Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Это июльское воскресенье выдалось на славу. Наконец-то небо перестало хмуриться. С самого раннего утра горожане оккупировали перрон вокзала.
Скорей! Скорей! В лес, к озерам и рекам! Рыбалка, ягоды, купанье, волейбол, обед и ужин у костра, — у каждого свои планы- До электрички оставалось двадцать минут. На перроне появились взрослые и ребята с какими-то пачками. Они рассыпались среди пассажиров и стали раздавать им листовки.
Люди брали — одни с веселой шуткой, другие с недоумением, третьи с любопытством. «Люби, изучай и охраняй природу родного края!» — читали они. «Кому, как не нам, ценить богатства Родины!.. Но мало их ценить, надо уметь беречь!.. Мы призываем всех помочь нам в важном деле— охраны природы!».
Внизу стояла подпись: «Правление клуба «Кристалл».
Потом «кристалловцы» — рабочие, инженеры, техники «Уралхиммаша» и их подопечные — школьники — атаковали электричку. Днем их можно было видеть в самых многолюдных местах отдыха свердловчан. Они несли вахту: зеленые патрули клуба зорко охраняли природу вокруг города.
Взрослые и школьники. Эта дружба началась недавно, хотя «Кристалл» существует несколько лет.
Как-то в правление клуба зашел один из членов завкома.
— Заседаем?
— Да вот обсуждаем план похода, — ответили следопыты.
— Это хорошо. А нельзя ли к вам школьников присоединить? Каникулы у них… Слоняются целыми днями по улице. Озорничать начинают.
И тогда «кристалловцы» решили: создадим при клубе детскую следопытскую секцию. Написали обращение к ребятам и к родителям. Перед первым собранием волновались: вдруг никто не придет. Но пришли: и не пять, не десять мальчишек, а добрых два десятка.
Обошлось без агитаций и нравоучений. Следопыты рассказали о себе, о походах, о красоте родного края. И, чтобы не быть голословными, тут же предложили в воскресенье выйти в окрестности Свердловска.
Разделились на несколько групп. Во главе отрядов стали опытные следопыты техник Валерий Балакин, начальник лаборатории Лев Горяйнов, инженер Борис Ромашевский.
Показали школьникам Чертово Городище, Соколиные скалы и скалы Семь братьев, озера Таватуй и Песчаное. Сводили в краеведческий и геологический музеи.
Зимой восемнадцать мальчишек с инженерами Владимиром Миськовым и Владимиром Шмелевым проделали десятидневное лыжное путешествие по горам Урала. А в феврале 1964 года «кристалловцы» взяли пятьдесят школьников на границу Европа — Азия, где проходил XIII всё- уральский слет туристов.
На этом организационный период кончился. Хватит смотреть и показывать! Пора браться и за следопытскую учебу.
Почти все ребята, с которыми подружились члены клуба «Кристалл», учились в подшефной школе № 105. И тогда подумали, почему не организовать здесь следопытский клуб. И теперь почти каждый вечер после работы шефы спешили в школу. Сегодня — занятия по топографии и ориентированию, завтра «на повестке дня» — как лучше составить гербарий или минералогическую коллекцию. Сегодня учились разжигать костер, потом — ставить палатку. Зачеты сдавались в однодневных походах.
Право быть членом школьного клуба, пойти со старшими друзьями в настоящий поход—надо было заслужить: тут учитывались и учеба, и дисциплина. Помогали классные руководители и родители.
А рабочие, инженеры, техники — члены клуба «Кристалл» не жалели времени. Да z и можно разве было его жалеть, если так увлекательно прошел двенадцатидневный поход по Среднему Уралу, в который вели ребят копировщица Рита Бурштин и Валерий Балакин. А капитаны туристского лагеря молодые коммунисты Геннадий Чувилов и Евгений Сидоров совершили со школьниками поход по местам боев железной дивизии Азина. Недавно в школе открылся музей боевой славы.
Нынче летом друзья «разделились». Подшефные по заданию геологов вышли в поход по Свердловской области. Шефы уехали на Тянь-Шань. Встретились осенью. Масса впечатлений. Немало добрых дел! И старшим, и младшим есть чем похвастаться.
Сегодня мы коротко рассказываем об этих походах, а на журнальной вклейке вы можете увидеть те чудесные места, где побывали «кристалловцы». Эти снимки они сделали по нашей просьбе.

За топазами
В задании белоярской поисковой партии было записано: «На старой кар- те Сысертского горного округа от- мечены топазовые копи. Проверить, существуют ли они сейчас, каково их состояние. Отобрать образцы всех разновидностей горных пород и минералов, встречающихся на пути».
Поход начался в конце июня. Жара тропическая. Синоптики утверждали, что такой на Урале уже не было давным-давно. В отряде восемь следопытов и учитель труда Гораций Николаевич Поникаровский. Капитан — Володя Каргапольцев. Главный геолог — Саша Веремейчук.
Готовились долго, но уже первые шаги показали, что у каждого что-нибудь да не так. У одного велики лямки рюкзака, у другого консервные банки в рюкзаке уложены так, что режут спину, третьему трет ногу.
На привале старались съесть как можно больше, чтобы меньше нести.
Геологи торопят. Скорей к цели. Но не тут- то было. Когда шли полем, зоологи стали носиться за жуками, бабочками, пауками. А ботаники устроили дискуссию на тему: «Василек — сорняк или целебное растение?».
Дорога к озерам Карасье и Щучье лежала через болото: не только ноги, нос оказался в грязи. Тут вовсю работали гидрологи — описали берега озер, исследовали воду и «местное население».
У кордона «Плита» встретились с егерем Владимиром Сергеевичем Ворожевым. Он рассказал, откуда появилось название кордона. Следопыты записали легенду.

ЛЕГЕНДА
Давно это было. Добывали здесь старатели золотишко. День за днем, неделя за неделей, месяц за месяцем таскали из шурфа ведерком песок. По десять двенадцать часов выстаивали у бутары в надежде на крупинку золота, от которой вся жизнь зависит.
Редко кому выпадало счастье. Не улыбалось оно и Никону Зырянову.
Наступила поздняя осень. Уже белые мухи полетели. А золота все нет. И почудилось Никону однажды ночью, что кто-то сказал: «Не тал, ищешь, бедный человек. Все золото с этих мест спрятал под плиту злой дух. А лежит эта плита е восьми верстах южнее поселка Сысерть.
Пойдешь на восход солнца от речки Полдневой Сысерти, увидишь три сосны особняком. Тал» и плита. Поднимешь ее — найдешь золота видимо-невидимо».
Быстро собрал Никон пожитки и направился на восход солнца. Долго искал заветное место. Вот и плита, и три сосны рядом на карауле. Прикинул на глазок—небольшая, поднять можно. Отдохнул с дороги, и за работу. Подкопал плиту. «Ну, с богом!» — сказал и… Но не тут-то было. Плита не поддавалась.
Собрал тогда Никон таких же, как он, бедняков, и снова к плите. Кололи ее, кололи, обливали холодной водой. Треснула плита. Оторвали старатели половину, да, наверно, не ту. Под ней золота нет. Раскололи вторую половину — дышит она жарким пламенем. Опрокинули на нее холодную воду. Страшный шум по лесу понесся. И треснула плита. Хотели поднять ее старатели, не хватило сил. Видимо, не хотела злая сила богатство отдавать.
Разошлись старатели. А кордон с тех пор так и зовется — «Плита».
В районе кордона ребята обследовали два квартала леса. То тут, то там встречались старые шурфы. Собрали образцы минералов и горных пород. В некоторых блестели кристаллы кварца.
Больше всех волновался Саша. Он ни минуты не сидел на месте. Все время ходил, что-то собирал, рассматривал даже гальку на привале у избушки пастуха, как будто топазы валяются под ногами. Постоянно всех торопил: «Скорей на гору Соколиную. Там ждет нас открытие!».
И представьте, Саша оказался прав.
Вот что записала в этот день в дневнике Люда Юдина.
«По чуть заметной тропинке движемся в во- сточном направлении. Дорога резко идет в гору. Справа и слева на нас заманчиво глядят ягоды земляники. Сколько ее! Остановиться и пособирать? Нельзя! Время! Время! И все-таки не выдерживаем. Привал 40 минут. Рассыпаемся по поляне и горстями собираем ароматную пурпурную ягоду.
И снова привычная команда: «Приготовиться!» Тропинка все круче и круче уводит нас к вершине горы.
«Стой, отряд!» Слева огромная скала, надо ее исследовать. Через несколько минут раздается победоносный крик Саши: «Открытие!» По всей скале темные полосы — одна, вторая, третья. Да это же слюда! Искали топазы, нашли слюду. Какой толстый слой! Местами жила толщиной 20 сантиметров. Берем пробы.
До позднего вечера были на горе. Осмотрели каждый. квадратный сантиметр. Топазов нет.
Время не терпит. Через день областной слет туристов. Единогласно решаем. Вернемся сюда обязательно. Топазы за нами.
В селе Щелкун ждем автобусы. Темно. Но Саша и здесь не теряет времени. Составляет описание обнажений, пишет заявку в геологоуправление».
Вот какое заключение получили ребята:
«В походе по маршруту Сысерть — Верхняя Сысерть — Березовые увалы следопыты школы № 105 обнаружили очень ценную жилу длиной 15 метров, мощностью 0,20 метра с довольно значительным включением пластин слюды. Заявка принята и будет проверена уральскими геологами».

На небесных горах
Тянь-Шань — Небесные горы. Какой следопыт не мечтает побывать в этой неповторимой по красоте горной стране.
Путешествие «кристалловцев» проходило по Северному и Центральному Тянь-Шаню. Уже минуло полгода, но все еще перед глазами ледник «Богатырь», такой ослепительно бело-голубой, что нельзя ни на секунду снять черные очки.
Вспоминается Иссык-Куль — знаменитое озеро, в которое впадают восемьдесят рек и речек.
Закроешь глаза и как будто заново идешь по полынным сухим степям Заилийского Ала-Тау, по альпийским лугам и хвойному лесу. Карликовая береза и царский скипетр (верблюжник), жимолость и барбарис, желтый суслик и бараны-архары, красно-клювая галка и рогатый альпийский жаворонок, — сколько интересных встреч.
Станция Отар. Отсюда рейсовый автобус вез следопытов до Фрунзе. В дороге познакомились с гвардии старшим лейтенантом Тимофеем Михайловичем Снапковым. Он, боец прославленной Панфиловской дивизии, рассказал уральцам о фронтовых товарищах.
Заранее какой-либо исследовательский задачи следопыты перед собой не ставили. Думали, решим на месте. Вот тут-то и было принято решение— подробней познакомиться с историей Панфиловской дивизии, которая формировалась в Средней Азии. Как известно, ее легендарный генерал Иван Васильевич Панфилов в свое время возглавлял военный комиссариат Киргизской ССР.
Второе решение возникло по дороге в село Ананьево. Встретились с чабаном из совхоза Гол- пан-Ата. Он посоветовал следопытам заглянуть в ущелье Чон-Аксу. Захоронения там какие-то. Местные ребятишки оттуда древние монеты приносят.
После остановки на берегу Иссык-Куля руководитель похода инженер Павел Александрович Иванов отправил одну группу в Ананьево, вторую — в ущелье Чон-Аксу.
Это село когда-то называлось Сазановка. Сейчас оно носит имя Николая Яковлевича Ананьева, одного из 22 панфиловцев, погибших при защите Москвы. Но оказалось, что в селе нет уголка памяти героя. «Кристалловцы» навестили сестру Николая Яковлевича, взяли у нее письма с фронта, фотографии, перебрали в библиотеке все книги, журналы и вырезки из газет времен Великой Отечественной войны. Потом уральцы и сельчане собрались в правлении колхоза. Следопыты вывесили только что оформленную фотогазету, посвященную Ананьеву, рассказали о боевом пути Панфиловской дивизии. Колхозники горячо поблагодарили гостей с Урала за инициативу.
А в ущелье Чон-Аксу тем временем вторая группа следопытов изучала курганы. Их оказалось три. Небольшие холмы высотой 10—20 сантиметров, обложенные камнями четырехугольной формы.
Камень еле-еле выступает из земли, покрыт лишайником.
Два захоронения потревожены, третье — нет. Составили схему места, нашли образцы керамических изделий. Круглые монеты, типа медальонов, на них изображен будда с различным расположением рук. Изображение выпуклое. По периметру идет окантовка.
Второй тип — прямоугольник в основании с треугольной вершиной. На лицевой стороне четкий рисунок божества.
И, наконец, цилиндрические фигурки с различным выпуклым орнаментом.
На обратном пути во Фрунзе о находке сообщили в Киргизский исторический музей. Оказалось, что сотрудники его ничего не знали о захоронении. В музее не было таких образцов.
Археолог В. Горячева сообщила:
«Исторический музей Министерства культуры Киргизской ССР получил в дар от следопытов клуба «Кристалл» Свердловска найденные ими во время разведки кургана в ущелье Чон-Аксу оттиски штампов и медальонов будды и миниатюрные изображения верхней части индийской культовой архитектуры (12 фрагментов).
Представленный материал имеет большой интерес для раскрытия культуры и истории племен и народов, обитавших на территории Киргизии в VI—VIII вв. В скором времени археологи проведут раскопки на месте захоронений.
Музей благодарит следопытов Урала».
Е. Константинова

Заочный форум «Уральского следопыта»
Клуб «Кристалл» предлагает
Пятьдесят лет Советской власти — большая, знаменательная дата. Сколько интереснейших материалов могут собрать следопыты к этому славному юбилею. Поэтому мы предлагаем:
создать при областных советах по туризму штабы следопытов. Эти штабы при утверждении многодневных походов должны выдавать отрядам задания следопытского характера;
когда подводятся итоги работы туристских секций и клубов, учитывать, что сделали полезного и интересного туристы по следопытской работе и выдвигать лучшие отряды на Всеуральский слет;
в планах работы клубов, туристских секций, ДСО предприятий (учебных заведений) предусматривать расходы на поездку лучшего отряда на слет следопытов;
ходатайствовать перед Центральным Советом по туризму и ЦК ВЛКСМ о выпуске памятных значков «Юный следопыт», «Следопыт» и жетона «Следопыт СССР». Первыми награждать тех, кто собрал наиболее интересные материалы по теме: «50 лет Советской власти» или сделал значительное открытие в честь этой даты. Жетоны вручать участникам слета и активным организаторам следопытской работы;
туристские клубы вместе с райкомами и горкомами ВЛКСМ должны пропагандировать следопытское движение, устраивать вечера-встречи лучших отрядов, рассказывать о них на страницах газет;
положение об очередном слете следопытов печатать не только на страницах «Уральского следопыта», но и в журнале «Турист СССР», во всех областных комсомольских газетах и в газете «Комсомольская правда».
Совет клуба «КРИСТАЛЛ»



Перейти к верхней панели