Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Среди металлов, используемых в народном хозяйстве, особое место занимает сталь. Ведь сталь — это станки и турбины, электровозы и суда, мосты и рельсы, приборы и инструменты. Можно без преувеличения сказать, что рост силы и могущества нашей Родины связан с ростом выпуска этого замечательного металла.
В 1961 году в стране было произведено 70,7 миллиона тонн стали. К 1980 году, согласно Программе, принятой XXII съездом КПСС, выпуск стали в СССР достигнет колоссальной цифры—250 миллионов тонн Здесь, как и в других областях, мы оставим далеко позади передовую капиталистическую страну — США.
70,7 и 250. Огромный рост! Невольно встает вопрос: за счет чего будут обеспечены такие небывалые темпы развития черной металлургии?
До сих пор, как известно, почти вся сталь выплавлялась в мартеновских печах. Теперь все большее значение приобретает новый, более прогрессивный способ выплавки — конверторный.
«Доказано опытом, — говорил на XXII съезде КПСС Н. С. Хрущев,— что выплавка стали в конверторах с применени-ем кислорода значительно выгоднее, чем мартеновское производство: на каждом миллионе тонн стали экономия составляет примерно шесть миллионов рублей на капитальных вложениях да свыше одного миллиона — на эксплуатации».
Конвертор более дешев и прост по устройству, а вся плавка занимает только 45 минут. Расчеты показывают, что на трех 100-тонных конверторах можно получить стали в год столько же, сколько на четырех мартеновских печах.
Ответственная задача — изготовление основного оборудования конверторов — возложена на Южно-Уральский машиностроительный завод (гор. Орск). В текущем году он поставит два конвертора.
На снимке: инженеры бюро экспериментальных работ Южуралмаша В. И. Овечкин и М. Я. Бровман у модели (¹⁄10 натуральной величины) 100-тонного конвертора.

Машина управляет
Электронные вычислительные машины выполняют много различных операций. А одна из таких машин, изготовленная в СССР и установленная впервые на Магнитогорском металлургическом комбинате, управляет производственным процессом прокатки.
В прокатный стан поступали гигантские слитки весом в десять тонн. Проходя между мощными валками стана, они разрезались огромными ножницами на короткие заготовки. Но последний отрезок обычно получался немерным. Он сбрасывался в отходы, а затем переплавлялся.
Электронная вычислительная машина режет заготовку экономно. Она заранее вычисляет, сколько должно быть отрезков требуемой длины, и кроит так, что все заготовки, в том числе и последняя, получаются мерными.

Машина сортирует
Очень много операций нужно проделать, прежде чем получится лист жести для обыкновенных консервных банок.
Такую жесть на Урале производит Магнитогорский металлургический комбинат. Полоса жести, пройдя все стадии обработки, направляется на агрегат резки. Здесь ножницы делят ее на карточки, идущие к контролерам.  Контролеры следят, чтобы карточки с дефектом не попали на  завод. Но ведь бывают дефекты и не видимые простым глазом.
Инженеры центральной заводской лаборатории комбината сконструировали машину, сортирующую карточки на годные и негодные. Она состоит из толщинометра, проверяющего толщину карточки, и дефектоскопа, способного уловить малейшие проколы, не доступные глазу человека.
Сигналы о качестве жести поступают в электронное устройство, которое направляет карточки в нужный карман- качественные в один, негодные — в другой.
Е. КОСТИНА

У истоков Сибирского Баку
В объемистом третьем томе Большой Советской Энциклопедии, выпущенном в свет немногим менее шести лет назад, почти на четырех страницах рассказывается о Тюменской области, приводятся данные о природных богатствах, климате, населении этого сурового, но прекрасного края. Шесть лет — срок небольшой. Но как безнадежно устарели сведения, содержащиеся в Энциклопедии! И в этом не вина, авторов — они проделали большую, добросовестную работу. «Виновато» время, в которое мы живем, время, которое диктует невиданные в истории темпы развития советской экономики. И то, что шесть лет назад казалось бесспорным, сегодня опровергается новейшими данными науки и практики нашего коммунистического строительства.
В Энциклопедии ничего не сказано о наличии запасов нефти в подземных кладовых Тюменской области и лишь вскользь упомянуто о Березовском месторождении газа. Оно и понятно. Шесть лет назад даже многие крупные специалисты называли фантазерами тех, кто говорил о необходимости проведения широких геологоразведочных работ на территории Западно-Сибирской низменности. А сейчас на севере нашей области открыты четыре мощнейших месторождения нефти. Предварительные подсчеты запасов черного золота дают астрономическую цифру. Речь идет не только о промышленном использовании тюменской нефти, а и о создании новой нефтяной базы страны.
Если посмотреть на карту прогнозов нефтеносности Западно-Сибирской низменности, легко увидеть, что более 80 процентов перспективных земель расположено в административных границах Тюменской области. Но не только нефть обнаружена в подземных кладовых Приобья. Не менее важным достижением разведчиков недр является открытие, помимо Березовского, еще тринадцати месторождений природного газа.
А. КОНАКОВ



Перейти к верхней панели