Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Зашиверская церковь…
В Восточной Сибири, где она стояла века, теперь ее нет. Но ведь ее не видно и в районе Новосибирского Академгородка, куда она привезена несколько лет назад. Если церковь хранится в разобранном виде, высказывают печальное соображение краеведы, то не сгниет ли она, ожидая того времени, когда ее вновь соберут на новом месте!

Действительно, что с Зашиверской церковью?
И вот я в Новосибирском Академгородке, в институте истории, филологии и философии Сибирского отделения Академии наук. Разумеется, хотелось увидеть директора академика А. П. Окладникова, «первооткрывателя» и «опекуна» Зашиверской церкви.
Когда я вошел в кабинет его заместителя, то доктор исторических наук Р. С. Василевский как раз разговаривал с шефом по телефону, который был в командировке на Алтае. Так что вроде бы я все-таки пообщался со знаменитым академиком, открывшим прошлое Сибири для людей двадцатого века.
Р. С. Василевский, отвечая на мой вопрос о Зашиверской церкви, подал мне недавнее постановление правительства Российской Федерации об организации в Новосибирске историко-архитектурного музея.
Посмотреть, как осуществляется это постановление, мы и мчимся с директором музея О. Н. Волковым на «газике» в окрестности городка новосибирских ученых. Десяток минут езды от крыльца института — и мы должны увидеть то, что строили русские люди в Сибири триста-четыреста лет назад. Туристам недалеко будет ездить в этот архитектурный заповедник. Волков рассказывает, что ландшафт выбран для музея типичный. С холмом. На нем-то и вырастет весь Зашиверский комплекс. Спасо-Зашиверская церковь, стены самого острога, а в нем избы и колокольня. Это — первая очередь музея, говоря языком строителей. А кто же строители? РСУ Сибирского отделения АН СССР и… научные сотрудники окладниковского института.
Да вот они — кандидаты наук в роли плотников! Мы выходим из машины, и они, воткнув топоры в бревна, протягивают нам руки; загорелые, сильные ребята. Дмитрий Резун — кандидат исторических наук. Владимир Рожков — архитектор. Сергей Красильников — аспирант Новосибирского университета. Они объясняют, как идет реконструкция колокольни Зашиверского острога, как им пришлось учиться выстругивать лемехи для покрытия церковных глав. Конечно, не надо тут умиляться, но все же это любопытно. Требуются мастера-реставраторы! Люди, искусно владеющие топором, профессионально. Необходимо нам теперь уметь восстанавливать утраченное и полуутраченное, владея ремеслами не хуже предков. Иначе как же убедительно воссоздать былое. Плохая плотницкая работа лишь оскорбит память о старинных мастерах, и туристы быстро заметят неумело собранную избу или часовню. Хорошо бы, говорили мне ученые-плотники, если бы за создание музея взялась такая солидная строительная организация, как Сибакадемстрой. Первая очередь музея должна быть «явлена миру» в следующей пятилетке. В этом году уже начнется хорошее финансирование, а всего на музей правительство выделило 3 миллиона рублей. Эскизный проект генплана заповедника архитектуры уже одобрен.
Что же все-таки такое — историко-архитектурный музей в Новосибирске? В нем задумано показать жизнь сибиряка от каменного до атомного века. Да тут должен быть музей музеев! Вот именно, так и будет. Построят землянку первобытного человека с хозяйственным и бытовым инвентарем. Это один музей. Здесь будет особая улица (скажем так), которая расскажет о жизни аборигенов Сибири. Чем не музей, и не маленький. Тут будет русская зона, где воссоздадут деревни двух-трех типов, какие строили переселенцы. Еще музей. Здесь построят острог. Словом, посетители этого комплексного музея под открытым небом смогут увидеть жизнь людей разных времен. По хронологическому охвату (повторю: от каменного до атомного века), по территориальному (будет показана вся гигантская Сибирь), по тематическому (демонстрируются разнообразные жилища и быт сибиряков) этому музею в окрестностях Новосибирского Академгородка нет равных в стране, он уникален, огромен. Это поистине музей, в котором экспонаты — музеи. Такое свершить вдруг, за сезон нельзя…
Однако при таком-то большом, новом музейном деле не затеряется ли какая-либо «мелочишка» вроде бревенчатой церквушки.
— Где же все-таки она,— спрашиваю, помня о тревоге краеведов.
— Там!— все посмотрели в сторону сарая.
И мы вошли в него. По обе стороны от прохода в сарае лежали старые бревна с пометками.
— Вот это она и есть, Зашиверская… Будем надеяться, что недолго ждать времени, когда Зашиверская церковь «восстанет» из этой груды бревен, и встанут на земле этого необычного музея также и другие памятники народного зодчества. Пожелаем новому музею-великану быстрого роста и благополучной судьбы.



Перейти к верхней панели