Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Оборотная сторона профессии пожарника
— A-а! Вот уж верно говорится: гора с горой не сходится, а человек с человеком всегда встретится. — С этими словами мужчина в соломенной шляпе преградил нам дорогу. — Не узнаете старика?
Из-под шляпы блеснули глаза, врезавшиеся нам когда-то в память своей особенной лукавой искоркой.
— Антон Захарович?!
— Он самый. Тот, которого вы прославили. Знакомые надо мной подтрунивают: «Попались тебе, Захарыч, попутчики! Полный протокол дорожной беседы опубликовали. Вошел ты в историю не как-нибудь, а через журнал…» Да что мы стоим-то? В гости ко мне пожалуйста!..
Небольшая комната Антона Захаровича убрана по-холостяцки. На спинке стула — парадный мундир хозяина  с двумя орденами и медалями. О д н а— за участие в партизанской борьбе в Отечественную войну.
— Вы разве и в партизанах были?
— Был,— улыбается старик.
— Интересно!.. Ну, а какова ваша военная специальность: разведчик, артиллерист, сапер?..
— Пожарник! — с достоинством отвечает Антон Захарович.
И снова мы слушали его рассказы.

Все дело в печке
— Наш партизанский отряд специального назначения был небольшим, — начал Антон Захарович.— Но подобрались все люди бывалые. Не только дымом прокопчены, но и огнем прихвачены. А главное — много знали и умели.
Переходили мы из одного села в другое и жили, можно сказать, не по-партизански, а на глазах у всех: и у оккупантов, и у их прихлебателей. Профессия у каждого была самая мирная, оружия никакого с собой не носили. А врага разили, да еще как!
Помню историю с одним предателем. Долго мы думали-гадали, как бы к нему подобраться поближе, да все не было предлога. Наконец, нам подсказали: в доме этого предателя надо переложить печь, старая его не устраивала, и он искал печников.
Ну, явились мы к нему при полном инструменте. И сразу за дело. Печь сделали на диво. Прежде чем сдать хозяину, протопили ее сухими сучьями. Горит, греет, не дымит, придраться не к чему. Хозяин был доволен.
Мы тоже были довольны. Через неколько дней, вечерком, дом предателя вместе с хозяином взлетел на воздух.
А как сделали? Весь секрет в самой печке. Ее мы сложили по всем правилам, но с небольшим исключением. В дымоходе оставили незаметную щель, выходившую в комнату. При нас в печи горели сухие сучья. А сам-то хозяин топит соломой, как на Украине положено.
Если топить соломой или углем, топливо сгорает неполностью, и в дымоходе окись углерода накапливается. Ну, а в трещину тягой засасывается воздух внутрь дымохода. Воздух и несгоревшая окись углерода — это взрывчатая смесь. Солома горит — искр много. Они летят в трубу. От искры взывчатая смесь и взорвалась.

Взрыв голыми руками
В селе, соседнем с тем, где взорвали предателя, была большая дизельная мельница. Оккупанты за нее держались, как слепой за палку: солдатню надо кормить. А нам больно было видеть, как враги русскую муку вывозят. Ясное дело, решили мы мельницу взорвать. Да только взрывчатку туда не пронесешь.
Пристроили на мельницу работать одного нашего партизана — Гришу. Он  должен был испортить провод, с помощью которого заземлены металлические части мельницы. Разорвать его и только.
Гриша задание выполнил и, сославшись на нездоровье, с мельницы уволился. Через несколько дней после его ухода установилась сухая, жаркая погода. Жара «подлила масла в огонь». Мельница взорвалась.
Как? А вот как. Мучная пыль, когда в воздухе ее много, очень опасна. Появись откуда-нибудь искра, особенно электрическая,— и взрыв готов.
И на дизельной мельнице электрические искры образуются на приводных ремнях. Ненатянутый ремень при трении о металлический шкив может дать очень высокое напряжение. При этом ремень заряжается положительным электричеством, а металлический шкив получает отрицательный заряд. Чтобы этот так  называемый статический заряд не давал взрывоопасной электрической искры, его обычно заземляют. Незаметно перерезать провод заземления было делом не таким уж трудным. И Гриша с ним справился.

Дождик-диверсант
Однажды для ремонта кинозала оккупантам понадобилась известь. Склад ее находился, как полагается, на далеком пустыре, который соединялся с городом дорогой. Склад охранялся здорово, там были и горючие материалы: бензин, керосин. Чтобы поехать доставить известь, нам удалось подсунуть одного из наших партизан. С ним немцы отправили на всякий случай и для догляду своего человека.
При въезде на территорию склада охрана тщательно обыскала того и другого: нет ли спичек.
Склад — длинный, низкий односкатный сарай — был покрыт сверху толем. Под крышей навалена негашеная известь, а сразу за стенкой сарая — бочки с маслами, цистерны с бензином.
Прежде чем грузить в короб известь, наш партизан выбросил из него охапку сухой соломы — из-под себя подстилку на повозке. Негашеная известь на складе лежала и в виде комков, и в порошке. Партизан начал грузить порошковую и, бойко орудуя совковой лопатой с длинным череном, нарочно поднял вокруг себя огромное облако известковой пыли. Охранники и соглядатай вынуждены были отвернуться.
Махая лопатой, партизан «нечаянно» задел толевую крышу над головой, да так, что она в нескольких местах прохудилась. Никто этого не заметил, и вскоре повозка с известью выехала восвояси.
А ночью, во время дождя с ветром, склад вспыхнул. Кто его поджег? Дождик. Дождевая вода, просочившись через дыры в крыше сарая, полилась на известь. В результате выделилось тепло, и оно нагрело солому до воспламенения.
П. Коверда, П. Чубенко.

Уральцы за границей
«Мужество воспитывается изо дня в день в упорном сопротивлении трудностям. И девиз нашей молодежи — это мужество, это упорство, это настойчивость, это преодоление всех препятствий».
НИКОЛАЙ ОСТРОВСКИЙ.

В МИРНЫЕ ДНИ
На территории далекой от Урала Германской Демократической Республики, в воинской части, свято берегущей и развивающей традиции фронтовиков-уральцев, наши солдаты и сержанты совершают немало подвигов. О них можно услышать множество рассказов среди немецкого населения.
Под овеянными боевой славой знаменами воинской части, ставшей в памяти уральцев легендарной, служат сейчас настоящие парни. Об этом говорят заметки, взятые из многотиражки танкистов

НА ПОМОЩЬ ДРУГУ
Шли тактические занятия. Солдатам Артемову и Чижову было поручено ночью проложить телефонный кабель по дну довольно широкой реки и установить связь с подразделением, действующим на другом берегу.
Заранее разведали брод. В темноте Артемов с двумя телефонными аппаратами в руках перешел реку. Следом с катушкой за плечами двигался Чижов.
Недалеко от берега Чижов зацепился за что-то ногой и резко покачнулся. Быстрым течением его сбило с ног и отнесло на глубокое место. Тяжелая катушка потянула парня ко дну.
Не раздумывая ни минуты, Артемов бросился на помощь товарищу. Он вплавь добрался до Чижова, помог ему освободиться от катушки и выбраться на берег. Затем разделся, нырнул и вытащил катушку с кабелем.
Телефонную связь они установили в срок.

ПРОВЕРЯЯ СВЯЗЬ…
Комсомолец младший сержант Паньков был вместе с товарищами на занятиях в поле. Проверяя линию связи, он проходил мимо сельскохозяйственного кооператива и над высоким сараем увидел клубы дыма и пламя.
Несколько немецких крестьян безуспешно старались загасить пожар: в сарае были сельскохозяйственные машины, корма для скота. Огонь разрастался. Надо было действовать смело и быстро.
Паньков сбросил сапоги и взобрался по водосточной трубе на крышу. Рискуя сорваться, он быстро начал разбрасывать деревянную обшивку, покрытую сухим камышом, который горел, как порох.
Панькова обжигало, но он сделал самое главное, чтобы сбить пламя Он помог немецким крестьянам спасти кооперативное добро стоимостью в несколько десятков тысяч марок.

ВАШ ПАРОЛЬ?
Во время полевых занятий комсомолец младший сержант Федоров дежурил на радиостанции. Он передал уже не одну закодированную радиограмму и включился на прием.
И тут Федоров услышал, как его вызывала совершенно незнакомая радиостанция. Радист насторожился. Вызов
продолжался. Федоров запросил: «Ваш пароль?». Молчание. Опять вызов. Федоров повторил вопрос. И снова молчание.
Федоров прекратил работу радиостанции и доложил о случившемся командиру, чтобы переменить волну.
И правильно сделал. Этот случай в эфире говорит о том, что враг пытается действовать. Для разведки он старается войти в радиосвязь, подслушать разговоры, узнать пароль, код.



Перейти к верхней панели