Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Когда преподаватель Челябинского Дома художественного воспитания детей Татьяна Васильевна Щелкан принялась лепить скульптуру маленького Володи Ульянова, она и не помышляла о том, что ее работа займет особое место в художественной Лениниане. Она отдала этому труду около двух лет, но специального архива не собрала. И потому теперь приходится как бы заново открывать историю создания скульптуры, которую встречаешь и в Центральном музее В. И. Ленина в Москве, и чуть ли не в каждом детском учреждении.
Припомните, ведь почти наверняка и вам знакома эта скульптура. Кудрявый четырехлетний мальчик, которому в недалеком будущем — через какие-то неполные три десятилетия суждено будет занять место в центре революционного движения в России, чье имя станет самым известным на всех континентах.
В маленькой заметке краевед А. Козырев сообщил однажды читателям челябинской «Вечерки», что эта скульптура создавалась не где-нибудь, а в нашем городе, и что автор произведения Т. Щелкан в настоящее время проживает как будто в Москве. Естественно, захотелось поподробнее узнать об истории этой работы и о жизни самой художницы.
Справочник Союза художников РСФСР подтвердил: Т. В. Щелкан, 1896 года рождения, проживает в Москве, по Саймоновскому проезду… Оставалось встретиться с ней. Такая встреча состоялась в 1969 году. В 1930 году Татьяна Васильевна приехала в Челябинск из Киева, вслед за супругом, мостостроителем по специальности. За ее плечами были трехгодичная изостудия, которую она закончила в 1916 году в Петрограде и работа в качестве школьного преподавателя на Украине.
В начале 30-х годов в Челябинске было создано весьма полезное учреждение — Дом художественного воспитания детей. Оно не отличалось отменйыми условиями работы, внушительным числом занимающихся, но надо отдать ему должное: в его стенах получили хорошую первоначальную подготовку немало ребят, ставших впоследствии артистами, музыкантами, художниками, литераторами. Щелкан нашла применение своим способностям в этом внешкольном учреждении — стала вести студию лепки.
Однажды она рассказывала своим воспитанника о детских годах Владимира Ильича и показала им известную фотографию, где Он снят вместе со своей сестренкой Олей. Один из учеников Татьяны Васильевны (она припоминает, что это был Володя Клюшкин) сказал: «А вы смогли бы сделать скульптуру маленького Ленина?». Этот вопрос Мальчика заставил задуматься художницу, подсказал интересную волнующую тему.
Немало времени ушло на обдумывание замысла, поиск натурщика. Позировать Татьяне Васильевне стал четырехлетний мальчик, она помнит, что звали его Эриком, отец его был военным, латышом по национальности. Татьяна Васильевна показала сохранившуюся у нее фотографию, на которой запечатлены рядом уже почти готовая скульптура и этот малыш. На нем одета бел&я под ремешок рубашка и короткие шароварчики.

Работа оказалась гораздо сложнее, чем можно было предположить скачала. Художница специально ездила в Ульяновск, изучала мемуарную литературу, чтобы лучше представить себе облик и характер маленького Володи. «Задание» от ребят Щелкан получила весной 1935 года, и только в январе 1937 года скульптурный портрет был готов.
Когда портрет был закончен, его показали ребятам-студийцам. Они сразу узнали в нем Володю Ульянова. Это был трогательный момент признания юными зрителями труда скульптора.
В те дни в Челябинске находился устроитель выставки московских художников Б. А. Бессарабов. Он проявил большой интерес к скульптурному портрету и принял горячее участие в дальнейшей судьбе произведения. Бессарабов, по словам Т. В. Щелкан, написал письмо Надежде Константиновне Крупской и Марии Ильиничне Ульяновой, в котором рассказал о портрете и предложил принять его для показа в экспозиции Центрального музея В. И. Ленина. Вскоре же скульптура, переведенная свердловскими мастерами в гипс (в Челябинске тогда не было опытных формовщиков), была отправлена в Москву.
Художественный совет МОСХа, в который вошли такие видные деятели, как Мухина, Щадр, Виленский, одобрил портрет и порекомендовал включить его в экспозицию музея. На просмотр были приглашены Надежда Константиновна и Мария Ильинична. Они тоже сочли, что в портрете не только достигнуто внешнее сходство, но и создан интересный правдивый образ.
Так скульптура (переведенная в Москве в мрамор) заняла место в одном из залов Центрального музея В. И. Ленина. А потом с нее было изготовлено большое число копий: Мария Ильинична высказала мысль, что все дети страны должны знать, каким был маленький Володя Ульянов. Она же посоветовала создать скульптурные портреты Володи-гимназиста и Володи-студента. Щелкан не присутствовала на том обсуждении, но ей передали это пожелание сестры вождя.
За принятую работу полагалось вознаграждение, но Т. В. Щелкан отказалась от него и преподнесла портрет в дар музею.
Успех окрылил Татьяну Васильевну, и она с воодушевлением принялась за новую работу: стала лепить скульптурный портрет гимназиста Владимира Ульянова. Работа оказалась еще более трудоемкой и сложной. Но вот в один из январских дней 1939 года газета «Челябинский рабочий» поместила фотографию произведения, сопроводив ее следующей подписью:
«Челябинский скульптор Татьяна Васильевна Щелкан по заказу музея В. И. Ленина (в Москве) сделала скульптуру «Ленин-гимназист». Эта работа входит в цикл скульптур, показывающих В. И. Ленина в различные периоды его жизни. Скульптура будет вскоре отправлена в Москву».
Не столь давно удалось разыскать человека, который тридцать с лишним лет назад позировал художнице  для этой второй ее работы. Им оказался Геннадий Александрович Комиссаров, ныне кандидат технических наук, декан энергофакультета Челябинского политехнического института. Он вспоминает, что Татьяна Васильевна нашла его в студии рисования того же Дома художественного воспитания детей. Сеансы продолжались более полутора лет, почти каждый день по 2—3 часа. Сам Геннадий Александрович художником так и не стал, не в пример своему брату Михаилу, ко с теплым чувством вспоминает годы занятий в студии и свою нелегкую работу натурщика, когда ему выпало послужить столь доброму делу.
Татьяна Васильевна в 1939 году переехала жить в Москву. Уже в годы войны ее приняли в Союз художников. Основанием для этого акта послужили не только три ленинских портрета (третий — «Ленин-студент» был создан в 1941 году), но и выполненные еще на Урале портреты стахановцев челябинских предприятий.



Перейти к верхней панели