Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Замысел этой статьи возник в лесу на Северном Урале. Каждый год зимой и летом проходили через наш заповедник десятки туристских групп — от мастеров спорта до ребят-пятиклассников.
Сейчас заповедника нет. Но туристские маршруты остались прежними: из старинного села Всеволодо-Благодатское через Денежкин Камень на Сольву и Конжаковский Камень, на Кутим и Кваркуш, из Ивделя и Полуночного — на Хоза-Тумп и Вишеру. Все так же стоят на склонах Еловского Урала трехсотлетние пихты и кедры, которые видели, наверное, атамана Кольцо — Ермакова посланца к Ивану Грозному. Все так же крепко пахнут травы на горных лугах, где в плохую погоду легко заблудиться в промозглом тумане.
Опыт многих поколений таежных охотников и путешественников создал специальные приемы и правила, которые облегчают жизнь человека в лесу. Наблюдая за бытом и снаряжением туристов, мы невольно сравнивали их с амуницией и обычаями наших товарищей — охотников из местных жителей — и почти всегда не в пользу первых. А между тем перенять опыт таежников не так уж трудно.

Балаган—почти что Сочи…
Тем, кто попадал в тайгу в непогоду, хорошо знакомо тоскливое чувство неприкаянности, когда не хочется даже шевелиться, а тем более вылезать из палатки и, морщась от едкого дыма, разжигать мокрую бересту. Ни просушить как следует одежду, ни проветрить обувь. Сыреют в рюкзаках сухари и сахар. А дожди все идут и идут…
Именно такая погода захватила нас в походе в июне. В группе было десять восьмиклассников, из них шесть — девочки. После двух ночевок в палатках — в тесноте, духоте и сырости — мы предложили ребятам построить балаган — односкатный шалаш. Именно в таких балаганах, покрытых берестой, еловым и пихтовым корьем или просто лапником, ночуют в тайге охотники, сенокосчики.
Ребята отнеслись к идее скептически. Но перспектива снова провести ночь в сырой палатке и мокрой одежде вдохновляла еще меньше, и все дружно принялись за дело. Выбрали ровную площадку между двумя деревьями. К стволам с той стороны, где решили раскладывать костер, подкатили бревно, которое обычно служит краем постели при ночевке одного человека, а нам должно было послужить упором для ног, чтобы одеяла и лапник не сваливались ночью в огонь. На высоте примерно среднего роста к деревьям привязали перекладину из достаточно толстой, чтобы не прогибались, березы. К ней прислонили под углом несколько жердей, причем обе боковые поставили с «внутренних» сторон стволов. Нижние концы опустили на таком расстоянии от бревна-упора, чтобы на этом пространстве можно было улечься в рост. К наклонным жердям привязали две или три поперечных. Готовый остов балагана покрыли палатками, стараясь растянуть их так, чтобы они закрыли как можно большую площадь. И все-таки остов в головах, у самой земли, и боковины пришлось завешивать плащами. (Поэтому теперь мы всегда берем в тайгу брезент и, если народу мало, то подворачиваем его так, что он служит еще и подстилкой). На пол балагана наложили лапник, стараясь, чтобы в верхний слой попали мягкие ветви пихты, про которые в шутку говорят, что они теплее. И вот наш дом готов.
Пока двое строили балаган, остальные таскали лапник, разжигали костер, варили концентраты. В первый раз устройство бивуака заняло у нас часа два, но после нескольких ночевок мы управлялись за 45 минут, если не считать заготовки дров на ночь. Это самое трудоемкое дело.
Для ночевки в балагане нужно много сухостоя, особенно хороши сухая сосна, кедр и лиственница. Ель и пихту лучше не брать: они очень сильно «стреляют», и от них иногда прогорают брезент и одеяла. В разгоревшийся жаркий костер можно класть и сырую березу.
В первое время ребята разжигали только один костер в центре. Сначала на нем готовили ужин, а потом наваливали длинные стволы, по которым огонь постепенно распространялся в оба конца. Но до лежащих с краю тепло не доходило, поэтому мы стали разводить сразу три костра — в центре и по краям, с «запасом»: чуть подальше в стороны от боковых стенок балагана. А потом накладывали на них во всю длину сухостой.
Как выбрать брезент? Размеры его легко прикинуть самим, из расчета примерно 50 сантиметров длины на каждого участника похода, а ширина — 2,2 метра. Весит он, как правило, меньше, чем обычная туристская палатка. Чтобы подробнее узнать о разных типах костров и охотничьих палаток, посмотрите первый том «Справочника путешественника и краеведа» под редакцией академика С. В. Обручева.
Нельзя забывать, что для устройства балагана на 10—12 человек приходится срубать 8—10 молодых деревьев. Поэтому вблизи городов и больших поселков надо пользоваться палатками, да и в тайге рубить деревья надо с толком, там лишь, где они растут чересчур густо.

Когда груз за спиной
Туристы отличаются друг от друга главным образом размерами рюкзаков. Опытный всегда найдет возможность облегчить свой рюкзак за счет целого ряда вещей — запасной одежды, одеял, которые в летнем походе с ночевками в балагане не обязательны для каждого, палатки (если есть один брезент) и лишнего бинокля…
Если не считать туризмом доставку людьми грузов из пункта А в пункт В по пересеченной местности, то надо стараться уменьшить вес рюкзаков, пусть даже ценой отказа от некоторой «комфортабельности». Тогда вы сможете видеть окружающее глазами человека, а не вьючной лошади: от привала и до привала.
Для переноски груза за спиной в таежной и лесной зоне за несколько столетий выработался своеобразный станок — «вьючное седло». В конце прошлого века им пользовались еще охотники лесного Заволжья. Сейчас он встречается только в тех районах, где сохранилась промысловая охота. На Урале, в Европейской части и в Сибири его называют крошны, или крошни, на Дальнем Востоке — фонага, или понята. Это приспособление выполняет роль жесткого каркаса альпинистского рюкзака, но, на наш взгляд, гораздо легче и удобнее.
Уральские крошни делают из бересты или фанеры. Черемуховую дугу скрепляют поперечинами из того же материала и обтягивают двумя слоями толстой бересты, загибая ее над костром на внешнюю сторону крошней. Выкройка бересты на рисунке дана. Можно к дуге прибить и простую фанерку. Затем к ней привязывается сыромятный ремешок или прочная веревка, с помощью которой в крошни увязывают груз. К нижней перекладине рекомендуется приделать кусок брезента или клеенки — от сырости. Лямки крепятся к центру. Вы подгоняете их по своим плечам и на концах делаете веревочные петли, которые набрасываете на концы дуги.
Полезен для туриста и охотника-любителя лузан. Его шьют из шинельного или просто толстого сукна, плечи, верхнюю часть груди и спины закрывают кожей. Во всю ширину внутри делаются карманы. Снизу лузан подхватывается поясом с напуском. Шьется он без рукавов, поэтому не стесняет движений, в нем не жарко на ходу, и в то же время он прекрасно защищает от дождя и снега и выполняет в походе роль рюкзака.
Сейчас о лузанах на Урале помнят только старики. Но лет 50 назад они были непременной частью снаряжения охотника, а в очень далекие времена ими пользовались в походах даже московитяне.



Перейти к верхней панели