Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Серьёзное с курьёзным

• Сибирские исследователи предлагают еще одну гипотезу взрыва в тунгусской тайге, который произошел 30 июня 1908 года: это был не метеорит — взорвался природный газ. Он мог выйти из-под земли из-за каких-то тектонических процессов, причем понадобилось бы для тех же результатов всего до 2,5 миллиарда кубометров. Окисляясь в верхних слоях атмосферы, газ мог светиться. А искрой для взрыва растянувшегося на многие километры газового облака могла послужить встреча его с грозовым фронтом.

• Еще одно «самое грозовое» место на Земле определили специалисты: это — холмы на юго-западе Кении, куда сносит ветром испарения от гигантского озера Виктория. Случается, молнии сверкают там по 210 дней в году. За последние двадцать лет от молний вспыхнули более 2200 зданий и строений на «грозовых холмах».

• При 50-градусных морозах будут действовать на сибирских реках новые ледокольные суда, построенные по заказу СССР корабелами Финляндии. Всего их 7. Осадка речных ледоколов — 2,5 метра — не требует больших глубин для их работы.

• 100—150 тысяч лет назад люди уже жили на Алтае. Этот вывод сделан на основании находки археологов Сибирского отделения Академии наук СССР. Ими обнаружены в пещере «Сибирячиха» каменные орудия, костные останки древнего человека.

• Ребячий цех
В детском саду «Сказка» районного центра Кувандык (Оренбургская область) начались уроки труда, английского языка, физкультуры. Ребятишкам эти уроки очень нравятся. И нравятся во многом потому, что, например, в комнате труда есть хотя и миниатюрные, но самые на стоящие верстаки, тиски, наборы инструментов. Все это изготовлено для детсада заводскими шефами.
М. СИДОРОВ

• Добавляя в тесто порошок, получаемый из морских водорослей, японские хлебопеки производят зеленый хлеб. О новом продукте говорят, что он очень полезен для здоровья и вкуснее обычного хлеба.

• Именем первого исследователя загадки Тунгусского метеорита Л. А. Кулика названа одна из малых планет, открытых ленинградскими астрономами. Институт теоретической астрономии Академии наук СССР в Ленинграде — ведущий наблюдатель и расчетчик движения малых планетных тел. Его специальная служба существует два десятка лет. За это время астрономы из Ленинграда внесли в справочник более 350 астероидов. Это — рой каменных глыб, вращающихся между орбитами Марса и Юпитера.

• Сейсмические приборы Бельгийского метеорологического института зафиксировали резкие колебания почвы. Землетрясение с близким эпицентром?! Источник колебаний, как оказалось впоследствии, находился совсем рядом: в одном из соседних помещений выступала концертная группа из Ирландии. Некоторые зарубежные  информационные агентства распространили и такую информацию: значительные колебания почвы зафиксированы сейсмическими приборами даже в пяти километрах от концертных площадок, где выступали ансамбли с современной усилительной техникой.

• Их гнезда
Трясогузка вывела птенцов на двигателе работающего трактора «Беларусь», которым управляет Сергей Гамаюнов. А скворцы облюбовали дупло на линии электропередачи.
Фото И. Чекчеева Рабочий поселок Благовещенка, Алтайский край

• Романтика без романтики
Мои собеседники— настоящие мужчины, смелые люди, но мы говорим о том, как понизить порог героизма для тех, кто работает в экстремальных зонах страны — в холодных или в жарких пустынях. Преподаватель Института физической культуры в Алма-Ате Николай Кондратенко участвовал в нескольких переходах по раскаленным Пескам, и «Уральский следопыт» информировал об этом своих читателей; челябинец Владимир Климов одолел в прошлом году вместе с Кондратенко Каракумы, теперь он напряженно тренируется, чтобы войти в маршрутную группу, которая нынче пойдет в новый поход. Характеры этих людей совершенно разные. Николай говорит медленно, спокойно. Чувствуется: педагог. Владимир порывист, горяч. Нечаянно тронул его за плечо — плечо каменное. Атлет!
Николай Кондратенко — руководитель научно-спортивной экспедиции «Человек и пустыня». Ее состав переменный. Три десятка человек разных профессий. Экспедиция существует пять лет. Позади десять походов в пустыни. Проводятся они только во время очередных отпусков. Самые значительные переходы: 1982 год — через Кызылкумы (за 23 дня прошли 520 километров), 1984 год — через Каракумы (за 20 дней преодолели примерно такое же расстояние). В Каракумах параллельно им на двух машинах двигалась научная группа. Она обследовала спортсменов на привалах. Словом, ребята поработали на науку» А лишь пройти по летней пустыне и половину протяженности их маршрута — высшее спортивное достижение. И подвигом считается, когда человек в аварийной ситуации прошел по пустыне в знойное время 80 километров..* —
— Чем все-таки жара хуже мороза?
Климов: От холода защищает избушка. Ее можно протопить. Домик в песчаной пустыне охладить нельзя. В тундре можно развести костерок. Среди барханов холодильничек не соорудишь. Кстати, одежда от мороза тоже защищает лучше, чем от жары. На севере спят под снегом (невыносимо было бы — не спали), а под песком не поспишь. Без воды в песчаной пустыне погибнешь через два дня, а в Арктике, шутят, можно утолять жажду сосульками на усах. Ну, и так далее…
Кондратенко: Среди нас нет людей с уникальными физическими данными, у которых процесс адаптации к зною протекал бы легче, чем у нормального человека. Поэтому между походами в пустыни мы все регулярно тренируемся по специальной программе. Иначе под испепеляющим солнцем с сорокакилограммовым рюкзаком не пройти и нескольких километров. К тому же шагаем в походах, как правило, по ночам, а отдыхаем днем — под тентом собственной конструкции. Такая ломка режима дня тоже требует выносливости, терпения. Именно эти качества мы и вырабатываем во время тренировок. Сама ходьба в пустыне необычна. Песок в Каракумах чертовски мелкий, нога в нем тонет, отталкиваешься всей ступней. Это изматывает не меньше, чем тяжелый, горячий воздух.
Климов: Разумеется, никто из нас не причисляет себя к пустыноведам лишь потому, что мы прошли одну из серьезных пустынь — Каракумы. Мы не относим себя к исследователям, хотя испытывали в пути при высоких температурах медикаменты, продукты питания. Хотя нас иногда и называют спортсменами-исследователями, это надо еще заслужить.
— Десятки специалистов из разных институтов, в том числе из Института пустынь Академии наук Туркменской ССР, работали с вами. Все ли они у вас, так сказать, вычерпали или осталась какая-то полезная информация?
Кондратенко: До сих пор не существует методики, которая бы четко определяла рациональные действия группы людей при аварии средств передвижения в пустыне. А мы смогли бы помочь составить ее. Государственная спасательная служба не жалеет средств на поиск человека, внезапно исчезнувшего в пустыне. Задача же в том, чтобы вообще уменьшить число трагедийных ситуаций. Уровень вынужденного героизма в экстремальных зонах страны должен понижаться. Значит, туда надо призывать на работу не просто романтиков, а людей, физически подготовленных. Нужен глубинный отбор «жаростойких» или «морозостойких» парней. Звучит рационалистично. Однако именно это хочется подчеркнуть. А так получается противоречие. На словах понижаем порог героизма (отважным в тундре или в пустыне может стать любой!), а на деле-то он, порог героизма, в этих суровых краях высок. Слабому его трудно переступить…
— Какие перспективы у экспедиции «Человек и пустыня»?
Кондратенко: В последнее время в стране появилось немало научно-спортивных экспедиций. Одни спортсмены решили помочь археологам достать со дна моря древнегреческие амфоры. Другие содействуют изучению пещер. Третьи моделируют путешествие древних поморов. Большой спорт активно ищет союза с наукой. Думаю, этот союз принесет пользы больше, если будет создана группа экспертов или консультантов, способных дать оценку не только идее той или иной намечающейся научно-спортивной экспедиции, но и ее результатам… Ну, а мы в этом году, в июле — августе, собираемся пройти великую монгольскую Гоби…
Ю. ЛИПАТНИКОВ

• В астрологию, по последним данным, верят 55 процентов юных американцев — значительно больше, чем пять-шесть лет назад. Группа ученых страны в связи с этим потребовала, чтобы газеты, публикующие астрологические предсказания, сопровождали их уведомлением, что они не имеют под собой научной основы.

• Есть страны (например, Индонезия), где термиты стали для хозяйства врагом № 1. Хотя в промышленности, строительстве все больше применяются искусственные материалы, термиты охотно грызут синтетическую изоляцию кабелей, трубы. В той же Индонезии, по подсчетам, они ежегодно «съедают» 100 миллионов рупий, питаясь материалами зданий, мостов, дорог… Одновременно кое-где задумались о том, чтобы использовать термитов при разведке полезных ископаемых. Оказалось, достаточно провести анализ термитников, чтобы определить, какая руда находится под ними.

•Пустые жестянки из-под напитков — острейшая проблема японских городов. Власти призвали даже детей: используйте жестянки для игр! В одном из городов страны подростки построили из банок паровоз в натуральную величину.

• Уфимские химики предложили овощеводам чудо-пленку. Она похожа на обыкновенную полиэтиленовую, но способна изменять спектр пропускаемого света, а в результате капуста под ней увеличивает урожайность почти в два раза, арбузы — на 60 процентов, баклажаны, салат — на 50, помидоры — на 11—27, редис — на 20 процентов. Огурцы под фоторедуцирующей пленкой (так она называется) созревают значительно быстрее обычного, свекла — увеличивает сахаристость. Новую пленку выпускает Уфимский завод синтетического спирта.



Перейти к верхней панели