Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Дорогая редакция!
Хочу поделиться с тобой нашими заботами. Может, они и районного масштаба, а все же, сдается, значение их шире.

Родники
Немного истории.
Все земли нашего края в далекую старину принадлежали Башкирской Упейской Даче. Большинство рек, лесных массивов, земельных пластов имеют башкирские названия; наши селения — Суханка, Калышканка (бывшее), Саламак (тоже бывшее) связаны с именами первых башкир, поселившихся на этих местах.
В этих краях и действуют минеральные источники — они находятся в верховьях реки Суи и ее правого притока Сабарский Ключ.
Левый берег Суи сразу переходит в сплошную стену урмана, который тянется на юг на многие десятки километров сплошными зарослями кленов, ильма, вяза, липняка, берез и осин. Правый берег Суи — начало лесостепи. В седую старину дикие животные держались этих мест с минеральной солоноватой водой; зверья было много, так что башкирам не представляло особого труда добывать их, поэтому и дали они название реке Суя, от башкирского слова — суе, что значит — бить, забивать.
Суя впадает в Ик и обе — в Ай — лунную реку Башкирии, ай по-башкирски — луна.
С запада к Саламатской горе подошел удлиненный холм — водораздел между реками Суей и Урманкой, на его северном склоне и бьют ключами минеральные источники, Первый расположен на луговой пойме, а другой, более крупный, образовал большую воронку на скате холма. Чистая, чуть зеленоватая вода с резким запахом сероводорода имеет постоянную температуру и в июльскую жару, и в январскую лютую стужу. Даже злые метели не могут замести этот ручеек — снег над ним быстро стаивает. Все ложе бегущей воды родника выстелено матово-серебристыми отложениями минеральных солей. И по зеленой траве, и по глубоким снегам идут сюда на водопой дикие звери. Это место обитания в летний сезон лесных голубей. Здесь осенью на жнивье убранных хлебов около родника готовятся на отлет в далекие страны журавли — иногда в стае до трех десятков серых сказочных птиц. Даже медведи по теплу оставляют отпечатки когтистых лап на мягких берегах родникового ручейка.
Пасутся окрест и большие гурты совхозного скота, их и на водопой пастухи гонят к источнику, называя его солонцом. Табуны скота проходят мимо чистейшей воды реки Суи и спешат утолить жажду из зеленоватых струй минерального источника.
Минеральные источники на химический анализ не исследовались, но население использует их для лечения желудочных заболеваний, а белесые осадки со дна ручья собирают для лечения суставов рук и ног. Помогает ли это — точных данных нет. Но у большого источника весь летний период бывают люди, приезжают и из далеких мест. Наверное, эти ключи ждут своего часа, чтобы заявить о себе в полный голос. Да и чтобы пользоваться дарами источников умело, надо изучить их, определить состав, характер, особенности. А ручьи стоят того : до этой минеральной лечебницы рукой подать, если сравнивать с теми, к которым ездим на Кавказ.

Бобры
Лет пять тому назад в верховьях реки Оки и по ее правому притоку Тюльгашу появились бобровые  поселения. Но больше всего их стали обнаруживать по реке Суе, где к прошлому году колония этих дорогих гостей расселилась на протяжении почти пяти километров— от устья речки Ямский Ключ и выше. На всем участке были построены и хатки и плотины. В далекие времена в Северной Америке индейцы называли этих зверей «маленькие люди лесов». Может быть, человек в те времена, да и сейчас, изумлялся неповторимым строительным искусством этих животных. Данные современной науки о жизни бобров напоминают настоящую сказку. У этого зверюшки самый плотный мех по сравнению с другими пушными четвероногими лесов, полей и рек, вода не в состоянии его смочить и пробраться к телу животного. Бобровое жилище — это «архитектурный проект», вписывающийся в данную местность. Бобровые семьи многочисленны — насчитывают до четырнадцати особей.
Чем ближе к становищам пастухов, тем плотнее поселения — звери как будто искали сближения с человеком. Свалив дерево, бобры начинают поедать в первую очередь листья и мягкие веточки, а более грубые сучья обгладывают начисто, оставляя на месте желтые обглоданные палочки и срезанную острейшими зубами щепу. Во время погрыза к зверьку легко подобраться его врагам, поэтому «дровосек» то и дело останавливается, прислушивается.
Сваленные деревья бобры разгрызают на части и по своим дорожкам доставляют к воде, а слишком толстые оставляют на месте, огладывая их кору начисто. Летом в достатке «подножный» сочный корм вокруг жилья, а вот осенью бобры валят деревца и на повседневную еду, и для зимних запасов. В осенние ночи, когда зверюшки занимаются «рубкой» леса, они становятся легкой добычей алчных браконьеров. Существует множество нехитрых способов ловли беззащитных зверей с драгоценным мехом. В прошлом году житель деревни Черкасовка Я. Н. Неволин обнаружил и изъял орудия лова бобров в верховьях реки Оки. Капканы были окровавлены, на шести дугах — остатки погибших животных. Только за одну осень 1982 года колония бобровых поселений по реке Суе сократилась почти на две трети. Пришла новая осень, и опять по снегу шастают около бобровых жилищ браконьеры. Долина реки Суи от нашего села находится в двенадцати километрах, люди бывают здесь только летом, и практически всю осень и длинную зиму браконьеры уничтожают зверей, не опасаясь, что кто-нибудь схватит за руку. Если не организовать охрану ценнейших новоселов, колония бобров будет уничтожена полностью.



Перейти к верхней панели