Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Академики Соловьиного дола

Кремлевский Дворец съездов. XVI комсомольский съезд. Школьникам далекого оренбургского села Дедуровка горячо аплодируют делегаты и гости съезда. Дедуровская средняя школа и колхоз имени Кирова стали лауреатами премии Ленинского комсомола. Впервые в стране колхоз и школа удостаивались такой награды. Это была победа. К ней шли несколько лет педагогический коллектив и колхозные руководители. Недавно в школе побывала наш внештатный корреспондент Наталья Варгашенцева. Она и записала рассказ Николая Климентьевича Калугина, директора школы.

Соловьиный дол — наш лагерь труда и отдыха… Его в колхозе так и зовут — Академия…
Я смотрю — сейчас уже дети детей первых тех «академиков» азы деревенского труда постигают. Ведь, в сущности, почти все нынешние колхозники — выпускники школы. Я намеренно не называю фамилий… Разговор пойдет о коллективе. Мы готовили ребят к труду коллективному… Но поиск продолжается. Сейчас он идет по двум направлениям: совершенствование общеобразовательной подготовки учащихся и научно обоснованная, соответствующая  не только сегодняшним, но и прогнозируемым потребностям колхоза профессиональная ориентация школьников.
Собственно, проблема состоит не столько в том, чтобы оставить выпускника школы в родном селе. Важно закрепить его и после службы в армии, дать возможность в полной мере раскрыть свои способности. Как этого достичь?
По моему глубокому убеждению, подросток усомнится в верности избранного пути только в том случае, если с первых же шагов встретится с плохой организацией труда. Или — просто с плохим коллективом…
Важно воспитать ученика так, чтобы еще за школьной партой он понял, что сам что-то умеет. Скажем, может управлять трактором, комбайном, доильным аппаратом. Путь здесь один: от живого слова учителя к «живому» звуку работающего агрегата. Это вторая половина дела. Коротко говоря, школа и колхоз работают не рядом, а вместе. Это своего рода стиль дедуровской жизни. Но существовал он не всегда. И возник не сразу. Он складывался на протяжении многих лет…
Первые шаги в педагогику я сделал в апреле 1946 года, когда после демобилизации меня направили директором Дедуровской семилетней школы. Об этом свидетельствует первая и пока последняя запись в трудовой книжке. Мой сельский жизненный опыт, память трудного детства стали хорошими помощниками. Однако уже на первых порах обнаружилось, что единомышленников у меня немного. Большинство недоразумений было, конечно, из-за экономической слабости колхозов (в нашем селе до пятидесятого года их было четыре). Считалось, раз пришел директор школы в правление, значит, что-то будет выпрашивать. А у хозяйств свои прорехи, не знают, какую и латать.
Обижаться-то я обижался, но старался понять, откуда такое отношение к школе. И понял вот что: равнодушие к ней вызвано отчужденностью самой школы от хозяйств. Размышляя об этом, я не мог не заметить того, что учителя очень далеки от проблем сельской жизни.
Каким должен быть первый шаг для сближения школы с колхозом? Вопрос вынесли на обсуждение учителей. Решение было таким: школе активно включиться в жизнь села, стать первым помощником коммунистов в воспитании людей. Решение стало точкой отсчета новых отношений между школой и селом. Учителя пришли к колхозникам в новом качестве — как пропагандисты общества «Знание», как участники художественной самодеятельности. Так школа дала знать о себе. Но были и другие дела, которые колхозники оценили по крупному счету. По почину учителей в 1948 году школа была освещена электричеством. Этим было положено начало электрификации Дедуровки. Важным событием в жизни села стало создание колхозного радиоузла, что произошло опять-таки благодаря школе.
Ответная реакция была более чем благодарной: новое здание школы,  бесплатные завтраки для учащихся, новенький трактор С-80 в канун посевной для озеленения территории школы. Потеплению в наших отношениях в огромной степени мы были обязаны кавалеру трех орденов Ленина, ордена Октябрьской Революции, Герою Социалистического Труда, отличнику народного просвещения Василию Степановичу Шинкареву, более тридцати лет назад возглавившему колхоз имени Кирова.
Итак, контакт был установлен. Но проблема соединения села и школы в одну семью еще не была решена. И подтверждением тому было стремление выпускников уехать в город. Стало быть, проблема требовала разработки вглубь. А именно: необходимо было максимально сблизить деятельность школы с производственной жизнью хозяйства. Работая на полях, фермах, в ремонтных мастерских, школьники получали бы практические навыки, а заодно и опробовали бы свои силы, возможности.
И вот так материализовалась мысль о необходимости приближения учебно-воспитательного процесса к колхозному производству. Первый урок в первом классе — первые шаги по родному селу, экскурсия по Дедуровке, рассказ о том, как изменилась она за годы Советской власти. С первых же уроков начинается приобщение детей к практическому труду. Вначале этот труд заключается в уходе за комнатными цветами и уголком природы, в котором находятся гербарий здешних растений, материал «Живой мир нашей местности», карта Оренбуржья, где выделен Оренбургский район и село Дедуровка, календарь природы. Ребята ведут дневник, в котором записывают наблюдения за растениями. Начинают понимать: знать природу должен каждый человек, а будущий хлебороб— особенно.
Дальше ребята получают задание помочь родителям вырастить овощи и цветы. В сентябре второклассники приносят урожай на школьную выставку.
В третьем классе на уроках труда школьники уже мастерят пособия, игрушки для яслей. Не скупимся и на экскурсии, на животноводческую ферму например.
Материалы экскурсий используем на уроках русского языка, математики. Не новинка, к примеру, составление задач на местном материале. Скажем, зная количество проданного государству зерна и его закупочную цену, школьники могут подсчитать, сколько денег выручило хозяйство. Уже в начале жизненного пути ребенок учится считать колхозную копейку, постигает азы сельской экономики.
Мы не были пионерами в создании ученических бригад, но многое нам пришлось додумывать, нередко экспериментировать.
Первые четыре года нашей бригады были исключительно юннатскими. Во время учебного года ребята изучали методику, технику постановки опыта, изучали агробиологические особенности возделывания культур, над которыми предстояло работать. Летом закладывались опыты. Школьный опытный участок превратился в небольшой научный центр, а нашу бригаду стали называть «Малой Тимирязевкой». Юные натуралисты работали над заданиями Оренбургского сельскохозяйственного института и правления колхоза имени Кирова по сортоиспытанию твердых пшениц и ячменя.
С созданием производственного лагеря бригада стала неузнаваемо меняться, набирать силу. Забот у юных опытников заметно прибавилось. Ученическая бригада стала производственной единицей. Работа на севе, жатве, уход за телятами, выращивание цыплят, возделывание овощных полей — все это стало делом школьной бригады.
В начале шестидесятых годов о делах ученической бригады заговорили не только в районе, но и в области. По решению областного слета наша бригада была награждена трактором «Беларусь», многие ребята получили грамоты правления колхоза имени Кирова и ценные подарки. Это была важная веха общественного признания ребячьих дел.
Потом был Дворец съездов. Вручение золотых медалей лауреатов премии Ленинского комсомола и лауреатских дипломов. Эта веха обозначала то, что школа и колхоз достигли полного взаимопонимания. За школой был закреплен земельный участок площадью 25 гектаров с введением на нем десятипольного севооборота для проведения опытнической работы. Были выделены животноводческие фермы, где школа организовала производственное обучение учащихся, опытническую работу над животными. Распахнулись для нас и двери колхозных мастерских.
Но надо сказать, что, как бы ни была велика отдача школьного поля, оно одно не могло решить всех вопросов
подготовки механизаторов. Ребятам необходимо и трудовое общение с колхозниками. Так в Оренбуржье возникли первые ученические агрегаты, работающие под руководством опытных наставников. На севе, например, учащиеся девятых классов работают в поле шесть часов. Между школьниками и профессиональными механизаторами ведется соревнование. Нередко первое место доставалось учащимся.
Итак, переходя из класса в класс, школьник все выше и выше поднимается и по ступеням профессиональной подготовки.
Нам, конечно, небезынтересно,  какого специалиста мы вырастили. Но не безразлично и то, какими приходят к нам будущие школьники. Почему бы не начинать с детского сада?
Педсовет решает включить в школьную систему группу «подготовишек». Так появился «Зелень1й колосок». Его поручили воспитательнице школы продленного дня Любови Ильиничне Дегтевой — мастерице на все руки. Она оказалась очень подходящим директором «Колоска». И агроном, и сказочник, и режиссер, и исполнитель, и художник. Заниматься с детьми было решено по два часа три раза в неделю. Но первые три занятия провели не с детьми, а с их родителями. Объяснили суть эксперимента, попросили помощи, содействия.
Кстати сказать, мы заметили, что питомцы «Зеленого колоска» более подготовлены, более организованы, чем их сверстники, которые прошли мимо «Колоска». «Зеленый колосок» дорог нам как долго искомое первоначальное звено в системе профессиональной ориентации учащихся. Отсюда — прямой путь в Соловьиный дол, от «Зеленого колоска» — к золотому колосу.
…В минувшем году, готовясь к достойной встрече XXVI съезда КПСС, ученическая бригада Дедуровской средней школы приняла повышенные обязательства. На посевной 12 ученических экипажей засеяли более трех тысяч гектаров ранних зерновых. На жатве-80 пятнадцать старшеклассников работали помощниками комбайнеров, двое учителей  встали за штурвалы комбайнов. Ученическими экипажами скошено 4704 гектара зерновых, намолочено 31466 центнеров зерна. Десять девятиклассниц летом работали операторами машинного доения. Ими надоено 53820 килограммов молока. Шесть девчат работали летом поварами в тракторно-полеводческих бригадах. А для души в Соловьином долу было посажено 1500 тополей. Стало быть, стиль дедуровской жизни приобрел, наконец, завершенный вид. Так мы живем…



Перейти к верхней панели