Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

История одного пейзажа

В феврале 1935 года известный пермский искусствовед Николай Николаевич Серебренников приобрел по случаю для художественной галереи картину. Она изображала хмурый осенний день где-то в таежных лесах.
Картина сохранилась плохо, была сильно загрязнена. Некогда звучные краски потускнели, холст покрылся трещинами. Полустертая, едва заметная надпись в левом нижнем углу полотна открыла имя автора — Петр Староносов.
Петр Николаевич Староносов был более известен как видный советский гравер, чем живописец. В Перми он не бывал. Каким образом работа художника-москвича оказалась в Перми?
Владелец картины, инженер Николай Иванович Зудов, рассказал интересную историю приобретения этой и других работ Староносова.
Было это на Дальнем Востоке в небольшом городке Ачинске, в декабре 1919 года. Проходя по перрону вокзала, Зудов увидел, что матросы оклеивают вагон какими-то картинами. Недолго думая, Николай Иванович выменял целый рулон картин на где-то найденную фанеру и картон. В рулоне оказалось десять картин с подписью — «Петр Староносов». К рассказанному Зудов добавил: он знает, что в Перми и Свердловске еще есть картины этого художника.
Серебренников сообщил о случайной его находке автору картины. Вскоре пришел ответ художника. Он писал: «…письмо Ваше ошеломило меня. Это такое счастье, которое немыслимо передать в письме. В настоящий момент я переживаю то же, что переживает мать, нашедшая своих детей. Они дороги мне, эти работы — плоды нескольких лет изучения тайги, которая навсегда до глубины души меня связала воспоминаниями о ее удивительно своеобразной красоте. В первый момент, как получил эту весть, я хотел броситься в Пермь и Свердловск, но пока удержал себя…»
Художник просил приобрести для него картины у Зудова. А в других письмах он рассказал о себе, о своих первых шагах в искусстве.
«Родился в Москве в 1893 году. Рисовать начал рано, но получить художественное образование так и не мог. Писал этюды, картины, даже пытался выставлять работы на выставке «независимых художников» и на очередной выставке передвижников. Но больше увлекла работа в сатирических журналах — в «Осе» и «Будильнике», где художественным отделом заведовал Д. С. Моор. А потом — армия, ранения и демобилизация… После всего виденного и пережитого было ясно: работать как прежде нельзя. Нельзя изображать жизнь, которую не видел, людей, которых не знаешь… Я бросил Москву и пошел в природу. Девять лет бродяжил по всему Союзу как художник. Урал явился первой ступенью в моей творческой жизни…»
Летом 1917 года Староносов поселился в небольшой деревеньке Медведевка близ Златоуста. С ранней весны до морозов бродил он по тайге с самодельным этюдником и тощим солдатским мешком, пытливо вглядываясь в своеобразную уральскую природу.
Тогда-то он создал цикл работ о природе Южного Урала. Две из них — «Озеро Чебаркуль» и «Медведевка», написанные в 1918 году, хранятся в Пермской галерее. Сколько поэтически возвышенного в этих пейзажах! Уже нет робости первых опытов, художник уверенно развертывает панораму уральской природы.
Летом 1920 года, захватив многочисленные этюды и картины, Староносов уехал в Красноярск. Снова писал, изучал природу Сибири. И вот как-то раз, возвращаясь домой с этюдов, он не нашел ни дома, ни работ. Все сгорело…
«В жизни редко бывают такие переживания. Я считал этот труд погибшим. И вдруг такая весть… читал и глазам не верил. Работы эти не так ценны с художественной стороны, как дороги мне как этап в моей художественной жизни».
Если даже и согласиться с такой суровой оценкой художником своих ранних работ, то нельзя не признать, что без них, без этого материала, помогавшего ему познавать жизнь, не было бы тогда Староносова, каким мы знаем его теперь — художника большой правды, человека горячей творческой мысли.
Уже в 30-е годы Петр Николаевич Староносов становится одним из ведущих мастеров советской гравюры. Он много ездит по стране, много работает. Из одной лишь Памирской экспедиции 1932 года он привез двести рисунков и акварелей, десять альбомов зарисовок. Это был не только отчет об очередной командировке, но и подвиг художника, первооткрывателя красоты советского Памира.
Но, пожалуй, важнейшей работой художника были гравюры-иллюстрации к книге Платона Керженцева «Жизнь Ленина». Эта серия была выполнена в 1934—1935 годы.
«Приходилось, работая, учиться и рисовать, и политически мыслить… Вся работа в целом стала для меня большой политической школой».
И в результате — первая в советском искусстве серия графических листов, документально точно, с большой художественной силой воссоздающая основные этапы жизни В. И. Ленина.
Добрые отношения с Пермской галереей Староносов поддерживал до последних дней жизни. За год до смерти в 1941 году он прислал в Пермь еще несколько гравюр.



Перейти к верхней панели