Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

«Ускоренными темпами осуществлять строительство тепловых электростанций, использующих угли Экибастузского и Канско-Ачинского бассейнов, а также природный и попутный газ месторождений в Западной Сибири. Ввести в действие первую очередь линии электропередачи постоянного тока напряжением 1500 киловольт Экибастуз — Центр и линии электропередачи переменного тока напряжением 1150 киловольт Экибастуз — Урал».
Основные направления экономического и социального развития СССР на 1981—1985 годы и на период до 1990 года».

В ясный безоблачный день из окна самолета видна во всем ее многообразии земная твердь. Картины внизу быстро сменяют одна другую. Вот повернулся щетинистым хребтом и остался вдали батюшка-Урал, разлилась бескрайним зеленым морем с синими островами озер Сибирь-матушка. А самолет, будто не спеша, летит навстречу ослепительному восходящему солнцу.
И уж сама зелень лесов, бывшая морем, постепенно становится островами. А море — теперь оно желтое и опять бескрайнее — это степь. Какая же она большая, разнообразная и красивая!
Мне, уральцу, привыкшему к горам и лесам, степь вначале показалась скучноватой. И только потом, присмотревшись, я почувствовал что-то зовущее в ее раздольях. Наверное, надо пожить здесь, чтобы взяла тебя степь в свой плен безвозвратно, как полонила многих уроженцев самых различных и далеких мест.
И, конечно же, поразили, ошеломили, словно попали мы на другую планету, открывшиеся посреди степи в земных недрах богатства. Уголь, который недаром называют «черным золотом», лежит почти на поверхности сплошным пластом на десятки километров вдоль и поперек.
Замечено, что природа самые драгоценные свои клады прячет в неприметных местах. Горы-рудницы Магнитная, Высокая, Благодать или Качканар ни вышиной, ни статью не отличаются от своих пустопородных соседок. А земные пласты Тюменщины, под которыми хранятся несметные запасы газа, и вовсе не остановят быстрого, поверхностного взгляда.
Здесь, в степи, сокровища открыты в 1876 году народным рудознатцем Косумом Пшембаевым. Потом они перешли в руки павлодарских купцов и промышленников. В награду первооткрыватель получил десять рублевиков, два халата да несколько плиток чая.
И потянулись к сокровищам жадные руки отечественных и зарубежных господ-капмталистов — разных Деровых и Уркартов. Павлодарские «благодетели» пытались продать эти богатства по дорогой цене. Прибыли потекли в карманы чужеземцев. А на долю русских рабочих и казахов остались лишь непомерно тяжелая работа на копях и полуголодная жизнь в землянках.
Но грянул Великий Октябрь, прошагал по просторам России, вышел в степь к Экибастузу… Постановлением Совета Народных Комиссаров от 10 мая 1918 года, подписанным В. И. Лениным, экибастузские копи были национализированы. Началась их новая жизнь.
Нет, не враз распрощались с богатством капиталисты. Свои, русские, цеплялись за них до последней возможности, помогали Колчаку, бросали в тюрьмы и убивали лучших, самых активных представителей народа. А иностранные капиталисты готовили интервенцию; когда же она провалилась, повели переговоры о концессиях.
Нелегкая проблема стояла тогда перед молодым советским правительством и его главой — Владимиром Ильичем Лениным. С одной стороны, для разрушенного хозяйства холодной России дорог был каждый пуд взятого у земли любыми путями угля. Но с другой — концессионеры навязывали такие договоры, что все богатства доставались им, народу же почти ничего. Капитал всегда верен себе.
И в письме И. В. Сталину для членов Политбюро ЦК РКП(б) В. И. Ленин писал:
«Прочитав договор Красина с Уркартом, я высказываюсь против его утверждения. Обещая нам доходы через два или три года, Уркарт с нас берет деньги сейчас…
Предлагаю отвергнуть эту концессию.
Это кабала и грабеж…»
Дальнейшая судьба Экибастуза подтвердила мудрость и поучительность ленинского решения. Экибастуз занял свое место в ленинском плане ГОЭЛРО. Ленинские слова «Главное из всех вопросов — Экибастуз и его значение для Урала», крупными красными буквами написанные на стенде у дороги, и сейчас читает каждый, подъезжая к степному городу. Ныне только на Урал, подтверждая ленинские слова, отправляет Экибастуз более 20 миллионов тонн угля ежегодно.
Зима в том году выдалась на Урале особенно морозней — температура бывала до минус 50. И когда задерживалось поступление экибастузского угля, тревожно становилось уральцам. Об этом я сказал в беседе с генеральным директором объединения «Экибастузуголь» Станиславом Павловичем Куржеем, одним из знаменитых здешних тружеников, энтузиастов и патриотов, энергичным и по-юношески задорным, несмотря на свою седую голову.
— Помилуйте, неповинны мы в этом! — воскликнул Станислав Павлович и добавил: — Впрочем, сейчас сами убедитесь.
Мы ехали к железнодорожной станции, исполосованной множеством путей. С высоты моста видно, как протянулись на них, будто огромные сигары, готовые к отправке составы, груженные углем. Я насчитал их одиннадцать.
— Забирайте все хоть сейчас, мы новые нагрузим,— показал на них Станислав Павлович.— Не успевает железная дорога. Так и зимой было.
И будто наглядное подтверждение слов генерального директора — работа громадного угольного разреза «Богатырь». Действуют на его горизонтах могучие роторные экскаваторы. Каждый из них может добыть и погрузить в вагоны от одной до пяти тысяч тонн угля в час. Высота «пятитысячника» — 57 метров, это целый завод из сложнейших механизмов, степной корабль. Один «Богатырь» способен погрузить 120 составов в день.
А еще есть гигантский разрез «Центральный». Вскрывается новый разрез «Восточный» мощностью 30 миллионов тонн угля в год; первые тонны будут отправлены в 1983 году.
Около 70 миллионов тонн — десятую часть всего добываемого в стране угля — дает Экибастуз, причем самого дешевого в мире топлива. Четвертой всесоюзной угольной кочегаркой назвал его на XXV съезде партии член Политбюро ЦК КПСС, первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Д. А. Кунаев. А может Экибастуз давать еще больше — вдвое и втрое, в течение сотен лет. Вот какие сокровища!
Только надо ли перевозить весь этот уголь! Ведь тут даже самой совершенной железной дороге трудно справиться. Тем более, что потом почти половина сжигаемого в толках электростанций угля превращается в золу. Сколько же вагонов требуется для перевозки этой ненужной пока никому золы!
Возникла великолепная, возможная лишь в наше время, гениальная и простая мысль: сжигать большую часть угля прямо здесь, в степи, в топках мощнейших электростанций, а в Сибирь, на Урал и в центр России передавать электроэнергию. Для этого нужно построить электростанции. И мысль эта перешла в партийные и государственные документы, наметившие создать здесь Экибастузский топливно-энергетический комплекс — ЭТЭК, легла в основу постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании Экибастузского топливно-энергетического комплекса. Она записана в решениях XXVI съезда партии:
«…В Павлодар-Экибастузском территориально-производственном комплексе наращивать добычу угля… продолжить сооружение крупных ГРЭС…»
Намеченные планы захватывают своими масштабами. Каскад электростанций общей мощностью около 20 миллионов киловатт будет равен почти 40 Днепрогзсам. А гигантский электромост Экибастуз — Центр пройдет на тысячи километров, перешагнет десятки рек, степи, сибирские леса и Уральские горы… Линия постоянного тока напряжением 1500 киловольт будет состоять более чем из пяти тысяч мачг-велякансз высотою более тридцати метров. Таких линий мировая практика еще не знала.
Недаром ЭТЭН объявлен всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Все здесь молодо, устремлено в будущее и видится образцом, открывающим завтрашний день.
Своеобразной репетицией великого наступления на степь было сооружение самой мощной в Казахстане и республиках Средней Азии электростанции и молодого города Ермака на берегу Иртыша. Пять лет назад, в 1975 году, был введен восьмой энергоблок мощностью 300 тысяч киловатт, и Ермаковская ГРЭС вышла на проектную мощность — 2400 тысяч киловатт. А в июле 1979 года она уже выработала 100 миллиардов киловатт-часов энергии.
Электростанция, несмотря на свои масштабы, блещет чистотой, опрятностью. Будто находишься в хорошей лаборатории, и работает здесь грамотная и культурная молодежь, начиная с директора и главного инженера; у рабочих в основном среднее образование, много здесь техников, инженеров. Зарплата высокая — в среднем 220 рублей. Да и в самом городе Ермаке живет молодежь: средний возраст жителей города, как сообщил первый секретарь Ермаковского горкома партии Аркадий Степанович Малышкин,— 27 лет. Живут здесь люди тридцати национальностей. И прекрасно находят общий язык.
Вот после этой генеральной репетиции неподалеку от Ермака, в степи, началось сооружение электростанций ЭТЭКа, каждая из которых почти вдвое мощнее Ермаковской. Третий энергоблок первой электростанции комплекса пущен в канун XXVI съезда партии. А потом будут введены еще пять, позднее три таких электростанции… Электрическая река год от года будет набирать силу.
На стройке трудятся почти десять тысяч молодых парней и девушек. Начальнику «Экибастузэнергостроя» Эдуарду Евгеньевичу Филатову 43 года. А строит он уже седьмую электростанцию. Строен, подвижен, тонкое интеллигентное лицо обветрено и улыбчиво. Филатова можно бы принять за комсомольца-добровольца, если бы не спадающая на лоб седая прядь волос.
Нелегко ему приходится, ой нелегко. Не хватает пока жилья. Прислали сюда сборные щитовые дома, которые хорошо зарекомендовали себя на севере. А здесь они не подошли: степной ветер насквозь пронизывает их. Зимой температура в квартирах была 6—7 градусов.
— И тогда мы придумали обкладывать стены кирпичом,— рассказывает первый секретарь Экибастузского горкома партии Геннадий Алексеевич Никифоров.— Теперь никакой ветер не страшен.
Геннадий Алексеевич с гордостью показал молодой, бурно растущий город Экибастуз — с детскими садами и яслями, школами и дворцами. И, наверное, многие из нас позавидовали его жителям. Ведь можно по-разному прожить свои годы. Можно в тепле и удобствах, а потом оглянешься — и нечего вспомнить. А можно вот так, как экибастузцы: у них каждый день — подвиг.
Сами они не говорят об этом и даже, кажется, смущаются, когда говорят другие. Просто каждый день они строят или добывают уголь, преодолевают трудности и делают это привычно, без громких слог. Но каждый прожитый ими день дает их руками прибавку к богатству народному, украшает степную землю.
Да и землю они преображают. Выкачивают соленые степные озера и наполняют их живительной пресной водой. Прорыли канал Иртыш — Караганда, сотворили реку, которая пересекла иссохшую землю, и в бывшей ковыльной степи зазеленели по ее берегам совхозные поля. Зреют щедро поливаемые искусственным дождем сочные овощи и фрукты.
Иртыш — еще одно чудо на Павлодарской земле. Плавали мы по нему на катере, купались в его мягкой, ласковой воде. Нам показалось, что все население Павлодара и других прииртышских городов находится в этот воскресный день на песчаных пляжах, раскинувшихся по берегам и островам на десятки километров.
Радуют глаз бесконечные полосы совхозных и коллективных садов с яблонями, вишнями и клубникой. Каждый новосел может получить участок, заказать садовый домик. Трудись, украшай землю и отдыхай на свежем степном воздухе. Покоряй целину — любую, какую захочешь — хоть степную, хоть индустриальную. И считай, что тебе крупно повезло: быть первопроходцем — это всегда так заманчиво!
…Шесть десятилетий минуло с той поры, как дал отповедь Владимир Ильич Ленин любителям чужого добра. Каким же блестящим подтверждением прозорливости ленинской мысли явились преображенные трудом прииртышские степи, дарующие людям электрическое солнце.
Экибастуз — Свердловск



Перейти к верхней панели