Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Работать по-стахановски!

Есть именаг которые входят в сознание как символ времени. Алексей Григорьевич Стаханов — один из них. Рядовой шахтер, сын бедняка поднялся на высшие ступени почета, всенародного внимания.
В знаменитой статье «Как организовать соревнование?» В. И. Ленин прозорливо указал, что освобождение трудящихся от эксплуатации не может не вызывать у них глубокую материальную и моральную заинтересованность в результатах труда, в развитии общественного производства, не может не прививать навыки социалистической дисциплины труда, творческого отношения к делу. Форму выражения такого отношения победившего пролетариата к труду Ленин назвал социалистическим соревнованием.
В апреле 1929 года XVI Всесоюзная партийная конференция, одобрившая первый пятилетний план, принимает обращение «Ко всем рабочим и трудящимся крестьянам Советского Союза» с призывом развернуть массовое социалистическое соревнование.
Обращение XVI партконференции, а также постановление ЦК ВКП(б) «О социалистическом соревновании фабрик и заводов» положили начало массовому движению ударников.
2 сентября 1935 года в «Правде» было опубликовано сообщение, которое с высот сегодняшнего времени можно назвать историческим.
«Кадиевский забойщик шахты «Центральная-Ирмино» тов. Стаханов в ознаменование 21-й годовщины Международного юношеского дня поставил новый всесоюзный рекорд производительности труда на отбойном молотке. За шестичасовую смену. Стаханов дал 102 тонныугля, что составляет 10 процентов суточной добычи шахты, и заработал 200 рублей. Стаханов обогнал непревзойденных до сих пор мастеров угля Гришина, Свиридова, Мурашко».
В ночь на 4 сентября партгрупорг участка «Никанор-Восток» Мирон Дюканов добыл 114 тонн, 5 сентября Матвей Канцедалов — 125 тонн, 9 сентября Алексей Стаханов вырубил 175 тонн, выполнив 25 норм. А спустя некоторое время забойщик Горловской шахты № 1 Никита Изотов, прервав на несколько дней учебу в Промакадемии, дал за смену 640 тонн угля…
В ту осень один рекорд следовал за другим во всех отраслях социалистической индустрии, на транспорте, в сельском хозяйстве. На Горьковском автозаводе отличился кузнец Александр Харитонович Бусыгин, который при норме 675 валов отковал в смену 966, а затем довел до 1050 валов за смену. Токарь Московского завода шлифовальных станков Павел Борисович Быков, начав применять высокие скорости резания, выполнил нормы на 250—430, а затем на 580 и даже на 720 процентов. В обувной промышленности отличился Николай Сметанин, в текстильной — ткачихи фабрики имени Ногина Евдокия и Мария Виноградовы, которые стали обслуживать по 144 станка. Петр Кривонос показал образцы вождения тяжеловесных поездов. Сталевар Мариупольского металлургического завода Макар Мазай добился невиданных результатов в съеме стали с каждого квадратного метра пода печи…
На Урале не было завода, шахты, фабрики, где бы рабочие не подхватили новое движение работать по-стахановски!
В 1971 году я побывал в городе Торезе, в гостях у А. Г. Стаханова. Высокий, седой, Алексей Григорьевич встретил меня приветливо’ и гостеприимно.
— С чего началось-то? — улыбнулся он.— Все началось с лаптей. Привязал я покрепче бедняцкую обувку и подался с односельчанами-орловцами в донецкие края. Думал, подзашибу деньжонок и перво-наперво справлю сапоги со скрипом да фуражку с лакированным козырьком. А потом, глядишь, и на лошадку соберу. Но судьба распорядилась иначе. Мечта моя скромная вскоре осуществилась — сапоги я приобрел и фуражку тоже, но земледельцем не стал. Поглянулось мне на руднике, в рабочей семье…
Алексей Григорьевич вспоминал те далекие годы, и морщинистое лицо его светлело…
Сошелся он на шахте с душевными людьми. Смекалистого и работящего, его быстро научили шахтерскому
делу. Забойщику Стаханову доверили один из первых отбойных молотков — новинку техники. И тут он понял, что в небольшом уступе, на какие разделена лава, с новой техникой тесно, что пришла пора удлинить уступы, дать полную нагрузку отбойному молотку, креплением пусть занимаются специально выделенные для этого люди…
Предложение забойщика приняли, выбрали удобную смену, и вот в ночь с 30 на 31 августа 1935 года Стаханов спустился в забой…
— В газетах много тогда писали о нашей работе, о рекордах и подвигах. Я очень удивился, даже растерялся, что движение назвали стахановским. Ведь дело не в моей фамилии, видимо, все дело состояло в новаторском строе нашей новой жизни…
Закончив’ Промакадемию, А. Г. Стаханов продолжал работать в Донбассе, он немало сделал для распространения передовых приемов труда.
В 1970 году А. Г. Стаханову было присвоено звание Героя Социалистического Труда.



Перейти к верхней панели