Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Что ни экспонат, то - быль...

• Мушкет времен Петра Великого — уникальный экспонат музея Корочанской средней школы Белгородской области, отмечающего в этом году свое двадцатипятилетие.

• Два патрона с солдатскими записками обнаружены в районе станции Мга следопытами ленинградской школы № 172. Узкий листочек из первого патрона рассыпался в прах; на втором явственно значилась фамилия — «Данченко Алексей Васильевич, 1919 года рождения, село Горбачевка Россошенского района Полтавской области». На военном кладбище во Мге на памятнике появилась новая фамилия. В школе в один из дней была объявлена вахта памяти в честь погибшего бойца, защищавшего подступы к Ленинграду.

• Новая книга Воениздата «Герои штурма рейхстага» прислана ее автором, бывшим командиром 756-го полка, первым вышедшим к рейхстагу. Ф. М. Зинченко следопытам псковского города Пустошка, откуда полк начинал свой фронтовой путь. Здесь, под Пустошкой, разведчики подобрали обессиленного, замерзавшего мальчика Гошу Артеменкова, который впоследствии водрузил на рейхстаг свой пионерский галстук.

• Еще в одной из школ Псковской области в деревне Горончарово — на родине активного участника Северного общества декабристов Михаила Александровича Назимова — появился новый музей. Учащиеся наладили переписку с Пушкинским домом, с музеями страны, собрали немало ценных материалов. Оформлена первая экспозиция, посвященная жизни и деятельности М. А. Назимова.

• В музей Севской средней школы № 2 Брянской области поступили экземпляры фронтовой газеты «На штурм врага!» — подарок подполковника запаса, ветерана бывшей 26-й гвардейской Севской механизированной бригады Т. П. Ларикова.

• Рабочая каска сталевара передана металлургами в музей Калининского Дома пионеров Москвы — в память о юбилейной пионерской плавке, проведенной на заводе «Серп и молот».

• На улице Магнитогорской в Москве расположена школа № 377, следопыты которой создали музей Магнитки. Многие ребята в этой школе увлекаются автоделом и автотуризмом. Зная об увлечении школьников, бывший строитель металлургического комбината С. Г. Райгородский передал учащимся безвозмездно свой автомобиль «Запорожец».

• «31 октября, пятница. Зоя ушла на фронт», — эта запись сделана в блокноте в 1941 году братом Зои Космодемьянской Александром. Блокнот хранится сейчас в музее 201-й московской школы, где училась героиня.

• Около ста двадцати живописных полотен и гравюр получили в дар учащиеся школы № 4 в Иваново; автор их — известный художник текстильного ивановского края В. Пахров.

• Значительное место отведено в музее 32-й школы Кузбасса экспонатам, рассказывающим о швейной фабрике «Горнячка». Фабрика помогла школе оформить около двадцати учебных кабинетов, в том числе — самый настоящий швейный цех, который выпускает свою продукцию.

• На первой взлетной полосе России
1910 год… С Комендантского аэродрома поднимаются в воздух первые русские авиаторы. О том, как это было, рассказывают фотографии того времени: всероссийский праздник воздухоплавания, еле сдерживаемая оцеплением и оградой толпа, вездесущие мальчишки на деревьях, неуклюжие летающие аппараты самых первых конструкций, готовые подняться в небо…
Эти фотографии хранятся как исторические реликвии в залах музея 66-й школы Ждановского района Ленинграда, что расположена прямо на месте бывшего первого аэродрома России. «Икар» — так зовется поисковая группа в школе, что в расшифрованном виде означает: история Комендантского аэродрома.
Музейные стенды рассказывают о первых летчиках страны, о социалистических авиационных отрядах, созданных уже на третий день Советской власти, о 240 пилотах-ветеранах Великой Отечественной войны, о первых шагах в космос.
…Когда-то свела судьба школьных следопытов со старым авиатором К. Д. Ильинским; он рассказал, что в поселке Шапки жил механик, летавший с Чкаловым,— Кир Николаевич Гудков и что хранится в его доме пропеллер с самолета «Фокер Д-XI». Ребята съездили в Шапки, и вдова К. Н. Гудкова передала им с дарственной надписью пропеллер с чкаловского самолета.
Этот экспонат — не только уникальный, но и самый дорогой, потому что он был первый…

• Богатырское копье
Село Михайловское расположено неподалеку от прославленного Куликова поля, где в сентябре 1360 года войско великого московского князя Дмитрия Донского наголову разбило полчища хана Мамая. Конечно, сельские мальчишки, бегая на легендарное поле, все глаза проглядели; вдруг шлем покажется, колечко от кольчуги сверкнет?..
Немало найдено следопытами Михайловской школы. Наконечники стрел, копий, с которыми шли на Мамая древние русские воины, заняли почетное место в музее. Школьники следят за чистотой на территории исторического мемориала, возлагают цветы к памятнику славным бойцам Куликовской битвы.

• Из глубин веков
Удивительные экспонаты собрали в свой музей следопыты средней школы колхоза «Кизыл Октябрь» Туркменской ССР — удивительны они тем, что пришли из глубоких времен, из вековой давности.
Вправленные в металл камни из коллекции туркменских национальных ювелирных изделий, уникальный набор глиняных и металлических светильников, древние именные печати, одна из них принадлежала могущественному правителю султану Санджару — самая настоящая подлинная печать…
Пять тысяч экспонатов, и большинство из них относятся к IX — X векам. По заключению археологов Института истории Академии наук Туркменской ССР, многие из них представляют научную ценность.
Почти все они найдены и реставрированы членами школьного историко-краеведческого кружка под руководством старейшего педагога школы Карягды Байджаева.

• Фронтовая реликвия
Комбат из 370-й стрелковой дивизии Александр Федорович Смирнов взял этот трофей в боях на Псковщине. Какой-то гитлеровский офицер вел отсчет городам, по которым шел, на ручке… стека. На нем по-немецки были перечислены города.
— Ишь ты,— с удивлением разглядывали стек солдаты.— Выжигал названия городов, которые грабил…
— А надо, товарищ майор, восстановить справедливость,— сказал Смирнову капитан Иванцов.— Выжгите названия городов, которые фашист оставлял, а наша дивизия брала…
И тут же, в землянке, пока не остыла печка, горячим гвоздем нанесли первый населенный пункт из обратного отсчета…
В марте 1944 года ждали майора Смирнова тяжелые бои под городом Пустошка; потом перебросили их соединение на другой фронт. Стек, ставший сначала батальонной, а затем и полковой реликвией, не сохранился— в войну мирились и не с такими потерями.
Много лет спустя Смирнов восстановил точную копию стека, добившись сходства с оригиналом. И еще дважды пришлось ему «создавать» его заново… Так и хранится сейчас этот экспонат в трех экземплярах: в музее Иркутского Дома офицеров — на родине А. Ф. Смирнова, в одном из музеев 370-й дивизии и в городе Пустошка, у красных следопытов.
Надписи сделаны на двух языках. На немецком: «Берлин, Варшава, Минск, Витебск, Великие Луки, Ржев». И на русском: «Пустошка, Ковель, Холм, Люблин, Познань, река Одер, Лебус…» После Лебуса комбат был ранен, поэтому счет и не дошел до Берлина.

• Очевидно, было так…
31-й артиллерийский полк 49-й стрелковой дивизии начал бои там, где его застала война — в одном из белорусских местечек. Фашисты лавиной катились на восток, и солдаты 31-го артполка, как и многие, встали на их пути — как могли, сдерживали движение, защищались до последнего. И, как это случалось в первые месяцы войны, почти все погибли. По крайней мере, даже в центральных архивах страны об этом соединении сведения имеются очень скудные.
Секретарь комсомольской организации полка Михаил Дрынкин, видимо, был хорошим, добросовестным комсоргом. Он аккуратно вел все записи комсомольских занятий, учет комсомольцев, записывал все данные о молодых воинах. Погибая или отступая — кто сейчас скажет? — он спрятал тетради с довоенными и фронтовыми протоколами, а также полученные Им или переданные в экстренных условиях тетради с партийной документацией полка под крышу дома в деревне под названием Макарово…
Прошло больше сорока лет. Ветхий домик в белорусском селе Макарово стали разбирать на снос. Тогда-то и обнаружилась под кровлей крыши кипа общих тетрадей. К счастью, старые бумаги избежали сожжения или макулатурной участи: рядом оказался гостивший у бабушки Саша Котелко из 16-й брестской школы; он привез их в группу «Поиск», затем тетради были показаны сотрудникам музея «Брестская крепость-герой», которые подтвердили их ценность.
Нет нужды говорить, что дают следопытам-поисковикам полные сведения о соединении — списки, данные о том, кто, когда, каким комитетом, в каком городе был Принят в комсомол. Группа «Поиск» брестской школы № 16 начала работу по сохранившимся спискам артиллерийского полка, о судьбе которого война оставила так мало известного.

• Ковер с портретом героя
На встречу с ветеранами 36-й отдельной штурмовой курсантской стрелковой бригады, которую проводили следопыты школы № 104 Черемушкинского района Москвы, приехали из далекой Туркмении школьники. Они привезли в подарок вытканный ими ковер — с портретом своего земляка из Кызыл-Арвата Аидкули Гельдыева. Комиссар первого батальона 36-й бригады Аидкули Гельдыев погиб в боях под Москвой.
Председатель совета ветеранов бригады москвич Андрей Михайлович Михайлов рассказал туркменским ребятам, как сражался он рядом с Гельдыевым под деревней Дьяково, как вынес его, тяжелораненого, из боя, как похоронили героя в городе Волоколамске… В музее боевой славы 104-й школы завязалась дружба московских следопытов и ребят из кызыл-арватской школы, которая носит имя Аидкули Гельдыева.

• Кто опознает?
Следопыты школы № 5 поселка Стрелка Краснодарского края нашли на месте старого воинского захоронения солдатскую фляжку. На ней выцарапана надпись: «Тамань, Дегтярь, Баку. Б.Шоссе, дом 101, кв. 22». Она принадлежала одному из солдат, погибших при освобождении села. Кто он, что с ним сталось? Поиск начнется с адреса, указанного на фляжке.



Перейти к верхней панели