебряными бляшками, напоминающими цветок с четырьмя лепестками. С покойниками лежало вооружение: железные большие ножи-кинжалы, железные стрелы, копья, железные топоры. Считалось, что ими умершие во время дальнего пути добудут пропитание и при необходимости защитятся от нападения людей или зверей. В гроб клались и железные кресала, которыми ударом о камень можно было высечь огонь.
Среди скелетов погребенных людей мы встретили погребения подростков. У одной девушки на шее, на нитке бисера найден мешочек из кожи, а в нем два медных перстня. На печатках перстней — рисунки. Не жених ли положил туда эти два перстня?
По материалам раскопок верхних погребений удалось установить, что люди уже в то время широко использовали железные руды Урала, из них они изготовляли оружие. Умели они дубить кожи домашних животных, из кости делать разные хозяйственные предметы и рукоятки к кинжалам. Эти люди вели, вероятно, оседлый образ жизни, занимались скотоводством и земледелием.
Раскопки нижних погребений рассказали нам, что похороненные люди были искусными металлургами. Они не только хорошо владели техникой плавки меди и железа, но знали сплавы меди с серебром и золотом, умели делать листовую медь и бронзу и изделиями из цветных металлов украшали себя и предметы своего вооружения.
У умершего, справа от него, у головы, всегда ставились от одного до трех глиняных сосудов с пищей. Горшочки — небольшие, невысокие, с ребром посередине. По верху сосудов — орнамент. На ушах умерших были проволочные серьги из меди, порой — с подвесками, на шее — разноцветные бусы, на руках — браслеты из сплавов. Каждое погребение имело поясной набор, ремень зачастую с бляшками на коже, пряжку из серебра, на которую ремень застегивался, накладку, куда ремень продевался, и наконечник на ремень. На пояс продевалась пряжка в форме узорчатого колесика. К пряжке на четырех трубочках-пронизках из металла прикреплялся кожаный ремешок и кинжал из железа с костяной рукоятью. Кинжал был в деревянных ножнах, обложенных листовой медью или бронзой. К поясу прикреплялось и круглое зеркало. Зеркало делалось из серебра или золота или из сплавов этих металлов На ногах, у колен, были пряжки, которыми стягивали мягкие голенища обуви. В одном из погребений найдена бляшка из бронзы, изображающая собаку.
По украшениям, остаткам от одежды, найденным костям лошадей мы установили, что люди были кочевниками, имели большие стада, передвигались на лошадях. Вероятно, на лошадях привозили они и умерших.



Перейти к верхней панели