Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

«Свердловск УФАН Деменеву — считаю необходимым принять УФАН экономистом Колосовского старшего научного сотрудника института экономики АН тчк лично знаю высоко ценю тчк телеграфируйте ваши соображения — Бардин»
10 августа 1941 года, когда Красная Армия с тяжелыми потерями отступала на восток, эти лаконичные строки передал московский телеграф под диктовку академика Ивана Павловича Бардина, председателя президиума Уральского филиала Академии наук. Известен и текст ответной телеграммы, написанный Н. В. Деменевым, заместителем Бардина: «Принять согласны». И Колосовский выехал на Урал.
Спустя восемь месяцев вышел указ о присуждении группе ученых, в том числе и Николаю Николаевичу Колоеовскому, Государственной премии I степени за работу «О развитии народного хозяйства Урала в условиях войны».
Мы не знаем обстоятельств знакомства Бардина с Колосовским, так что слова «высоко ценю» могли в равной степени относиться к его работам по проектам Урало-Кузнецкого комбината и сибирской сверхмагистрали, по размещению и проектированию медко-химического комбината на Южном Урале и изучению возможности строительства промышленных комплексов в бассейне Ангары, к его деятельности как профессора Московского университета и сотрудника академических учреждений.
Николай Николаевич Колосовский родился 19 сентября (1 октября по новому стилю) 1891 года в Нижнем Новгороде в семье секретаря ярмарочного управления. В роду у него были и инженеры, и рабочие-сормовичи, и служащие в небольших чинах.
С детства у мальчика стала проявляться склонность к естественным дисциплинам, поэтому после окончания частной подготовительной школы он поступил в реальное училище. Семья жила трудно, заработка  отца и стипендии Николая не хватало, чтобы прокормить еще двух братьев и трех сестер. Николаю — самому старшему из них — приходилось давать частные уроки. Но такая нагрузка не помешала ему все семь лет учиться охотно и легко, быть одним из лучших в классе.
Хотя основными в реальном училище были естественно-математические дисциплины, Николай увлеченно пишет реферат на постороннюю тему — «История общественного движения при Александре I». Этот «шаг в сторону» был сделан, возможно, не без влияния семьи большевиков Свердловых, с которыми Колосовские были в тесной дружбе.
Осенью 1909 года Николай успешно сдает конкурсные экзамены в Петербургский институт путей сообщения. Здесь кроме институтских дисциплин Колосовский с увлечением штудирует философию и политэкономию, особенно «Капитал» К. Маркса, историю и теоретическую физику.
Изучение этих наук стало для Колосовского не временным отклонением от основного пути, а шагами в одну сторону.
А за несколько месяцев до смерти, уже после инфаркта, перенесенного при обсуждении его доклада на заседании Географического общества, Колосовским была написана блестящая по силе научного обобщения работа о необходимости единства знаний для изучения и преобразования Земли.
События 1917 года застают Н. Н. Колосовского на строительстве одной из железных дорог в Забайкалье, где господствовали эсеры.
В апреле семнадцатого года он участвует в организации Совета рабочих и красноармейских депутатов и в установлении связей с большевистскими Советами на соседних горных промыслах. А в восемнадцатом Центросибирь отзывает молодого инженера в Иркутск и поручает ему изучение транспортных связей с Ленским золотопромышленным районом, а затем и руководство Восточно-Сибирским округом шоссейных дорог.
Транспорт на бездорожных просторах Сибири стал важнейшим политическим фактором. Часто состояние путей сообщения определяло «скорость продвижения» Советской власти, а значит, и судьбу революции в целом. Не ошиблись в Центросибири: Колосовский успешно справился со всеми заданиями.
В 1921 году, когда гражданская война в основном закончилась и страна приступила к выполнению ленинского плана ГОЭЛРО, глубокие знания Н. Н. Колосовского понадобились в Москве, в горном совете Высшего совета народного хозяйства и во вновь созданном Госплане.
«С высоким достоинством ученого, инженера-проектировщика, лектора и педагога Колосовский сочетал и высокое благородство человека.
Какие ассоциации могут возникнуть у человека при слове «комбинат»? Кто-то сразу представит себе здание с многочисленными ателье и мастерскими — комбинат бытового обслуживания; другому врезался в память целый «город» производственных корпусов и труб. Ну, а если представить себе комбинатом территорию в четверть всей нашей страны, от Волги до Енисея, от гор Северного Урала до отрогов Тянь-Шаня?
Главными условиями для правильного межрайонного сочетания Колосовский считал наличие крупного скопления энергетических ресурсов и определенную степень их транспортабельности, а также «достаточно широкий и разносторонний комплекс прочих природных сырьевых фондов».
Территория будущего Урало-Кузнецкого комбината этими свойствами обладала.
На XXVI съезде партии говорилось о том, что у нас накоплен богатый опыт решения сложных проблем в короткие сроки. В качестве примера было названо и строительство Урало-Кузбасса. Красочный «портрет» этого первого советского проекта освоения восточных районов страны с его подробными характеристиками за подписью «Н. К.» можно найти в 56-м томе Большой Советской Энциклопедии издания 1936 года.
Колосовский еще в 1921 году ознакомился с проектом УКК, разработанным Томским обществом инженеров по заданию В. И. Ленина. Проект предусматривал строительство четырех новых металлургических заводов на кузнецком коксе: трех на Урале близ рудных месторождений и одного в Кузбассе, на местных рудах. На первый взгляд, этот проект лучше других подхватывал идею комплексного освоения богатств Урала и Сибири, но у него оказалось немало противников даже среди тех, кто в принципе поддерживал концепцию «сдвига на Восток». И доводы их были достаточно серьезны: доставка угля на Урал обязательно вызовет поток порожняка в обратном направлении и поведет к убыточности всего предприятия. Сильны были голоса и сторонников дальнейшего развития металлургии преимущественно на Украине.
В соответствии с решением XV партийного съезда была начата работа по составлению первого пятилетнего плана. Требовалось либо переработать Урало-Кузнецкий проект, либо отказаться от него. Казалось, грозит последнее…
В 1928 году руководство Госплана поручает Колосовскому ознакомиться с положением дел на местах предполагавшегося строительства. В августе того же года был заслушан его доклад, в котором Николай Николаевич выдвинул предположение о загрузке угольного порожняка, следующего с Урала, магнитогорской рудой. В результате должен был образоваться двусторонний поток, своего рода «маятник» угля с востока и руды с запада. Что касается уральских углей и собственного железа в Кузбассе, то их ресурсы рассматривались в докладе как страховые и требовавшие дальнейшей разведки. Обслуживать этот поток должна была мощная железнодорожная линия на базе уже действовавшей, так что вместо строительства нескольких новых «выходов» требовалось лишь достроить небольшие участки, смягчить уклоны пути и выполнить ряд организационно-технических мероприятий. Полное использование грузоподъемности поездов и высокая скорость доставки грузов настолько удешевляли проект, что его целесообразность становилась очевидной.
«Маятник Колосовского» был одобрен и включен в пятилетний план на 1928/29—1932/33 годы, а состоявшийся в июне-июле 1930 года XVI съезд ВКП(б) прямо указал на то, что страна больше не может опираться только на южную угольнометаллургическую базу и необходимо немедленно создавать вторую в виде Урала-Кузнецкого комбината.
Сразу после съезда председатель Госплана Глеб Максимилианович Кржижановский поручает Колосовскому, которого считал лучшим знатоком Урала, организацию комиссии по УКК. В январе 1931 года комиссия приступила к работе. «Когда удалось добиться,— писал Колосовский в автобиографии,— чтобы проблема Урало-Кузбасского комбината вошла органически в работу всего аппарата Госплана… я мог считать, что моя миссия по этому делу закончена, и я мог начать свое второе дело — Ангарострой».
Добавим, что Колосовский оставил в наследство тысячам инженеров, проектировщиков и других непосредственных исполнителей проекта замечательную книгу «Будущее Урало-Кузнецкого комбината», изданную в 1932 году. Читая ее, поражаешься, как мог один человек, не превращая свой труд в справочник, ярко показать: как будет мужать Урал и расти Сибирь, как будут постепенно цивилизовываться бывшие колонии России, где будут жить люди и чем питаться. И еще сотни проблем в этой небольшой книжке…
Идея о необходимости планомерного освоения востока, сформулированная лучшими умами России — М. В. Ломоносовым, Д. И. Менделеевым, В. И. Леннным,— стала идеей его жизни и Практической деятельности.
В октябре 1933 года Г. К. Орджоникидзе временно отозвал Колосовского на южный фланг УКК — председателем комиссии по размещению и главным инженером по проекту медно-серного комбината около разъезда Медный к западу от Орска. Медногорский комбинат станет одним из самых мощных в мире предприятий по выпуску меди и серы одновременно.
В 1936 году успешно защищен Ангарский проект. Комплексное освоение ресурсов Прибайкалья было включено в третий пятилетний план, оборванный войной…
«…на Урале мы победим»,— писал Колосовский в 1930 году, имея в виду индустриализацию края. Его предвидение сбылось. Но мог ли он тогда предполагать, что тем самым будет заложена основа для другой, самой дорогой для нас победы — в Великой Отечественной войне!
Война застала профессора Московского университета и старшего научного сотрудника Института экономики Академии наук Колосовского за разработкой вопроса о специализации экономических районов СССР на этапе решения основной экономической задачи — в течение 10—15 лет догнать и перегнать развитые капиталистические страны по производству продукции на душу населения. Такую программу выдвинул XVIII съезд партии в 1939 году после анализа итогов двух пятилеток.
16 июля 1941 года Совет Народных Комиссаров принимает решение об эвакуации из Москвы АН СССР. И хотя президиум был размещен в Казани, президент АН В. Л. Комаров и группа видных ученых останавливаются в Свердловске.
В материальном и организационном отношении УФАН был базой для деятельности комиссии Комарова, и Колосовский, возглавив группу экономических исследований при президиуме УФАНа, фактически выполнял оборонные задания комиссии, точнее — ее транспортной группы, руководимой академиком В. Н. Образцовым. Транспорт по праву называли тогда «родным братом Красной Армии».
Великая Отечественная война вызвала невиданное напряжение в работе транспорта страны, особенно железнодорожного. Был резко нарушен и усложнен привычный ритм его работы, существенно изменились направления и содержание потоков грузов. Урал, Западная Сибирь и Казахстан приняли у себя свыше  половины эвакуированных предприятий из западных районов. Они остро нуждались в большом количестве сырья, топлива, дополнительного оборудования и в других грузах, а также в бесперебойном вывозе готовой продукции. Увеличилась нагрузка на многих местных узлах и направлениях, игравших до войны второстепенную роль.
В общем работа ученым предстояла большая.
Группе Колосовского поручили изучение железнодорожной сети на Урале, ее готовности к выполнению военных перевозок 1942 года. В частности, по станции Смычка.
Предложения ученых были согласованы с Управлением железной дороги, одобрены Госпланом, и началась их реализация. А Колосовский тем временем уже работал над новым, тоже неотложным вопросом — устранением затруднений при перевозках кузнецких углей на Урал и в западные районы СССР. Проходит год, и новая неотложная проблема — развитие транспорта Казахстана.
Чем дальше знакомишься с биографией Колосовского, тем больше убеждаешься: вся его трудовая жизнь состояла преимущественно из неотложных мероприятий. «Ныряя» в глубь проблемы, отступая порой, он всегда держал в поле зрения главную цель, как бы свой собственный неизменный азимут.
Помимо Государственной премии Н. Н. Колосовскому было присвоено звание «Стахановец науки по городу Свердловску». Это необычно звучащее теперь словосочетание является для нас ключом к познанию одной из главных черт ученого.
13 марта 1943 года, после ряда крупных успехов ка фронтах, выходит постановление СНК «О переводе эвакуированных институтов и учреждений Академии наук в Москву». Вскоре из Свердловска уезжает и профессор Колосовский.
На этом, пожалуй, можно было бы и окончить последнюю уральскую страницу его биографии, если бы не одно обстоятельство. И. П. Бардин, образовав в УФАНе группу экономических исследований, положил тем самым начало новому направлению в уральской академической науке. Работы, начатые двумя экономистами — Колосовским и Загряцким 12 сентября 1941 года, были продолжены. В 1947 году группа стала именоваться сектором, в 1951 году сектор вырос в Отдел экономических исследований. А спустя 20 лет в составе Уральского научного центра был образован столь долгожданный Институт экономики, где около четырехсот сотрудников ведут сейчас разработки по самым актуальным вопросам развития уральского края.
В жизни человека — гражданина и патриота — личное и общественное сливаются, становятся нераздельными. «Урало-Кузнецкий маятник» и оправдавший себя в условиях войны экономический подход к решению сложных транспортных проблем — важные победы на жизненном пути Колосовского — явились в то же время его вкладом в победу политики индустриализации, в победу над фашизмом.
Теперь, в 80-е годы перед нами стоит огромной важности задача — повышение эффективности во всех сферах общественного производства. Одним из условий этого является рациональная организация производительных сил по районам страны, формирование в этих целях крупных территориально-производственных комплексов, обеспечивающих рост производительности труда и экономное расходование ресурсов.
Теория ТПК была разработана Колосовским в конце 40-х годов, и сейчас она активно входит в нашу хозяйственную практику. Оренбуржье и КМА, северо-запад Сибири и Южный Таджикистан — дела сегодняшние. Не за горами формирование  ТПК в зоне БАМа и других районах страны.
Стройное учение об экономическом районировании, продолжающее и развивающее лучшие традиции русской научной мысли, проверенное на опыте строительства . я проектирования крупных комплексов, на практике мобилизации ресурсов в период войны,— это вклад Колосовского в нашу общую будущую и самую глазную победу. Победу коммунизма.



Перейти к верхней панели