Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

«…Недавно на очередном заседании Омского отдела Всесоюзного Географического общества демонстрировались аэроснимки древних укреплений на Иртыше»
«Молодой сибиряк», Омск.

В летний погожий день высоко над землей появился небольшой самолет. Строго выдерживая направление и высоту полета, он снова и снова заходит на параллельные маршруты. Идет сплошная аэрофотосъемка местности.
Вся территория нашей страны покрыта мозаикой аэрофотоснимков. Исключительная наглядность, подробность и объективность этих материалов позволяет применять их в различных отраслях человеческой деятельности. Как интересно читать снимок за снимком, изучать лицо нашей Родины с высоты птичьего полета!
…Все началось вот с этого снимка (№ 1). Красивую восьмиугольную звездочку нельзя было не заметить на сером изображении степного пейзажа. На других снимках неожиданно встречались рисунки пятиугольной, четырехугольной формы.
— Что это такое? — подумали мы, когда рассматривали в геологической партии аэроснимки, данные нам для составления схем геологических поисков и разведок.— Какие исторические события наложили свои отпечатки на местности?
Историки подсказали нам, что это следы Тоболо-Ишимской укрепленной линии, стеганой «стены», имевшей протяженность около тысячи километров.
В конце X V I I столетия, когда среднее Прииртышье стало усиленно заселяться русскими, вдоль древнего русла реки Камышловки, не имеющего стока и заполненного в понижениях  горько-солеными озерами, новоселами была построена линия обороны от набегов недобрых соседей. Укрепления возводились по всем правилам инженерной техники.
От этих сооружений ныне сохранились лишь незначительные остатки земляных рвов и валов. Они сравнялись с местностью и затерялись среди современных построек. Однако аэроснимок позволил увидеть то, что при наземных наблюдениях могло остаться незамеченным. На снимке четко проявились контуры укреплений.

* * *
Интересно, вооружившись аэроснимками, пройтись по трассе легендарного похода дружины Ермака.
Историков Сибири всегда интересовала самая мощная в Сибири по своему времени крепость Искер — один из главных исторических памятников борьбы Ермака с Сибирским ханством. Здесь жил Ермак в течение четырех лет, здесь над высоким берегом Иртыша раздавался его голос, здесь он выслушал милостивую грамоту царя Ивана Грозного. На Искере было много построек, могил, земляных укреплений.
Немногих историков судьба привела взглянуть на остатки этого города. Герард Миллар в 1730-х годах и позднее Павел Небольсин застали город уже пришедшим в запустение. Они отмечали разрушительное действие Иртыша, подмывавшего правый берег; крутой склон продолжал осыпаться, город постепенно обрушался в реку.
Используя аэроснимок (№ 2), мы можем сейчас осмотреть это историческое место с высоты «птичьего полета». Города уже нет, сохранилась только часть площадки размером 30X30 метров со следами остатков северных защитных валов. Обрыв к Иртышу и склон к реке Сибирьке сомкнулись, образовав острый гребень. Высоты уменьшились, склоны стали более пологими и задерновались. Пройдет, может быть, несколько лет, и последние следы города Искер а будут уничтожены, но аэроснимок навечно сохранит его последние черты и останется надежным свидетелем далеких событий.

* * *
Зиму 1581—1582 года Ермак и «презренный царь Сибири» Кучум провели в близком соседстве. Ермак занимал город Искер, а Кучум укрепился у современной деревни Ярковой на низменном пойменном мысу вдали от разрушительного Иртыша. Кучумовское укрепление исключительно хорошо сохранилось, и снимок с воздуха подробно отобразил еще один ориентир в истории Сибири (№ 3).
Тройные рвы ограждали жилье Кучума со стороны мыса и со стороны деревни Ярковой.

* * *
Когда академик Миллер путешествовал по Сибири, он записал легенду о большом бугре «Царево городище». Миллер писал, что бугор «без сомнения, не является естественным, а насыпан руками людей. Такую большую работу мог провести только могущественный царь или хан, имевший, должно быть, на этом бугре свое жилище. Татары же рассказывают, что бугор этот насыпан девушками, которые носили сюда землю в своих подолах. Они называют его поэтому Кысым-Тура, то есть «Девичьим городом».
Никто позднее к истории Царева городища не возвращался, а с годами даже явное начинает казаться легендой. Было ли в действительности Царево городище? Трудно сдержать волнение, когда через 230 лет после Миллера видишь то, что было утеряно, забыто и приравнено к небылице. Поиски Царева городища с воздуха оказались успешными. На одном из снимков мы увидели его (№ 4).
Обращает на себя внимание однообразие укреплений Царева и Кучумова городищ. В обоих случаях дуги укреплений вогнутой частью обращены к мысу, в обоих случаях площадки (на которых, очевидно, были жилища) ограничивались укрепленными линиями только с двух сторон.
Мы склонны думать, что потерянное и забытое Царево городище осталось не разграбленным искателями кладов, и на него еще не ступала нога археолога. Находка Царева городища заставляет с большим уважением относиться к сказаниям и легендам сибирской истории.

* * *
Высотная фотография позволяет иногда заглянуть за завесу событий тысячелетней давности.
Следы жизнедеятельности народов, живших в глубокой древности, «а просторах Сибири встречаются доныне. Сибирские стоянки, городища, огражденные искусственными насыпями, земляными рвами и валами, занимали сравнительно небольшие участки земли, жилые сооружения возводились из необожженного кирпича. Эти суглинистые сооружения быстро превращались в развалины, покрывались слоем наносов, сглаживались под общий однообразный покров. Поэтому наземные наблюдения часто не дают положительных результатов и исследователь проходит мимо похороненных остатков седой старины.
Здесь-то на помощь и приходит аэроснимок. Глаз фотообъектива видит лучше человеческого глава. Аэроснимок позволяет выявить детали, объединить причудливые очертания в общий контур, восстановить картину былого.
Дело в том, что остатки сооружений образуют порой невидимые глазу формы микрорельефа,  в которых может скопляться влага. А это вызывает различные оттенки растительности: там, где мало влаги, трава светлее, на увлажненных участках она приобретает темную окраску. Травяной покров как бы рисует контуры засыпанных стен и башен.
Так, на берегу Иртыша, выше селения Ачаир, Омской области, хорошо опознается на аэроснимке городище — свидетель жизни и деятельности народа, обитавшего на Иртыше полторы — четыре тысячи лет тому назад (№ 5). С двух сторон городище было защищено естественными обрывами, с других сторон его защищали искусственные рвы и земляные валы. В этом прямоугольнике размещались постройки, их следы хорошо демаскирует на аэроснимке растительность. На северной стороне хорошо просматривается въезд в городище. Если внимательно всмотреться в снимок, можно заметить следы дороги, выходившей из городища в северо-восточном направлении.
Конечно, никакими наземными наблюдениями эту дорогу обнаружить нельзя, ее создают на снимке косвенные признаки, не заметные для глаз наблюдателя.

* * *
…На берегу дремлющей в своих изгибах реки Вагай, недалеко от ее впадения в Иртыш, стоят наши палатки геологической партии. Кругом несложное полевое оборудование и вьючные ящики, наполненные многими тысячами листов аэроснимков. Может быть, где-то в них разгадка последних драматических событий сибирской истории? Ведь где-то в этом районе, согласно Есиповской летописи: «пришедши же нощи, казаки ж утрудишася от многого скорого пути и доидоша вниз реки Вагая, завомо до Перекопи, через луку в Вагай же реку» разбили свой лагерь, а Кучум «Стояще в прикрыте за речкою в трех верстах и меньши, в темном диком суземе, при речке крутой и топкой» под поцровом осенней ночи готовил тайное нападение. Где-то здесь был последний палаточный лагерь дружины, здесь время отсчитало последние минуты жизни Ермака.
Тоболяк Семен Ульянович Ремезов, автор «Чертежной книги Сибири», поведал миру о погребении Ермака на «Баишевском кладбище под кудрявою сосною». Может быть, аэроснимки помогут найти священное кладбище, на котором с большими почестями был похоронен Ермак?
Вспоминается также повествование летописи об ауле Ташаткон, где Ермаку показывали якобы упавший с неба камень багрового цвета, величиной с санный воз. Не оставил ли следы на местности когда-то упавший метеорит?
Огромный океан неведомого, возможно, скрывается за отдельными пятна.ми фотоизображений.



Перейти к верхней панели